Смекни!
smekni.com

Норильский никель (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КГТЭИ

Реферат по экологии.

«Норильский никель».


Введение.

Тема охраны окружающей среды нынче в моде. У “зеленых” считается правилом хорошего тона не употреблять в пищу мяса, не носить куртки из кожи и защищать права коров и свиней. Вот только вряд ли это можно назвать защитой природы в прямом смысле этого слова. Пожалуй, самыми добросовестными защитниками окружающей среды, как бы странно это ни звучало, являются самые ее сильные загрязнители - большие заводы с вредным производством.

Норильск – это как маленькая страна, лежащая за Полярным кругом. И «столица» этой страны – горно-металлургический комбинат. От того, насколько прочно и уверенно стоит на ногах комбинат, зависит и жизнь города, и благополучие его населения. В последние годы ОАО «ГМК «Норильский никель» проводит последовательную политику, направленную на улучшение экологии всех своих предприятий, в том числе и НГМК. Более наглядно это можно увидеть на примере заводов, расположенных на Кольском полуострове.

Во время недавних «газовых атак», когда уровень загрязнения воздуха доходил до 100 ПДК, норильчане активно обсуждали версию, по которой экология в городе ухудшилась из–за укороченных труб. Недавно эта версия получила свое подтверждение. Как нам сообщили норильчане, проводившие лето на юге Красноярского края, в эфире телекомпании «Афонтово» прошел сюжет о буднях компании «Норильский никель», в котором прозвучала официальная версия ухудшения норильской экологии. Оказывается, заводские трубы действительно укоротили, причем сделано это было «по просьбе канадцев». Норильчанам «канадскую версию» решили не представлять — для них был подготовлен более поэтический вариант про «неблагоприятную розу ветров».

Контроль за состоянием атмосферы в Норильске – задача экологов ЗФ «Норильский никель».

Уже 70 лет в Норильске работает крупнейший в мире горно-металлургический комбинат. Естественно, что его работа не может не отражаться на экологии территории. В этой связи экологическая ситуация в Норильском промышленном районе – одна из основных проблем руководства Заполярного филиала «Норильский никель». Весь НПР круглосуточно находится под чутким экологическим контролем специалистов «Норникеля».

Для определения концентрации выбросов комбината в атмосферу экологи Заполярного филиала используют две уникальные передвижные экологические лаборатории, которые сканируют сразу несколько параметров: содержание в атмосфере диоксида серы, сероводорода, оксида и диоксида азота и монооксида углерода. Вся информация, полученная специалистами, сразу поступает на предприятие, и при необходимости специалисты «Норникеля» принимают дополнительные меры. Уникальные экомобили контролируют состояние атмосферы круглосуточно. Игнорировать указания сотрудников эко-лаборатории руководство предприятий Заполярного филиала не имеет права. Каждое утро руководителям комбината поступает сводка за сутки, были ли превышены предельно допустимые нормы выбросов и какие меры были приняты, чтобы устранить нарушения.

Чистое производство «Норильского никеля».

Предприятия с “грязным” технологическим циклом обычно входят в структуру крупных финансово-промышленных групп. А внимание к таким компаниям контролирующие органы уделяют очень даже пристальное, поэтому промышленным гигантам волей-неволей приходится заниматься вопросами экологии. Кроме того, на международном рынке на продукцию, не имеющую экологического паспорта, потребители и смотреть не станут. Логика, быть может, и прагматичная, и не альтруистическая, но действенная.

Самый яркий тому пример - “Норильский никель”. Металлургическое производство всегда оставалось одним из самых тяжелых в экологическом плане. Но с другой стороны, именно успешная деятельность комбината предопределила сегодняшний геополитический и экономический статус Таймыра - региона, на территории которого находится предприятие. Для “зеленых” приведенный довод покажется малоубедительным: есть завод, он дымит, значит, он плохой. Хотя если абстрагироваться от эмоциональной составляющей проблемы, то окажется, что на деле не один только “Норникель” “во всем виноват”.

Так, по экспертным оценкам ученых НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера, экосистемы Таймырского автономного округа за последние сорок лет действительно претерпели серьезные изменения и нарушения именно в результате производственной деятельности человека. Судя по их заключению, причины, вызвавшие нарушения природной среды, очень многогранны и не могут классифицироваться только как результат деятельности предприятий “Норильского никеля”, хотя и носят техногенный характер.

пастбищам, а именно: на уничтожение ягеля - основной пищи северных оленей. Дескать, отравил все своими выбросами комбинат, и перестало растение расти. Однако, по мнению некоторых экспертов, даже этот безрадостный факт не внесет в жизнь животных никаких кардинальных изменений. Олени, как и другие млекопитающие, имеют довольно солидный запас приспособляемости к неблагоприятным условиям и могут питаться травой, которая все-таки вырастает вместо ягеля.

