Смекни!
smekni.com

Природа и общество (стр. 5 из 7)

3.ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО

3.1.ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - ЧАСТЬ ПРИРОДЫ

Итак, подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что появление человеческого общества – это результат эволюции природы. При этом, человеческий разум – это то, что служит человеку для выживания в природной среде, и вместе с тем, как показывает современная наука – это «инструмент» для связи человека с окружающим миром. Человек живет в окружающей его географической среде, преобразует окружающие его естественные ландшафты в агроландшафты и техногенные ландшафты, строит города, преобразует поверхность планеты, в этом проявляется его практическое отношение к ней.

Но вместе с тем, человек тесно связан с природой происхождением, материальными и духовными потребностями. Важнейшей потребностью человека является жить в экологически благоприятной среде, сохраняя и поддерживая ее качество.

В отношениях людей к природе можно выделить следующие формы: практическую (утилитарную), адаптивную, интимную, эстетическую.

Практическое отношение к природе – это ее непосредственное использование в практических, материальных целях. Под адаптивной формой связи человека с природой понимается отношение к ней как к среде обитания, к которой человек адаптируется, при нехватке того или иного блага. Тогда начинает проявляться первая, практическая форма, отношений человека и природы.

Интимная форма отношения к природе – это любовное, бережное отношение к ней. Скорее всего такое отношение к ней было развито в полной мере у людей каменного века, живших в эпоху мифологического мировоззрения и не отделявших себя от природы. Эстетическая форма отношения основана на восприятии человеком прекрасного в природе. Она возбуждает в людях эстетические переживания. Красота в природе соединяет в себе гармонию и дисгармонию, симметрию и асимметрию, свет и тени.

Последние две формы отношения человека к природе свойственны только скорее всего только человеку, ведь никто с точность не может утверждать, что другие животные любуются окружающим их пейзажем или охраняют какой-либо редкий вид растений. Нет, животные просто обитают в окружающей их среде, не преобразуя ее, они живут, подчиняясь своим инстинктам, рост и ограничение их популяций регулируют биологические и генетические законы. Человек же, преобразует окружающую среду, создает новые формы ландшафтов, выводит новые виды и породы животных и растений, чем ускоряет ход эволюции, но при этом сам человек ни физиологически ни анатомически не эволюционирует, происходят только изменения внутри самого общества, в его социальном устройстве. Хотя, можно сказать, что последние достижения в сфере развития информационных технологий, нанотехнологий, в компьютерной сфере, в медицине и т.д. (т.е. в науке), могут привести к тому, что люди могут заменять различные свои органы на искусственные, вживлять себе различные микрочипы или даже создавать себе новые органы. Это хорошо показывает как человек все более и более отделяется от природы, с которой как показано выше, закономерно связан.

Но человек – продукт эволюции природы, а эволюция обладает свойством целенаправленности, т.е. появление человека – не случайно, а закономерно, и в этом его появлении заложена какая-то высокая природная цель. Эту цель можно охарактеризовать, с философской точки зрения, как достижения гармонии между духовным и материальным. Эта гармония может всецело проявится в человеке, так как он сочетает в себе, как и материальные свойства, так и свойства духовных сфер. Но, это может случится лишь при условии того, что человечество всецело признает себя связанным и зависящим своим существованием от Природы.


3.2.СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Итак, человек приспосабливается к условиям природы таким образом, что оказывает на нее особое воздействия, создавая вокруг себя то, что принято называть культурой. Как писал Гумилев: «Отмеченные адаптивные способности человека не просто повышены сравнительно с его предками, а связаны с особенностью отличающей человека от млекопитающих. Человек не только приспосабливается к ландшафту, но и приспосабливает ландшафт к своим нуждам» [5-c.222]. Такое воздействие на природу называется антропогенным, т.е. возникшим в результате деятельности человека.

К сожалению, на современном этапе развития антропогенное воздействие стало угрожать существованию самого человека, и не только отдельным экосистемам, но и всей биоте планеты Земля. Вот что пишут по этому поводу современные российские ученые:

«В докладе Национального разведывательного совета США "Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года" [2002] слово кризис фигурирует только во множественном числе - региональные кризисы, финансовые кризисы и т.д. А о глобальном экологическом кризисе не упоминается вовсе. И это, надо сказать, весьма симптоматично.

Тем не менее, ширящееся "зеленое" движение, множащиеся ведомства по охране окружающей среды в различных странах мира и, наконец, набирающий силу рынок природоохранных технологий убедительней любых слов говорят о том, что экологическая угроза все-таки воспринята человечеством, а "экологизация" его мышления происходит по историческим меркам с быстротой необычайной.

