Смекни!
smekni.com

История и охрана деревьев Крыма (стр. 1 из 4)

Деревья являются одним из замечательнейших творений Природы. Некоторые деревья выделяются среди своих собратьев своими размерами, возрастом, формой и тем самым представляют особый интерес для человека. Часто такие деревья становятся объектами религиозного поклонения, почитаются как свидетели важных исторических событий и известных людей, становятся объектом внимания художников, писателей, поэтов. Такие достопримечательные деревья прочно входят в культуру народа и становятся уже не только природными, но и важными историко-культурными объектами.

В данном очерке рассказывается о достопримечательных деревьях Крымского полуострова. Работа эта во многом новая и большинство читателей откроет здесь для себя достаточно новые факты. Надо сказать, что старые, многовековые деревья Крыма неоднократно привлекали к себе внимание ученых. В разное время им было посвящено несколько статей, а в 1967 году в Симферополе даже была издана брошюра "Достопримечательные деревья Крыма". Её автор, профессор А. Л. Лыпа, с любовью описывает наиболее старые деревья полуострова, но, к сожалению, наибольшая часть брошюры посвящена деревьям Крымского Южнобережья, произрастающим в его садах и парках. Основная часть описанных профессором А.Л. Лыпой деревьев, - крымские интродуценты, в то время как о настоящих хозяевах Крымских гор приведены довольно скудные сведения. Данный же труд посвящен коренным деревьям-крымчанам, тем, чьи предки на протяжении многих столетий живут на этой благословенной земле.

Так же здесь впервые приводятся данные о деревьях, которые у разных народов полуострова, в разные времена удостоились религиозного почтения и поклонения. Такие деревья всегда существовали в Крыму и существуют здесь поныне. В советское время, когда вся государственная система была направлена против любых проявлений религиозных культов, вопрос о религиозном значении природной среды в жизни и культуре этноса даже не поднимался. Сейчас этот вопрос поднимать необходимо, поскольку поклонение объектам природы является частью культуры и самосознания многих крымских народов.

Кроме знакомства со священными деревьями, читатель познакомиться с деревьями-свидетелями (мемориальными деревьями), которые связаны с интересными личностями или важными историческими событиями крымской земли. Здесь Вы также узнаете о современном состоянии вековых, священных и мемориальных деревьев, прочитаете о том, как в настоящее время крымчане относятся к таким деревьям.

Важная часть представляемой на суд читателя работы - глава об истории, современном состоянии и перспективах охраны достопримечательных деревьев Крыма. Надеюсь, что, прочитав её, Вы встанете на сторону тех, кому действительно небезразлична судьба патриархов крымского леса. Очень хочется, чтобы этот очерк был прочитан работниками государственных и общественных природоохранных организаций, чтобы он стал еще одним толчком для настоящей, действенной охраны уникальных творений крымской Природы. Так же хочется, чтобы многочисленные крымские экскурсоводы нашли здесь не только факты для пополнения своих экскурсионных рассказов. Хочется, чтобы они поняли, что современные традиции бережного отношения к интереснейшим представителям древесной флоры Крыма в сознание гостей полуострова закладывают именно они. То же самое хочется посоветовать и школьным учителям, руководителям различных детских природоведческих коллективов, которые должны прививать любовь и уважение к старому дереву будущим крымчанам с самого раннего возраста.

Если та информация, которая представлена в данном очерке хоть немного поможет в святом деле охраны крымской Природы, если она послужит формированию экологической культуры хоть незначительной части крымчан, если она заставит задуматься о будущем нашей земли, то это будет лучшей наградой автору за его скромный труд.

Горный Крым беден древесным растительным покровом. В лесах полуострова встречается незначительное количество старых, многовековых деревьев. Связано это, прежде всего, с особенностями отношения населения Крыма к древесной растительности. Дело в том, что на протяжении многих веков к крымским лесам существовал исключительно хозяйственный подход. Только за последние два тысячелетия в Крыму сменялся ни один десяток народов и культур. Каждый из вновь прибывших на таврическую землю этносов внес значительную лепту в уничтожение генофонда крымских лесов - кто рубил лес на хозяйственные нужды, кто на военные. Из векового крымского леса строили свой флот римские легионы и русские моряки адмирала Ушакова. Значительные лесные пространства уничтожали таврские земледельцы и скотоводы-татары. Лес из Крыма вывозили за границу во времена Гражданской и Великой Отечественной войны. Фашисты даже организовали специальный трест по вывозу крымского леса в Германию. И чаще всего на вырубку шли самые мощные старые деревья.

Наибольший урон горные леса понесли во времена существования Крымского ханства, что было связано с хищническим использованием природных ресурсов Крыма со стороны турок и татар. Пожалуй, первым человеком, описавшим потребительское отношение татар к природе полуострова, был известный турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в Крыму в середине XVII века. В своей "Книге путешествий", приводя описание окрестностей Балаклавы, он говорит: "В горах, сии заливы окружающих, произрастают деревья мастиковые. Во времена, когда властвовали здесь неверные, добывали они мастиковую смолу. Однако в нынешние времена татары, не зная ценности этих деревьев, вырубают их на топку" [36]. Известный российский ученый П. С. Паллас, путешествовавший по Крыму в конце XVIII столетия, писал: "Татары употребляют все возможные усилия, чтобы истребить эти полезные леса, жгут их, собирают смолу и т.п." [27]. "Варварскую привычку татар вырубать самые живописные и драгоценные леса и оголять лучшие пейзажи окрестности" упоминает в конце XIX века в "Очерках Крыма" Е. Л. Марков [24].