Конечно, свое влияние оказывает и использование тяжелой гусеничной техники, и ведение строительных и изыскательских работ, разработка газоконденсатных месторождений, строительство трубопроводов.

Между тем, выбросы “Норильского никеля” лишь отчасти затрагивают пастбищные экосистемы. Доказательством тому являются выводы ученых НИИСХ Крайнего Севера, свидетельствующие о том, что деградация оленьих пастбищ является следствием суммарного воздействия целого ряда факторов. А загрязнение окружающей среды продуктами газопылевых выбросов ограничивается окрестностями самого Норильского промышленного района. Таймыр, как понимаете, этим районом не ограничивается.

Кардинальное изменение условий окружающей среды, причем в сторону ухудшения, грубо говоря, является “естественным” процессом при становлении и развитии почти любого крупного промышленного предприятия.

“Норильский никель” не является исключением. Основанный в 30-е годы прошлого столетия комбинат послужил причиной, из-за которой ландшафты в окрестностях Норильска изменились до неузнаваемости. Причем трансформация происходила не только в результате механического воздействия, но и от систематического поступления в почву, водоемы и растения загрязняющих веществ. По оценкам экспертов Всероссийского научно-исследовательского центра лесных ресурсов, площадь погибших лесов в начале 90-х годов превысила 600 тыс. гектаров.

Кто в этом виноват? Наверняка, не только руководство Норильского горно-металлургического комбината (до 2001 года такое имя носила главная промплощадка “Норильского никеля” на Таймыре - его Заполярный филиал). В советское время в стране главенствовала идея “Природа - это мастерская”. Вот и мастерили всем миром. Теперь дела минувших дней приходится расхлебывать нынешнему руководству “Норильского никеля” и, надо сказать, довольно успешно.

В сегодняшней экономической ситуации подобные лозунги не работают. Хотя экологическая обстановка в Норильском промышленном районе и теперь мало изменилась. И само металлургическое производство вряд ли в ближайшее время станет абсолютно безвредным.

Тем не менее, ученые считают, что в районе наметилась положительная тенденция по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Для предварительной экологической оценки воздействия предприятий горно-металлургической компании на окружающую среду привлекаются специалисты институтов и организаций Академии наук РФ, причем при финансировании “Норильского никеля”.

Металлургический «Ельник» подрастает.

Город, в котором хочется жить. Этот слоган все чаще можно услышать о Норильске. Сегодня все новые проекты компании «Норильский никель» проходят не только технико-экономическую, но и экологическую экспертизу. Разработана комплексная программа утилизации всех серосодержащих газов. Как она реализуется можно пронаблюдать на примере деятельности Кольской горно-металлургической компании, входящей в структуру «Норильского никеля». Полтора года назад ОАО «Кольская ГМК» объявила экологическую безопасность производства своей приоритетной задачей. Вероятно, подобное решение выглядело излишне смелым для одного из крупнейших отечественных предприятий цветной металлургии. Тем не менее оно оказалось абсолютно реалистичным.

«Золушка» экономики.

На цветную металлургию в России сегодня приходится до трети общего объема выбросов и сбросов загрязняющих веществ промышлен­ными предприятиями. Такова, к сожалению, спе­цифика этой базовой отрасли экономики. Но, объявляя экологическую безопасность производ­ства своей приоритетной задачей, в Кольской ГМК руководствовались и другими, не менее объек­тивными фактами.

Во-первых, оба комбината компании, «Севе-роникель» и «Печенганикель», расположены в районах Крайнего Севера, где экосистемы обла­дают пониженной способностью к восстановле­нию. Во-вторых, в непосредственной близости от границ Российской Федерации, что создает уг­розу трансграничного переноса загрязняющих веществ. По мнению заполярных металлургов,оба эти обстоятельстваизначально накладыва­ют на компанию особые обязательства в сфере охраны окружающей среды.

Спустя полтора года после офици­ального провозглашения курса на экологически безопасное производство, в Кольской ГМК уже разработана и последовательно реализуется соб­ственная политика в сфере экологии. Помимо пунктов о строгом соблюдении природоохран­ного законодательства и экологическом обра­зовании персонала (непременных для такого рода документов), политика предполагает также целый ряд сложных и дорогостоящих мер. 8 частности, внедрение и последовательное улуч­шение системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001:1996; поэтапное сокращение выбросов, сбросов загрязняющих веществ и образования отходов объектами КГМК путем внедрения про­грессивных технологий, новых материалов, повы­шения уровня автоматизации управления техно­логическими процессами.