Смекни!
smekni.com

Сущность государства и его социальное назначение (стр. 1 из 6)

Введение

Глава 1. Общая характеристика политического режима

1.1. Понятие политического режима

1.2. Признаки политического режима

1.3. Виды политического режима

Глава 2. Классификация политического режима

2.1 Демократический режим

2.2. Авторитарный режим

2.3.Тоталитарный режим

Глава 3. Политический режим РФ

3.1. Характеристика политического режима РФ

3.2.Особенности политического режима РФ

Заключение

Библиографический список


Введение

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.

Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы, то есть государственной власти.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика социального назначения государства.

Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть понятие, признаки, функции государства;

- охарактеризовать сущность государства;

- рассмотреть социальное назначение государства и соотношение государства, общества и личности.

Цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения по поводу и в процессе правового регулирования государственно-правовых явлений.

Предметом исследования является социальное назначение государства.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частно-научных методов познания исследуемого вопроса.

Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.

Структура работы определяется целью и задачами исследования; состоит из введения, трех глав, логическим образом разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.


Глава 1. Общая характеристика государства

1.1. Понятие государства

За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции, в которых теоретически реконструируется государство в любых его проявлениях (причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы). При этом, данные теории могут иметь и имеют несхожие, а иногда противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства). Иначе говоря, ответ на вопрос «что такое государство?» предполагает множественность подходов к нему1.

Понятие государства неразрывно связано с двумя методологически важными обстоятельствами. Во – первых, государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Это объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества.

В своем существовании государство переживает такие фазы, как становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, со стороны общества или исследователя может меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.

Во – вторых, в процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его вещей, форм и институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства, тогда как понимание государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства.

Известны сотни понятий и определений государства, сформулированные философами, теологами, теоретиками-государствоведами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Например, государство - это «сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни»; государство - это «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»; государство - это «власть, население, территория»; государство - это «нечто разумное в себе», или «нравственный универсум»; государство - это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества; государство - это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим1.

Многочисленные понятия и определения государства, выработанные политической мыслью позволяют сделать следующие выводы:

- государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом;

- государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и т.д.);

- общество, в котором есть государство - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования;

- на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;

- при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;

- развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь - достижение «лучшей жизни», «общей пользы», «общего блага» или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.

Данные выводы позволяют сформулировать следующее определение государства: государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Следует отметить, что любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Это их неотъемлемое свойство, связанное с самим началом процесса познания и понимания государства1.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего (и в этом смысл предельно абстрактного) понятия государства вообще (без его привязки к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и т.д.) следует давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал в этой области такие результаты, которые невозможно подвести под понятие государства. Это особенно заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как «протогосударство», «государствоподобное образование», «государственное образование», «государственность».