Смекни!
smekni.com

Сроки в гражданском праве (стр. 11 из 17)

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что основополагающим подразделением сроков является их разделение на два класса: сроки осуществления прав и исполнения обязанностей и сроки защиты прав, с последующим разделением на виды внутри классов. Именно такое подразделение позволяет наиболее четко отграничивать принципиально разные по механизму воздействия на субъективное гражданское право и, соответственно, на гражданские правоотношения сроки. Кроме того, реализация механизма воздействия двух классов сроков осуществляется в рамках различных по правовой природе видов правоотношений: первого - в рамках регулятивного, второго - в рамках охранительного правоотношения. Признание этого разделения фундаментальным вполне обоснованно.

Правовой срок существует во многих своих разновидностях, характер которых зависит от целей установления срока, его функций, порядка регулирования опосредуемых им отношений. В наиболее общем виде отразить сущностные сходства и различия правовых сроков между собой, систематизировать накопленные знания о них позволяют используемые в науке классификации. В основе выбора той или иной классификации лежат специальные критерии, называемые основаниями, согласно которым изучаемые объекты исчерпывающим и непротиворечивым образом подразделяются на однородные классы явлений, объединенных в одно целое конкретными специфическими чертами.

В отношении последней классификации интересно обратить внимание на то, как в настоящее время в научной литературе происходит переосмысление традиционно признаваемого деления. Так, К.Ю. Лебедева предлагает использовать более развернутую классификацию сроков по значению их в процессе правового регулирования. Сроки подразделяются ею на три основные группы: а) регулятивные, б) охранительные (сроки защиты), в) технико-правовые. К первым, в свою очередь, относятся: 1) правообразующие, 2) правоизменяющие, 3) правопрекращающие (т.е. сроки осуществления, включающие два подвида: а) сроки существования и б) пресекательные (преклюзивные) сроки). Во второй группе сроков в зависимости оттого, в каком порядке (форме) реализуется право на защиту, выделяют две разновидности: 1) сроки неисковой защиты права (сроки реализации мер пресечения, то есть самозащиты, гарантийные, претензионные) и 2) сроки исковой защиты (исковая давность). К третьей группе сроков отнесены сроки годности, службы, хранения, транспортабельности[84].

В задачу настоящего исследования не входит выработка какой-либо новой классификации правовых сроков либо обоснование преимуществ того или иного основания классификации. Представляется, что наиболее подходящей является классификация, основанная именно на таком критерии, как назначение сроков в процессе правового регулирования.

ГЛАВА 3. СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

3.1 Сроки существования гражданских прав

Реализация гражданских прав и исполнение обязанностей требуют определенного времени: сроков, установленных законами, иными правовыми актами, условиями договоров. Да и времени для обеспечения управомоченным, обязанным лицом возможностей выбора, вытекающего из содержания субъективного права и юридической обязанности.

Каждый из правомочий, входящий в содержание субъективного права: право требования, право на положительные действия, притязание (возможность приведения в действие аппарат государственного принуждения относительно обязанного лица), связан со сроками реализации (осуществления гражданских прав).

Эти сроки обычно именуются сроками осуществления гражданских прав, в течение которых управомоченный субъект вправе (обязан) сам реализовать принадлежащее ему право либо потребовать совершения определенных действий от обязанного лица. Поскольку "осуществление" во всех случаях определяется через "реализацию", правильнее было бы, как представляется, их просто называть "сроками реализации".

Как считал В.П. Грибанов, право требования «может быть реализовано управомоченным лицом лишь в рамках срока существования субъективного права, а в определенных случаях — лишь в пределах так называемого "пресекательного" срока. Для осуществления второй возможности характерны так называемые "гарантийные" и "претензионные" сроки. Для реализации третьей возможности путем обращения к компетентным государственным органам с требованием принудительного осуществления или защиты права необходимо соблюдение установленных законом сроков исковой давности»[85].

Установление жестких границ применения сроков реализации относительно правомочий управомоченного лица (т.е. в рамках существования субъективного права) вряд ли соответствует смыслу закона о сроках. Сроки реализации гражданских прав могут быть установлены сторонами в договоре по своему усмотрению, т.е. возможны изменения "рамок" существования субъективных прав.