Леса нещадно вырубались на всевозможные нужды хозяйства (дрова, заборы, колья для многочисленных виноградников, изготовление деревянной утвари и т.д.). Приведем малоизвестный факт, выступающий ярким примером разрушительной силы крымского народного хозяйства по отношению к горным лесам. В крымской садоводческой культуре незаменимым приспособлением были чаталы - подпорки для веток плодовых деревьев, представляющие собой прямые жерди с рогатинкой на конце. Стандартная длина чатала составляла от 320 до 850 см при толщине 5 см. в нижнем отрубе. "Взрослое дерево, обремененное полным урожаем, требует обыкновенно от 150 до 200 (а иногда 300) чатал. Ежегодно необходимы многие миллионы чатал, которые добываются путем рубки молодых деревьев ценных лесных пород" [33].

Огромное количество леса шло на производство древесного угля (по данным известного крымского ученого-краеведа В. П. Душевского Крымское ханство поставляло в Турцию до 300.000 тонн древесного угля ежегодно), большой вред крымскому лесу нанес не прекращавшийся несколько столетий неограниченный выпас скота (овцы, козы, коровы) в горных районах полуострова.

К сожалению, и в наше время крымские леса нещадно страдают от деятельности человека. Рубеж XX и XXI веков, когда люди оказались брошенными на произвол судьбы своим государством, характеризуется всплеском потребительского отношения к природным ресурсам, который подкрепляется отсутствием государственного контроля и всеобщей безнаказанностью. Как когда-то, во времена палеолита, лес рубят на дрова, чтобы обогреть свое жилье и приготовить пищу. Вырубаются наиболее крупные, старые деревья в прилегающих к населенным пунктам лесных массивах. Не минуют этой участи парковые насаждения и защитные лесополосы. Чаще всего за таким варварским занятием застают, как это не плачевно, представителей крымско-татарского народа.

Настоящим бичом последнего времени стало повальное уничтожение солидных по возрасту, часто многовековых экземпляров можжевельника. Из стволов можжевельника делают спилы, которые затем сравнительно недорого продаются приезжающим в Крым туристам, как средства-ароматизаторы для квартир. Из можжевеловых спилов чаще всего делают подставки для посуды и подсвечники. Этим нехитрым "бизнесом" зарабатывают сотни жителей Алушты, Ялты, Севастополя, Бахчисарая, Симферополя, многих крымских сел. Краснокнижный можжевельник не только безнаказанно вырубается (часто на территориях природно-заповедного фонда), но и продается на глазах у работников природоохранных государственных структур, которые в этом отношении не принимают никаких действенных мер.

Так, например, только в Бахчисарайском районе, где ежегодно уничтожается огромное количество деревьев можжевельника и тиса, официально за 2001 - 2002 годы было зарегистрировано всего 5 (!) фактов незаконной порубки. По факту рубки можжевельника были составлены протоколы на 3-х человек: Пристепов В.В. (3 дерева до 10 см. диаметром, штраф 85 грн.), Арифов С.Э. (1 дерево сухостойного можжевельника, штраф 51 грн.) и Костенко Д.Л. (штраф 85 грн.). В 2001 году были составлены два протокола по поводу заготовок веток тиса ягодного в государственном заказнике "Бельбекская тисовая роща". Нарушители - Чкиря Н.В. и Мощенский С.В. уплатили штраф в размере 60 и 196 грн. За 2002 год протоколов вообще не составлялось. 09.07.2002. года прокуратурой Бахчисарайского района был составлен запрос Бахчисарайский гослесхоз по поводу фактов нарушения законодательства в отношении древесной растительности района за 2001-2002 г. Был получен интересный ответ: "Гослесхозом фактов нарушения природоохранного законодательства (а именно приобретения и сбыта природно-растительного мира, занесенного в Красную книгу и находящегося в пределах района) не установлено. Фатов незаконного использования растительного мира, произрастающего на территории ПЗФ путем порубок деревьев и кустарников, незаконного изъятия из природной среды растений, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства не установлено". Подписался под этим главный лесничий Бахчисарайского гослесхоза С. В. Дементьев. Выходит, что в Бахчисрайском районе никто не вырубает деревья, никто не продает изделия их можжевельника и тиса, никто не рвет и не продает первоцветы! Но пройдите возле Бахчисарайского дворца, "пещерного города" Чуфут-кале и вы увидите в каких масштабах продаются свежесрубленные изделия из можжевельника. А говорить о том, что сотни жителей района зарабатывают на продаже подснежников и вообще не приходиться. Но по мнению лесников на вверенных им территориях все тихо и спокойно: