Смекни!
smekni.com

Сохранение редких видов в России (стр. 20 из 21)

6.1. Базовые элементы стратегии.

6.1.1. Законодательная охрана: оценка современной законодательной базы, перспективы и возможности повышения ее эффективности, разработка предложений по совершенствованию региональной нормативно-правовой базы в области охраны (установление дополнительных постоянных или сезонных запретов на добывание конкретного вида, ограничение использования вида, повышение ответственности за ущерб, нанесенный редкому виду, принятие администрацией субъекта Федерации других специальных решений по сохранению этого вида).

6.1.2. Территориальная охрана: характеристика и анализ существующей сети ООПТ, создание региональных заказников, резерватов и других форм охраняемых территорий, обеспечивающих постоянную или временную (сезонную) охрану вида, разработка предложений в этой области.

6.1.3. Вольерное (ex-situ) разведение редких видов: оценка экологической ситуации, причин деградации вида и основных лимитирующих факторов, анализ экологического паспорта вида для вынесения решения о необходимости использования этого элемента стратегии, подготовка предложений для компетентных органов.

6.1.4. Реинтродукция и репатриация редкого вида в природу: оценка необходимости использования этого элемента стратегии на основе анализа современного состояния вида и экологического паспорта вида, разработка предложений для компетентных органов.

6.1.5. Криоконсервация генома: оценка возможностей участия в специальных программах по сохранению и использованию геномов, обеспечение сбора генетических материалов в процессе реализации программы сохранения редкого вида.

6.2. Дополнительные (специальные) элементы стратегии. Эти элементы направлены на блокирование локальных или сезонных лимитирующих факторов, отрицательно влияющих на определенные биологические параметры конкретного вида. Как уже говорилось ранее, количество и формы реализации таких элементов практически не ограничены и определяются не только биологическими параметрами вида и природой лимитирующих факторов, но и интуицией, опытом, инициативой и своего рода талантом составителя программы.

7. Оценка возможностей устойчивого использования вида и разработка мер по его реализации.

8. Организация системы контроля эффективности при реализации разработанной стратегии.

9. Определение возможных партнеров при реализации стратегии из числа общественных организаций и коллективов местных жителей.

Следует еще раз подчеркнуть, что комплексность и поливекторность подхода к сохранению любого редкого вида – это неотъемлемое качество правильно разработанной стратегии и единственный залог ее успеха. Совокупность видовых стратегий, даже если они охватывают все редкие виды, не равнозначна национальной стратегии сохранения редких видов, для создания которой необходимы другие масштабы, подходы, механизмы и решения. Вместе с тем эти две категории стратегий не исключают друг друга и, по сути дела, комплекс видовых стратегий может служить научно-методической базой при подготовке национальной стратегии. Успешная охрана может быть гарантирована только в результате подготовки и реализации необходимого комплекса видовых стратегий в рамках проблемы сохранения биоразнообразия. Приоритетность подготовки таких видовых стратегий определяется степенью угрозы и оценкой возможности утраты вида.

Глава 6. Международное сотрудничество и партнерство

Охрана и восстановление редких видов не может мыслиться как проблема «одной отдельно взятой страны», она с полной очевидностью требует коллективных усилий нескольких участников, объединенных общностью целей и задач. Прежде всего, лишь небольшое число видов обитает в формальных границах какого-либо государства (немигрирующие узкоареальные эндемики), тогда как ареалы большинства их охватывают территории нескольких стран. Это обстоятельство особенно важно при сохранении мигрирующих видов. Кроме того, международная кооперация способствует интеграции интеллектуального потенциала и финансовых возможностей участников реализации программы, повышает результативность совместных практических действий, более отчетливо высвечивает политическое и общественное значение проблемы в целом, придает ей дополнительный импульс в глобальном масштабе. Широкое и разностороннее международное сотрудничество – это бесспорный залог успешности реализации стратегий сохранения редких видов.