Спорна также позиция В.П. Грибанова относительно существования субъективных прав только в пределах пресекательного срока. Субъективные права могут принадлежать лицу и за пределами пресекательного срока в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 1155 ГК РФ "Принятие наследства по истечении установленного срока").

В юридической литературе преобладает точка зрения, что сроки осуществления гражданских прав (сроки реализации гражданских прав) классифицируются на: сроки существования гражданских прав; пресекательные, претензионные, гарантийные, а также на сроки годности, службы, реализации, хранения, транспортабельности.

Сроки существования гражданских прав, в отличие от бессрочных субъективных прав (в частности, по праву собственности), определяются как сроки действия (существования) субъективных прав в течение определенного периода времени. Как представляется, эти сроки следовало бы обозначить, как "временные" сроки принадлежности субъективных прав.

Так, мировой судья судебного участка № 1 Шигонского района рассмотрел дело по иску Солощевой Капитолины Ивановны к администрации Шигонского района о признании права собственности на жилой дом.

Солощева К.И. обратилась к мировому судье с иском о признании права собственности на жилой дом, указывая, что с 1962 года по настоящее время проживает в доме и с. Шигоны, Шигонского района. Самарской области, ул. Почтовая, 90. Данный дом ей был куплен, фамилию продавца не помнит. Документов, подтверждающих покупку дома, не сохранилось, нет их в администрации Шигонской волости. Дом с приусадебным земельным участком, па который выдано свидетельство о праве собственности. В РегПалате ей отказались регистрировать право собственности на дом, поскольку нет правоустанавливающих документов. Просит признать право собственности на дом.

Выслушав пояснении истца, исследован материалы дела, мировой судья считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Факт постоянного проживания Солощевой в указанном доме на протяжении более 40 лет подтверждается копией технического паспорта, копией свидетельства о праве собственности на землю, пояснениями сомой истицы. Согласно справок из ГУ ФРС и ЦТИ право обременения на спорный дом не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах мировой судья полагает возможным признать за истицей право собственности на дом[86].

К ним относятся: срок действия доверенности (ст. 186 ГК РФ), авторских прав на произведения науки, литературы и искусства (в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти — ст. 27 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.), патента на изобретение (в течение 20 лет), промышленный образец (10 лет), полезную модель — (5 лет) с даты правильно оформленной заявки.

3.2 Пресекательные сроки

Пресекательные сроки (преклюзивные) — это сроки, с истечением которых как бы "прекращаются" субъективные гражданские права. Законом установленный срок предоставляет управомоченному лицу время для реализации принадлежащего ему права.

Пресекательные сроки отличаются от вышеназванных "временных" сроков принадлежности субъективных прав по признаку объективной возможности "существования" при надлежащем осуществлении субъектом своих полномочий в течение установленного времени[87].

Эти сроки являются своеобразной санкцией за несвоевременную реализацию субъективных прав. Как заметила Е.В. Кулагина, "...если сроки существования субъективных прав имеют назначением обеспечение реальной возможности использовать принадлежащие лицу права, то пресекательные сроки направлены на пресечение случаев неосуществления или ненадлежащего осуществления субъективного права. Поэтому пресекателъные сроки в гражданском праве — это сроки исключительные, установленные лишь для особых случаев"[88].

Как писал М.А. Гурвич, "пресекательный срок — это граница существования субъективного материального права"[89].

Поддерживая эту позицию А.В. Люшня отмечает, что "... правопрекращающее действие пресекательного срока видно из содержания нормы, предусматривающей тот или иной пресекательный срок"[90].

В действующем законодательстве РФ нет нормы, содержащей название "пресекательные сроки". Предполагается наличие существенных признаков этого научного понятия через выражения "утрата права", "сроки принятия" и т.п. К разновидностям пресекательных сроков можно отнести: положения ст. 228 ГК РФ ("Приобретение права собственности на находку"), ст. 231 ("Приобретение права собственности на безнадзорных животных"); ст. 1154 ("Срок принятия наследства"), допускающую, как исключение из общих правил, возможность восстановления срока - ст. 1155 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Федеральным законом от 27 сентября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)"[91] установлено: "Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований" (ст. 71).