Смекни!
smekni.com

Этика весенней охоты на вальдшнепа (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра биологии и охотоведения

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Биоэтика и охрана природы»

тема: Этика весенней охоты на вальдшнепа.

Выполнил: студент 3 курса

гр. 8217(1)

Сайко С.Е.

Проверил: Сенчик А.В.

Благовещенск 2010г


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Особенности биологии вальдшнепа— Scolopax rusticola

2. Подготовка к охоте и основные этические нормы при охоте на вальдшнепа

3. Охота на вальдшнепа и этика охоты

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Стрельба вальдшнепа на тяге - старинная русская охота. Как и в других славянских странах Восточной Европы, она имеет свои давние традиции. Общеизвестно, что она самая массовая и самая простая для охотников центральных областей России. Как тянет в пробуждающийся после зимнего сна весенний лес после долгой и нудной зимы, после длительного охотничьего межсезонья! Многие охотники ездят на тягу всего один-два раза за короткий десятидневный период весенней охоты. Главное для них - постоять в весеннем вечернем лесу, послушать голоса прилетевших птиц, ощутить чарующий запах талой земли и набухающих почек деревьев, попить березового сока, ну и, конечно же, увидеть вальдшнепа, а при удаче добыть его. В 70-е годы, когда после долгого периода полного запрета весеннюю охоту стали открывать вновь, в первую очередь открыли охоту на тяге. Долгое время в некоторых охотничьих хозяйствах она оставалась единственной разрешенной весенней охотой.

Сама охота редко бывает добычлива: как показал анализ анкет, путевок и лицензий, среди всех охотящихся на тяге в среднем российский охотник добывает одного вальдшнепа за сезон, а общий объем добычи составляет порядка 150 тысяч птиц. Это примерно в 10 раз меньше, чем за один осенне-зимний сезон добывают вальдшнепов в Италии или в 8 раз меньше, чем во Франции, причем более 98% отстрелянных на тяге птиц составляют самцы. А вот при охоте на зимовках самок всегда отстреливается больше, чем самцов, так как первые лучше держат стойку легавых и меньше бегают от них. Осенью вальдшнепов у нас стреляют мало (не более 50 тысяч за сезон), да и то, в основном, на юге России. Когда же лист с деревьев опадет, основной пик пролета лесных куликов в центре России, как правило, уже бывает закончен. Вот почему весенняя охота на тяге, являясь у нас основным способом охоты на вальдшнепа, имеет полное право на существование.

Вопрос о полном закрытии весенней охоты, в том числе и на тяге, к сожалению вновь был поднят в России антиохотничьими организациями, особенно в последнее время. Среди сторонников запрета есть и немало ученых, орнитологов, любителей птиц. Насколько известно, среди всех "противников" весенней охоты настоящих охотников нет, а потому их спор с охотниками - это разговор слепого с глухим. Однако в одном они правы - в настоящее время реальное поведение большинства охотников на весенней охоте таково, что если и дальше продолжать так охотиться, то ее реально могут закрыть.


Вальдшнеп — Scolopax rusticola

Довольно крупный кулик с короткими ногами и длинным сильным клювом. Масса его 270—305 г. Верхняя сторона тела ржавчато-бурая с темными пятнами, затылок с черно-бурыми поперечными полосами. Брюшная сторона беловато-охристая с коричневато-бурыми поперечными полосками (рис. 1).

Распространен в лесной зоне Евразии от Англии и Франции на восток до Сахалина и Хоккайдо. Встречается также на Кавказе, и Гималаях, на о-вах Азорских, Канарских и Мадейре. Зимует на юге Европы, в северных частях Африки и на юге Азии.

В отличие от большинства других куликов, вальдшнеп — лесная птица. Гнездится в густых смешанных и лиственных лесах с кустарниковым подседом, мочажинами и болотцами, по мелким ключам и речкам. В зависимости от хода весны сроки прилета по годам сильно колеблются. На юге страны прилет бывает примерно в марте, на севере — в мае.

Полигам. Постоянных пар не образует. В брачный период характерны токовые полеты, которые нередко наблюдаются еще во время пролета, но в основном начинаются дня через два после прилета и продолжаются до середины июля.


Рисунок 1. Вальдшнеп


Эти токовые полеты получили у охотников название тяги. Тяга происходит после захода солнца. Самец летит над лесом, предпочитая участки с полянами, издавая при этом характерное «хорканье» и особый свист — «циканье». Тяга длится с перерывами до рассвета. Иногда и самки принимают участие в полетах над лесом, но они при этом только посвистывают, но не «хоркают». Заслышав ответный крик самки, токующий самец прекращает полет, опускается на землю и начинает «ухаживать» за самкой.

Гнездо самка делает на земле в виде углубления в почве с выстилкой из сухих стебельков, листьев и трухи. Обычно оно pacполагается под кустиком, около ствола или пня дерева, но иногда среди травы на открытом месте. В апреле на юге страны, в мае — на севере в гнездах появляются яйца. В полной кладке 4 яйца. На сиживание самка начинает с откладки последнего яйца. Продолжается оно 20—24 дня. Обсохнув, птенцы покидают гнездо, но продолжают держаться в тех же глухих участках леса. При опасности самка может переносить птенцов на другое место. Она либо переносит птенца на бегу, держа в клюве, либо зажимает между телом и согнутыми приподнятыми плюснами и летит с ним.

