Смекни!
smekni.com

Проблемы охраны окружающей среды (стр. 3 из 10)

Закон «Об охране окружающей природной сре­ды» России дает основания для создания цель­ной системы природоохранного законодательства, конечно же, в сочетании с другими Законами, при­нятыми в последнее время: «Основы законода­тельства об охране труда» (1999), «О недрах» (1992, 1995), »0 санитарно-эпидемиологическом благо­получии населения» (1999) и других, уже упоми­навшихся. Даже в Законе «О милиции» (1991) несколько статей устанавливают обязанности уча­стковых инспекторов и других должностных лиц в деле охраны среды. Но, по-видимому, правы и те экологи, которые считают, что наряду со всеми этими законами необходим Экологический ко­декс, который перевел бы правовые экологичес­кие нормы в ранг моральных ценностей. Он дол­жен иметь нравственную направленность, его положения должны быть понятны большинству населения России. То есть он должен иметь в первую очередь воспитательное значение.

Нельзя не отметить многочисленные попытки замены основного природоохранного Закона. Не отрицая необходимости совершенствования его, следует признать, что, несмотря на многие недо­работки и недостатки, действующий Закон позво­ляет обеспечить охрану природы в новых услови­ях хозяйствования.

1.3 Общие сведения о системе государственного управления охраной окружающей среды

С конца 80-х гг. в нашей стране началось рефор­мирование системы управления охраной природы — переход от ведомственных структур, для которых охрана была второстепенной задачей в процессе хозяйственной деятельности, к государственно-тер­риториальному, куда вовлечены и производствен­ники. До этого основным звеном структуры уп­равления природопользованием было предприятие, которое само предлагало ведомству комплекс ох­ранных мероприятий и само по сути дела контро­лировало его исполнение. При такой схеме отсут­ствовали экономические рычаги борьбы за природу, да и сама борьба велась постольку-поскольку.

В 1988 г. создан Государственный комитет по охране природы (с подразделениями в городах ирайонах), призванный осуществлять контрольно-надзорную деятельность. Но отсутствие экономи­ческого механизма воздействия на природопользователей, соответствующих законодательных актов делали этот комитет рядовым в числе многих других. Поэтому так важно было, что Закон РФ об охране среды в ст. 7 определил компетенцию специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды. Специальным постановлением Правительства РФ (№ 468 от7 июля 1992 г.) таким органом стало Министерство охраны окружающей среды РФ (Минприроды). В конце 1996 г. Минприроды вновь преобразованно в Госкомитет по охране окружа­ющей среды (Госкомэкологии). И хотя функции его не изменились, это шаг назад. 15 мая 2000 г. Госкомэкологии указом Президента был упразд­нен, а его функции переданы Министерству при­родных ресурсов. Многие специалисты высказы­вают в связи с этим опасения, что совмещение в одном ведомстве функций разработки природных ресурсов и контроля правильности ее может при­вести к тяжелым последствиям для окружаю­щей среды. Будет ли принципиальным Минприродных ресурсов при проведении например, эко­логической экспертизы на использование тех или иных ископаемых, топлива и др. Это покажет время. Основные задачи Минприроды, перешед­шие к Минприродных ресурсов, остаются:

— координация природоохранной деятельнос­ти министерств и ведомств, совершенствованиемеханизмов управления охраной среды; утверж­дение нормативов, правил охраны среды и приро­допользования; осуществление госконтроля;

— проведение госэкспертизы; выдача разре­шений на все виды природопользования; разра­ботка государственных экологических программ.

При этом, как головной орган, Министерство координирует деятельность отраслевых специально уполномоченных природоохранных органов дру­гих министерств. Такие подразделения сейчас созданы в большинстве важнейших министерств, комитетов, служб и ведомств.

Например, МВД России занимается предотвра­щением и пресечением экологических преступле­ний, охраной атмосферы от вредного воздействия автомототранспорта через милицию и ГИБДД (ГАИ). В ряде городов России созданы санитарно-экологические подразделения муниципальной милиции за счет средств местного бюджета — такое право дает Закон «О милиции» от 18.04.91 г. Минсельхоз обес­печивает воспроизводство плодородия почв, реали­зацию мероприятий по охране среды в агропромыш­ленном комплексе, защиту растений и др.