"Если тридцать лет назад, - пишет В.Р.Дольник, - приближение экологической катастрофы и демографического коллапса обдумывали на всей планете всего несколько экологов (а публика, обозвав их алармистами, потешалась над ними, как могла), то теперь огромные массы простых людей самостоятельно почувствовали нарастающее давление первичных факторов" (то есть таких, которые напрямую лимитируют жизнедеятельность человеческого вида) [Дольник, 1994].

И действительно, переживаемая ныне экологическая ситуация резко отлична от всего, с чем когда-либо в своей истории сталкивалось человечество. Хотя бы уже потому, что опасные изменения окружающей среды приобрели сегодня глобальный характер. Они распространились на все подсистемы и компоненты среды и на всю поверхность планеты вплоть до ее полюсов, не затронув разве что океанских глубин, и это подтверждается данными самых разных научных наблюдений.

Особенно показательна в этом плане атмосферная динамика изменения концентрации биогенов (веществ, участвующих в процессах жизнеобеспечения). Исследования пузырьков воздуха в ледниковых кернах из скважин Антарктиды и Гренландии, хранящих следы атмосферы давно минувших эпох, показывают, что таких темпов изменения концентраций биогенов земная атмосфера не знала по крайней мере 160 тыс. лет [Barnola et al., 1991]…

…Вообще, разрушение или деформация естественных экосистем (лесных, тропических, степных, лесотундровых и т.д.) в результате хозяйственной деятельности человека - это, без сомнения, важнейший и наисущественный аспект глобального экологического кризиса, и об их невосполнимой роли в регулировании и стабилизации круговорота биогенов мы еще не раз будем говорить на страницах этой книги. А самый сокрушительный удар по естественным экосистемам был нанесен в XX веке» [6].

Наверное не имеет смысла приводить здесь статистические данные о сокращении площади лесов, загрязненности атмосферы и гидросферы. К сожалению, человечество потребительски относится к среде своего обитания, и это сказывается прежде всего на нас самих. : « человеческая цивилизация за время своего существования фактически не создала ни одной технологии, которая так или иначе не деформировала бы окружающую среду. На протяжении долгих столетий биосфера небезуспешно сопротивлялась этой разрушительной деятельности человека. Но, начиная с первых лет XX века, во всех средах возникли никогда ранее не наблюдавшиеся однонаправленные изменения, скорость которых неуклонно растет, причем подобных темпов изменения окружающей среды природа еще не знала. А это означает только, что ее собственные регулятивные механизмы неспособны уже противостоять губительному влиянию цивилизации. И этот беспрецедентный экологический кризис развился на глазах всего одного поколения» [6].

Но есть ли способы остановить развитие кризиса? Прежде чем отвечать на это вопрос, необходимо установить причины этого кризиса.

«XXвек стал временем наивысшего торжества рационализма, а чеховский вишневый сад, вырубленный под доходные дачи, - его своеобразным символом. Окончательно убедившись в своем могуществе, человек утвердился в мысли, что посредством разумной организации и совершенных технологий ему под силу решать любые встающие перед ним проблемы. И "уверовав в науку как в новую религию, решил установить свое господство и направлять по своему усмотрению развитие природы и общества на Земле" [Бланко, 1995]. Да и как было не уверовать?

Между первой лампочкой накаливания (1879 г.) и первым массовым персональным компьютером (1981 г.) прошло сто лет. За это время человечество изобрело двигатель внутреннего сгорания и электронно-лучевой кинескоп, осуществило цепную ядерную реакцию и проникло в тайны генетического кода. Оно покрыло Землю сетью скоростных шоссейных дорог и окутало ее плотным, хоть и невидимым, облаком электромагнитного излучения. Оно соединило каналами три океана, перекрыло плотинами величайшие реки мира и связало воедино мостами и тоннелями разделенные острова и материки.

Собственно, за один этот век оно воплотило в реальность почти все самые свои дерзновенные мечты и фантазии - от "живой воды" (антибиотики, пересадка органов) до ковра-самолета и от Вавилонской башни (высотные дома-небоскребы) до жюль-верновского полета на Луну…

Однако духовное опьянение не менее чревато, чем опьянение физическое: то и другое лишает нас способности видеть окружающую реальность такой как она есть. А реальность эта, между тем, клонилась к чему-то совсем противоположному.

Две самые кровавые в истории мировые войны, не замедлившие, кстати, воспользоваться всеми плодами научно-технического прогресса, были развязаны именно в XX столетии. И побившие все рекорды жестокости тоталитарные режимы - от Сталина до Гитлера и от Мао Цзе-дуна до Пол Пота - также стали неотъемлемой принадлежностью, едва ли не визитной карточкой этого века. Он стал свидетелем и геноцида целых народов, и бесконечной череды межэтнических и локальных войн, унесших десятки миллионов жизней. И самая циничная преступность, от итальянских мафиози 50-х годов до нынешних российских "отморозков", и пришедшаяся на последнюю его треть невиданная вспышка терроризма - все это также, увы, неразрывно связано с XX веком.