Смекни!
smekni.com

Концепция Вернадского о ноосфере (стр. 2 из 6)

Опираясь на государственно-организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек, по его мнению, создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять из себя все более сплоченное сообщество, с этим связан рост средств связи, то есть средств передачи мысли, которые за текущее столетие усовершенствованы так, что соединяют собой всю планету. «Этот процесс - полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете» (1).

При этом человек, по мнению Вернадского, впервые поставлен в условия реальной ответственности за жизнь не только в рамках отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте (4). Он, как и все живое, должен мыслить и действовать в планетном аспекте потому, что находится и как единственно сознательно мыслящее существо в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может (4). По его мнению, человек находится в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету.

Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация культурного человечества» - поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, - не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было» (1). Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества (7).

Мы привели общие положения Вернадского о ноосфере и некоторые иные представления ученых, вслед за Вернадским, которые дали картине ноосферы целостный и упорядоченный характер. Но задача этой работы не сводится к тому, чтобы только дать определение ноосферы. Об этом написано множество трудов, в наше намерение входит вслед за общей картиной рассмотреть основное явление, позволяющее человеку перейти в новое состояние единства с биосферой.

Рассматривая теорию Вернадского о ноосфере, мы, разумеется, умышленно опускаем некоторые противоречивые стороны его теории. Теория, существующая как гипотеза, как прогноз может быть противоречивой, тем более, что для Вернадского было большим трудом пытаться определить основные позиции сознания грядущей действительности. Мы в данной работе не будем рассматривать эти противоречия, хотя в различных работах представление Вернадского о ноосфере менялось. Наша задача состоит в том, чтобы собрать некоторую целостную картину представления ученого о грядущем состоянии сознания, и попытаться в сравнении с прогнозом проанализировать действительность, а также найти основные смыслы, управляющие современными процессами в сознании человека. Для этого мы некоторым образом коснемся современного общества и рассмотрим основные ключевые моменты его существования, а также и основных проблем современного сознания.

НООСФЕРА КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ

Говоря о ноосфере, мы сознательно не коснулись прямого перевода слова «ноосфера», чтобы более подробно изложить основные позиции Вернадского на это явление и выделить основной аспект. В переводе с греческого «ноосфера», nous - означает «разум». И поэтому главным и определяющим аспектом ноосферы, который способен произвести все изменения в биосфере, Вернадский считал именно Разум.

Категория разума, к которой мы часто обращались в работе нуждается в определении, чтобы была некоторая ясность в наших рассуждениях. Поэтому мы рассмотрим как понимал разум Вернадский и в своей работе будем придерживаться его трактовки. Он определил ноосферу с помощью двух понятий: «живое вещество» и «биосфера». В «живое вещество» Вернадский включил все отдельные элементы на поверхности Земли, обладающие признаками жизни. «Живое вещество - это ... эмпирическое обобщение всем известных и легко и точно наблюдаемых ... бесспорных фактов» (6).

Вернадский по-своему понимал термин «биосфера», введенный Ламарком и Зюссом. Он предположил, что биосфера представляет собой почти непрерывную, тонкую оболочку на поверхности Земли (толщиной несколько километров), в которой сосредоточено все живое вещество. Он, в частности, пишет: «... ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием, с окружающей их материально-энергетической средой» (6).

Далее Вернадский постулирует, что: «эволюционный процесс присущ только живому веществу, в косном (неживом) веществе нашей планеты нет его проявлений» (6). До появления человека на Земле биосфера менялась в результате эволюции, но оставалась биосферой в рамках трактовки Вернадского. С появлением человека как разумной составляющей живого вещества, с точки зрения Вернадского, внутри биосферы начинает зарождаться качественно новая область - новое геологическое явление на нашей планете, о котором уже было сказано выше. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней» (6).

Фактически, это означает, что к ноосфере в каждый конкретный момент времени переходит та часть природы, которую выводит человек из естественного эволюционного процесса, причем способ этого перевода человек не всегда осознает. И этот процесс связан с разумом человека, с тем его качеством, которое позволяет обрабатывать, воспринимать и понимать информацию биосферы. Именно возможность разумного восприятия и осознания выделяет, как считает Вернадский (6), человека из других живых веществ, наделенных разумом.

Итак, мы сталкиваемся с проблемами восприятия человека, осознания окружающей среды, вообще с проблемами научной мысли и познания. И это уже общечеловеческий уровень понимания вопроса. Это чрезвычайно важный момент, часто упускаемый современными философами, занимающимися вопросами ноосферы и разума. Очень часто рассматривается довольно отвлеченная категория разума, как некоторая идеальная субстанция, которая существует в человеке и также еще где-то (13). Почти не рассматривается разум в контексте современной культуры. Именно разум, как видел и понимал его Вернадский, который способен человека ввести в новое состояние единства с биосферой.

ХХ век часто именуют веком Разума, когда научно-техническое знание толкнуло человека, по утверждению многих ученых (13), далеко вперед по эволюционному пути. Но при этом нельзя отрицать, что довольно часто перед современными философами встают проблемы совершенно иные: восприятие современного человека так ограничено, что он почти не в состоянии воспринимать культуру и науку предыдущего столетия. Что говорить о более ранних культурах, которые для сознания современного человека безвозвратно утеряны и существуют прежде всего как материальные культуры и мертвые традиции. Смысл для человека из культурных объектов перестает существовать как таковой, он просто выхолощен, затенен материальной формой, в которой находился. Современного человека больше интересует «как это сделано», а не «что это значит». Двоякая, амбивалентная ситуация у современного человека: с одной стороны его сознание перестало воспринимать простейшие формы культуры по смыслу, с другой - перед ним стоит глобальная задача и ответственность перехода в новое состояние биосферу, что требует глубокой разумности в постижении смыслов происходящего.

Возвращаясь к Вернадскому, необходимо также отметить очень важную деталь в понимании ученым понятия разумной мысли, которой, по его мнению, и должен человек руководствоваться в новом своем состоянии (6). Вернадский задает себе вопрос: «мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы?». И сам же отвечает на этот вопрос: «...в науке (по всей видимости, имеются в виду эмпирические научные подходы) мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего» (6).

Но этот вопрос становится открытым для Вернадского. Он разделяет в науке два подхода: изучение факторов происшедшего, с тем, чтобы все-таки ответить на вопрос, почему произошло. В это понимании глобального смысла, если можно так выразиться, какой-либо ситуации в биосфере и заключается новое положение человеческого разума в биосфере (6). Именно эту тему Вернадский поднимает в переписке с о. Павлом Флоренским.

В письмах Вернадскому о. Флоренский предложил «мысль о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, т.е. о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа. Не сводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едва ли может подлежать сомнению. Но есть много данных, правда, еще недостаточно оформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это заставляет подозревать существование и соответственной особой сферы вещества в космосе...» (11). Пневматосфера от греческого pneuma - означает дыхание, горение эфира (14).