В контакте с Министерством должны работать также многочисленные специальные комитеты и надзорные органы России: Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Комитет по геологии и использованию недр (Геолком), Коми­тет по рыболовству (Роскомрыболовство), служба по гидрометеорологии и мониторингу окружаю­щей среды, служба геодезии и картографии, надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор), горный и промышленный над­зор (Госгортехнадзор) и др.

В наиболее тесном контакте с подразделения­ми Министерства находятся органы двух коми­тетов России: Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор) и земельный комитет (Роскомзем).

Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливаются общие требования, в том числе к качеству атмосферного воздуха, обращению с отходами, содержанию тер­ритории населенных пунктов, работе с радиоак­тивными веществами и т. п. Соблюдение этих требований — компетенция СЭН: органов Госсан­эпиднадзора (подразделение Минздрава).

Земельный кодекс РФ от 25 апреля 1991 г. уста­навливает общие требования, их выполнение — дея­тельность органов Роскомзема. Комитеты обязаны обеспечить надзор за тем, чтобы собственники земли применяли природоохранные технологии производ­ства, не допускали ухудшения экологической об­становки на территории, осуществляли комплекс мероприятий по охране земли (ст. 53). В кодексе оговорены санитарно-гигиенические требования к объектам, влияющим на содержание земель.

Уже по самому перечню задач и функций при­родоохранных комитетов видно, что многие из них дублируются, иногда это приводит к недоразумениям и накладкам. Выход — координирующая роль органов государственной власти на местах.

Согласно Закону высшие федеральные, а также республиканские, областные, краевые законода­тельные органы России призваны определять Iосновные направления государственной природо­охранной политики, утверждать экологические программы, устанавливать правовые основы и нормы (в пределах своей компетенции — федеральной, республиканской в составе РФ или областной, краевой).

На правительство возложены задачи реализа­ции экологической политики и выполнения про­грамм, координации деятельности всех органов в Iобласти охраны окружающей среды, образования и использования внебюджетного экологического фонда, установления порядка платы за природо­пользование, обеспечения населения экологичес­кой информацией. Примером такой информации являются Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды РФ, которые пуб­ликуются с 1991 г.

Таким образом, закон достаточно четко опреде­ляет разграничение полномочий органов власти, специально уполномоченных ею подразделении и других структур в верхних эшелонах власти: и правительстве, министерствах и т. д. Вместе с тем четкость в разграничении функций между специально уполномоченными органами и органами исполнительной власти на уровне города, района отсутствует.

В администрациях (исполкомах, мэриях) орга­низованы управления или отделы охраны среды (отделы природопользования). По такому пути пошли в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Пятигорске, Азове и других городах. Эти подразделения работают в тесном контакте с над­зорным органом федерального Министерства, который в первую очередь обеспечивает госконт­роль за охраной среды, использованием ресурсов. Организаторско-координационные функции чаще всего при этом ложатся на подразделения мест­ной исполнительной власти. Кроме того, ввиду малочисленности надзорных комитетов для до­полнительного экологического контроля в ряде городов созданы санитарно-экологические инспек­ции как в составе муниципальной милиции УВД, так и в составе администраций. Практика пока­зывает, что такое творческое развитие и дополне­ние Закона местной администрацией в рамках ее компетенции делает систему природоохраны бо­лее цельной и действенной. Но надо признать, что эта система сейчас очень запутанна и несовер­шенна.

Координирующая роль органов местной власти по вопросам охраны среды проявляется в сотруд­ничестве с центром СЭН, с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. И такое согласова­ние заложено в самом природоохранном Законе — в его III разделе, посвященном экономи­ческому механизму природопользования. Ведь при подготовке договоров между природопользовате-лями и органами исполнительной власти органа­ми Мин. природных ресурсов готовятся лицен­зии, которые являются неотъемлемой частью дого­воров. При необходимости ЦСЭН участвует в выработке требований к санитарно-защитным зонам предприятий, уровням радиации и шума и др., а Земельный комитет — к использованию подземных вод, размещению отходов, и др. К от­работке лицензий могут привлекаться также под­разделения Геолкома, рыбников, водников и др. Таким образом, договор на природопользование играет не только разрешительную роль для пред­приятий, организаций, но и объединительную — для надзорных органов, через органы исполни­тельной власти на местах.