Смекни!
smekni.com

Сохранение редких видов в России (стр. 10 из 21)

– организменном (особь или группа особей);

– популяционном (естественная популяция);

– видовом (рассматриваемый биологический редкий вид);

– экосистемном (вид как компонент экосистемы).

Только такой комплексный подход обеспечивает сохранение и целостность всех наиболее важных биологических параметров вида и существование самого вида, как такового. К этой категории элементов стратегии относятся пять основных форм защиты:

– законодательная охрана, обеспечивающая нормативную правовую основу сохранения вида на всех надклеточных уровнях организации жизни;

– территориальная охрана, направленная на сохранение экосистем, восстановление и в отдельных случаях расширение ареала вида за счет совершенствования и оптимизации сети особо охраняемых природных территорий, включая создание резервных зон и сети миграционных коридоров (сохранение на экосистемном и видовом уровнях);

– разведение «ex situ» на базе специальных зоопитомников и зоопарков с целью сохранения генофонда на уровне группы особей (видовой и индивидуальный уровень), накопления резерва особей для реинтродукции в природу (репатриации) и снижения нагрузки (пресса) коммерческого использования на природные популяции;

– реинтродукция (репатриация) животных из питомников для поддержания угасающих и восстановления исчезнувших, в отдельных случаях для создания новых популяций (сохранение на популяционном и видовом уровнях);

– сохранение генофонда в генетических банках (криобанках) в виде глубокозамороженных в жидком азоте и другими методами половых и соматических клеток, предназначенных для длительного хранения (сохранение вида на клеточном уровне).

II категория. Дополнительные (факультативные) элементы стратегии, используемые в качестве специальных механизмов или мер, поддерживающих, оптимизирующих и усиливающих результативность базовых элементов стратегии сохранения редких видов. К этой категории относятся две группы элементов стратегии, из которых первую составляют меры, направленные на оптимизацию взаимоотношений между человеком и редким видом, а вторую – различные формы экологического просвещения и образования всех категорий граждан России. Поскольку экологическое просвещение составляет важную и совершенно самостоятельную область в проблеме сохранения природы и биоразнообразия, останавливаться сколько-нибудь подробно на ее анализе в этой книге нецелесообразно.

Оптимизация взаимоотношений между человеком и животными как элемент стратегии их сохранения ориентирована на решение конкретных специфических (нештатных) ситуаций и носит в известной мере локальный характер. Методические приемы, составляющие этот элемент стратегии, достаточно разнообразны и перечень их не может считаться завершенным, оставляя обширное поле для проявления разного рода инициатив как научного, так и общественного характера.

Грань между функциональным проявлением или результатом воздействия базовых и факультативных элементов стратегии не всегда отчетлива. Базовые элементы гарантируют сохранение важнейших параметров вида, тогда как факультативные – более частные механизмы решения тех же проблем. Поэтому приведенная схема не абсолютна и достаточно гибка. Все зависит от конкретной ситуации (лимитирующих факторов), биологических параметров рассматриваемого вида и степени его деградации.

4.2. Методологические основы стратегии сохранения редких видов

При разработке и реализации таких стратегий методологический фундамент должны составлять четыре экологических постулата.

1. Каждый таксон представляет собой сложную систему, отражающую определенные уровни организации жизни и построенную по иерархическому принципу. В тех случаях, когда объектом рассмотрения является вид, отнесенный к категории редких, необходимым и достаточным следует признать существование пяти упомянутых выше основных категорий. Различные лимитирующие факторы по-разному воздействуют на эти уровни, и стратегия охраны вида должна отражать эту разницу, а при необходимости блокировать все формы воздействия для этих пяти категорий.

2. Лимитирующие факторы воздействуют на вид не изолированно, а в комплексе. Поэтому любая стратегия – понятие комплексное. Поскольку спектр лимитирующих факторов достаточно широк, формы воздействия их неоднозначны и определяются в каждом конкретном случае спецификой биологических особенностей и параметров самого вида, ни одна предложенная стратегия не может в принципе быть универсальной, она всегда уникальна и видоспецифична. Единого «ключа» здесь нет и быть не может. Таким образом, любая стратегия сохранения редкого вида должна быть поливекторной. Сравнительно редким исключением могут быть только стратегии, направленные на спасение видов, очень близких систематически и экологически, обитающих в сходных ландшафтных условиях и при примерно одинаковом прессе антропогенных лимитирующих факторов.