Осенний отлет происходит поздно, незадолго до первых заморозков и выпадения первого снега. На севере он наблюдается во второй половине сентября, на юге — со второй половины октября и даже в ноябре. Пищу добывает преимущественно в земле и лес ной подстилке, она состоит главным образом из дождевых червей и личинок насекомых, но поедаются также взрослые насекомые, а весной и осенью различные растительные корма — корешки растений и ягоды.

Вальдшнепы — широко распространенная птица. Один из любленных объектов спортивной охоты. Стреляют его весной на тяге. Осенью и весной охотятся на вальдшнепов во время пролета на «высыпках».


2. Подготовка к охоте и основные этические нормы при охоте на вальдшнепа

Настоящий охотник всегда стремится взять весной кратковременный отпуск и уехать подальше, в угодья, где мало других охотников. У одних есть дом в деревне, другие едут к друзьям, третьи - любят искать новые глухие неизведанные места. Но не у всех есть такая возможность. Большинству приходится выезжать после работы в пригородные угодья. А там плотность желающих поохотиться на вальдшнепа очень велика. Местами, особенно в первые два дня охоты, часто приходится наблюдать такую картину: буквально каждая поляна в лесу занята охотниками. Если есть подъезды, то у каждой вырубки, каждой просеки стоит машина. Оккупировать какое-либо место только вместе со своими друзьями-охотниками, конечно, всегда приятно. Но вот вклиниваться в чужую компанию, пусть даже и где-то на краю вырубки, неэтично. Еще более неприятно, когда вы заранее выбрали место, расположились, наслаждаетесь приближающимся заходом солнца, и тут подъезжает машина и из нее выходит бригада охотников, рассыпающихся по вашей вырубке и буквально окружающих вас. Какое уж тут созерцание прелести весеннего вечера? Скорее всего, ни один вальдшнеп не долетит до вас. Если и налетит какой на выстрел, то подсознательно вы побоитесь пропустить его на соседа, а потому поспешите с выстрелом. В такой обстановке трудно взять правильное упреждение. Подранок же наверняка будет обстрелян соседями, а идти его искать сразу же - это портить охоту другим, отпугивая тянущих вальдшнепов.

Возможно и следующееразвёртывание событий. Хорошо постреляв, приходишь заранее на облюбованное место на следующий вечер, а там уже - группа охотников. Все уверения о том, что это ваше место, проверенное вчера, ни к чему не приводят - "мы здесь с шести вечера". Все ясно, вчера наслушали выстрелы и решили опередить. Однако велика вероятность, что если хорошо поохотился на этом месте один вечер - другой там же редко бывает успешным.

Всегда вызывает опасение за свою собаку, нахождение на тяге с незнакомыми охотниками. Возможно и то, что эти стрелки и не подозревают о ее присутствии. После выстрела редкая собака остается сидеть на месте. К сожалению, стрельба по собакам на тяге в последнее время вещь довольно обычная. В сумерках собак принимают и за зайца, и за лисицу, и за кабана. Что думают эти горе-стрелки, поднимая ружье на запрещенные к отстрелу весной виды животных?

Итак, одно из требований этики охоты на тяге - если видишь, что место занято, ищи другое. Для этого желательно приходить в лес пораньше, как минимум за полчаса до захода солнца. Минимальная дистанция, на которую надо отойти от другого охотника - 300 метров. Если вы охотитесь своей компанией, старайтесь не разговаривать во время самой охоты. Не отвлекайте друзей пустыми разговорами, пусть даже и тяга-то сегодня слабая. Оставьте все ваши проблемы до дружеского ужина. Тишина, созерцание окружающего мира - вот то, ради чего многие выбираются на тягу. Если кто-то из охотников сбил вальдшнепа и не может его тотчас найти, он не должен звать сразу же на помощь товарищей, будь у них и подружейная собака для апортирования. Пусть хозяин этой собаки сам решит, когда настанет черед ее работы.

Этика стрельбы

Весной категорически нельзя стрелять вальдшнепа, поднявшегося с земли. Им может оказаться самка.

На тяге же, главное - соблюдать три правила:

· не стрелять дальше 35-40 метров,

· не использовать дробь крупнее номера 7

· знать, как отличить самку от самца.

Следует сказать и о таких прописных истинах, как недопустимость стрельбы никаких других птиц, будь то разрешенные к отстрелу селезни и гуси или находящиеся под запретом дрозды, чайки, чибисы и другие птицы. Некоторые могут возразить - что "криминального" в отстреле налетевшего одиночного селезня или в выстреле по накрывшей вас гусиной стае? Может быть, ущерб этим природе не будет нанесён, но такая вольность и порождает вседозволенность, нарушая устоявшиеся охотничьи правила и этику охоты. Успешно отстреляв селезня, в дальнейшем охотник попробует выбить его из налетевшей пары и зацепите утку. А потом решится пальнуть по стае свиязей - все равно северные, пролетные... И это касается не только молодых охотников. Есть и те, которые начали охотиться достаточно поздно, в 40 и даже 50 лет, которым, вырвавшись в лес на тягу, неудержимо хотелось пострелять. До вечерней зари - по бутылкам, по воронам, потом по любым и летящим, и сидящим птичкам. А уж если увидят вальдшнепа - лупят на любой дистанции! Культурному охотнику трудно их понять.