Международное сотрудничество может строиться на разных уровнях и в различной организационной форме. В самом первом приближении можно выделить следующие основные уровни сотрудничества:

– участие России в международных конвенциях и соглашениях;

– сотрудничество с международными правительственными и неправительственными (общественными) организациями;

– получение различных видов помощи со стороны отдельных правительств и международных фондов;

– персональное спонсорство со стороны частных компаний, фондов и некоторых физических лиц.

Значительно уже спектр конкретных форм участия зарубежных организаций и физических лиц в реализации проектов и программ сохранения редких видов в России. Как правило, это – финансовая поддержка и обеспечение оборудованием и материалами. В значительно меньшем масштабе практикуется методическая помощь и участие отдельных специалистов или их коллективов в полевых и иных исследованиях. Нужно заметить, что такое в принципе пассивное сотрудничество в целом вполне отвечает нашим интересам и не может претендовать на более активное вмешательство в нашу деятельность. В специальной научной помощи со стороны зарубежных экспертов мы практически не нуждаемся.

К настоящему времени в мире с участием Российской Федерации функционируют многие десятки международных конвенций, так или иначе регламентирующих кооперативную деятельность различных государств по обеспечению основных аспектов сохранения природы в целом, как среды обитания человека, так и ее отдельных компонентов. Из числа таких конвенций, относящихся в большей или меньшей мере к проблеме сохранения редких видов, в первую очередь следует назвать Конвенцию о биологическом разнообразии, Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция), Конвенцию по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция) и Конвенцию об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция). О конвенциях СИТЕС и Рамсарской уже говорилось в предыдущих главах.

Конвенция о биологическом разнообразии была открыта для подписания на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г. Российская Федерация подписала Конвенцию, а в феврале 1995 г. ратифицировала ее и активизировала деятельность по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, т.е. биологических ресурсов России. Выполнение обязательств по Конвенции – сложная межведомственная проблема, и для решения основных вопросов постановлением Правительства Российской Федерации была создана специальная Межведомственная комиссия, куда вошли руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представители крупных научных учреждений.

Конвенция о биологическом разнообразии носит глобальный характер и является, по сути, рамочной конвенцией. Ее основная цель – сохранение биологического разнообразия планеты на генетическом, видовом и экосистемном уровнях, регламентация устойчивого использования его компонентов как биологических ресурсов биосферы, на которые сохраняются суверенные права каждого государства-участника. Возможность устойчивого использования редких видов в коммерческих целях в принципе не противоречит условиям Конвенции, однако научные и правовые принципы его еще не определены, и поэтому все вопросы в этой области регулируются на основе СИТЕС. Вместе с тем Конвенция налагает на участников определенные обязательства, к числу которых, прежде всего, относятся:

– разработка национальных стратегий и программ сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия;

– разработка конкретных мер по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия;

– создание системы особо охраняемых территорий и мер по восстановлению деградировавших экосистем, а также редких видов животных и растений;

– предотвращение интродукции чужеродных видов, могущих угрожать экосистемам, местообитаниям или аборигенным видам;

– разработка и реализация нормативных правовых актов различного уровня для охраны находящихся в опасности видов и популяций;

– разработка и реализация мер по сохранению ex-situ компонентов биологического разнообразия для создания и поддержания условий, обеспечивающих отсутствие угрозы экосистемам, популяциям и видам;

– использование сохранения ex-situ для восстановления в природе видов, находящихся в опасности.

Этот краткий перечень приоритетов Конвенции о биологическом разнообразии достаточно отчетливо показывает ее огромное значение в проблеме сохранения и восстановления редких видов.

В рамках реализации обязательств России по Конвенции разработана долгосрочная программа «Сохранение биоразнообразия Российской Федерации», которая включает три самостоятельных компонента (А – «Стратегия сохранения биоразнообразия», В – «Охраняемые территории» и С – «Байкал»). Проблемы сохранения и восстановления редких видов получили свое развитие только в компонентах А и В, но в несколько сжатой и лаконичной форме, не соответствующей действительной значимости этих проблем (в разделе В.4.1. – «Сохранение редких видов» регламентируется только создание устойчивых популяций зубра в некоторых областях Центральной России и «краснокнижных» журавлей в Хинганском заповеднике).