3. Воздействие лимитирующих факторов всегда направлено на разрушение комплекса биологических параметров вида. Блокировать это можно, только используя в равной мере весь необходимый и доступный арсенал элементов стратегии, а не ограничиваясь единым приоритетом. Отказ от поливекторной защиты редкого вида обрекает на провал всю программу.

4. Все разнообразие применения отдельных элементов стратегии может быть реализовано как в природных (исходных) условиях (in situ), так и в искусственно созданной среде (ex situ). Стратегия охраны редких видов в обязательном порядке должна предусматривать возможность такой дифференциации подходов.

4.3. Законодательная охрана редких видов в России

Российское законодательство. Прежде чем анализировать весь комплекс законодательных актов в области охраны редких видов в России, необходимо сделать ряд предварительных замечаний. Во-первых, необходимо помнить, что законодательная охрана – это первый и во многом решающий шаг на пути сохранения не только всей совокупности самих редких видов и экосистем, но и биоразнообразия в целом. Во-вторых, поскольку программа сохранения биоразнообразия не может реализоваться вне политической и социально-экономической ситуации в стране, а сохранение редких видов является важной составной частью этой программы, то и ощутимый успех работы по спасению редких видов напрямую связан с решением проблем политического и социально-экономического характера, т.е. проблем государственного уровня. Именно поэтому государственная юридическая поддержка в форме создания соответствующей нормативной правовой базы является главнейшим гарантом успеха в решении проблем, связанных с охраной редких видов животных. Охрана редких видов – это зеркало государственной политики в области охраны биоразнообразия в целом и об этом нельзя забывать.

Как уже упоминалось, представление о редких видах как особой категории животных, подлежащих специальной охране, окончательно сложилось и оформилось лишь после создания МСОП и его Комиссии по редким видам, в процессе подготовки и публикации первых изданий Красной книги МСОП. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что Красные книги МСОП, как и современный Красный Список МСОП, не являются государственными нормативными правовыми документами и занесение в них видов животных и растений имеет только рекомендательный характер. Так же обстоит дело и с национальными красными книгами большинства стран мира.

Иначе сложилась ситуация с Красной книгой СССР (1978). Как уже говорилось, в Положении о Красной книге СССР, утвержденном приказом Министра сельского хозяйства СССР от 16 октября 1974 г. № 428, сам факт занесения какого-либо вида в Красную книгу СССР придавал этому виду особый законодательный статус, в соответствии с которым вид и необходимые ему местообитания поступали под защиту государства. Добывание таких видов резко ограничивалось, а нарушение данной нормы влекло за собой административную или иную ответственность. В этом уникальность Красной книги СССР (а позже и Красной книги Российской Федерации), ее коренное отличие от Красных книг МСОП и современных Красных списков МСОП.

Однако приказ министра – еще не достаточно высокий уровень государственной защиты. Высший уровень был достигнут принятием 28 июня 1980 г. Закона СССР «Об охране и использовании животного мира».

В этом законе впервые сформулировано положение о государственной (общенародной) собственности на животный мир как важный природный ресурс, что противоречило прежним представлениям. Ранее к объектам государственной (всенародной) собственности были отнесены только земля, ее недра, воды и леса. Поэтому принятие новой нормы шло с немалыми трудностями. Но все же после длительных дискуссий она была принята, и охрана и использование животного мира стали наконец действительно государственной функцией.

Об особом статусе редких видов в законе сказано сравнительно немного (ст. 26). В частности, указывается, что редкие виды животных заносятся в Красную книгу СССР, и действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких видов, не допускаются. Исключительно важно то, что разведение в искусственно созданных условиях (т.е. в вольерах специальных питомников и зоопарков) редких видов животных для их сохранения регламентировалось как обязанность государственных органов по охране животного мира. Это первое в мире законодательное подтверждение необходимости создания питомников редких видов животных как меры их спасения.

Естественно, что этим не исчерпывается значение Закона «Об охране и использовании животного мира». В число более общих мер охраны, регламентированных им, входят такие важные разделы, как охрана среды обитания, установление правил и норм по охране животных, установление запретов и ограничений на добывание, предотвращение гибели животных при осуществлении производственных процессов, создание особо охраняемых территорий, оказание помощи животным при кризисных ситуациях, пропаганда охраны животного мира средствами массовой информации. Очень большое значение имеет запрет на самовольное переселение, интродукцию, реинтродукцию и межвидовую гибридизацию животных. Реализация этих требований закона резко сокращает возможности деградации видов и попадания их в красную книгу. Кроме того, в качестве подзаконных актов к этому закону была разработана шкала такс за уничтожение животных, занесенных в Красную книгу СССР.