Смекни!
smekni.com

Тайные общества Средних веков (стр. 2 из 4)

По одним источникам, примерно в XI – XIII в. на землях Фландрии объявился некий Танхелин, который собрав вокруг себя банду отборных головорезов, хотел свергнуть существующий режим, и, как главный противник, была выделена Церковь. Ему удалось захватить власть в Антверпене, где, после страшной резни, он стал единоличным правителем, стал пародировать церковные обряды, совмещая их с оргиями и человеческими жертвоприношениями. Добродетель объявлялась грехом. Но даже такие «драконовские» меры не спасли «короля» от расплаты, которая последовала в лице простолюдина, когда тот услышал страшные богохульства из уст Танхелина, во время речной прогулки.

Катары. Движение, имевшее огромное значение для всех тайных обществ того времени. Катары (от гр. бедные) – дуалистическое учение, берущее истоки из манихейства. У них существовало множество названий, с главной идеей – недовольство духовенством и католической церковью, которая у них именовалась «Синагога сатаны», и которая, на их взгляд, погрязла в распутстве, мошенничестве и вероотступничестве. Катары считали себя единственно верными последователями христианства. Отрицая при том, многие таинства (например, таинство причастия или таинство исповеди, которое заменило публичное покаяние), догматы о смерти и Воскрешении Христа, крест, иконы и храмы, при том, признавали почти всю Библию.…Среди них бытовало мнение, что душа настолько отлична от тела, что можно, фактически, совершать что угодно, оставаясь при этом чистым в душе. При том, многие среди катаров жили как святые, чем вызывали уважение со стороны мирян. Катарами отрицалась всякая половая жизнь (из-за первородного греха) после рождения первого ребёнка.

Позже обрели силу байоленсы, исповедовавшие переселение душ. Поэтому катарам было запрещено всякое убийство, кроме насекомых и рыб, так как, по их учению, туда душа переселиться не могла. Кстати, это «новшество» позже стало работать против них. Подозреваемых в ереси, инквизиторы заставляли убить цыплёнка или собаку и, в случае отказа, считали обвинение в ереси доказанным. Здесь и далее – под ересью я буду подразумевать вероучение, которое не признаётся Церковью по каким либо причинам. Кроме этого, отличительной чертой катаров была тяга к самоистязанию и голодовкам, вследствие чего, у них были бледные лица, что в некоторых местах служило достаточным поводом для возбуждения дела. Из других сект их выделяло отличное знание Библии и вообще, высокий уровень образованности. Кроме того, наряду с «честными» способами проповедования, применялись и «нечестные» - имитация чудес исцеления, прощение грехов за вступление к ним и распространение листовок итд. Вообще, это были какие-то немного повёрнутые на муках люди – они не считали самоубийство грехом, даже наоборот – мученическая кончина «тут», освобождает от мук за свои грехи «там», что приводило иногда к тому, что некоторые катары специально упорствовали в застенках Инквизиции, чтобы уйти «очищенными».

Апогея они достигли во второй половине XII века, «захватив» провинцию Лангедок (с центром в городе Альбы). К концу того же века, ими уже была «оккупирована» почти вся Европа, выместив полностью кое-где католичество, на что последовала реакция Церкви – в 1184 году Веронский собор официально отлучил их от церкви, а в 1208 году папа Иннокентий III подписал буллу о начале крестового похода против еретиков. Церковь поставила «под ружьё» более 20.000 конных и 200.000 пеших. Эта «зачистка» длилась по разным оценкам от 20 до 40 лет. «Освободители» действовали неторопливо, выжигая всё под корень. Начали, естественно, с юга Франции, с «рассадника» иноверия. Очень показателен, на мой взгляд, случай, произошедший при штурме г. Безье – когда один из рыцарей подошёл к епископу и спросил «Отче! Как отличить католиков от неверных?», на что ему был дан ответ – «Убивайте всех, Господь Сам разберётся, кто – друг Ему, а кто враг!» Кстати, этот город был сожжён почти дотла.… И, как итог – движение катаров пошло на убыль, а к XV веку они уже были истреблены почти полностью. Ещё немаловажную роль тут сыграли доминиканцы и францисканцы, речь о которых пойдёт чуть позже – нищенствующие ордены, которые занимались доступной проповедью среди народа и стали реальным способом борьбы с этой сектой, чем ещё больше ускорили исчезновение катаров со цены истории.

Катары были действительно реальной угрозой благополучию Церкви, что подтверждается хотя бы тем фактом, что на языке Инквизиции слово «катар» означает то же, что и «еретик», тогда как любая ересь другая называлась своим именем.

Доминиканцы. Нищенствующий орден, основанный св. Домиником. Долгое время назывались якобитами, так как первая штаб-квартира находилась в Париже, при церкви св. Якоба (Иакова). Утверждён в 1216 году папой Гонорием III. Поставив перед собой цель углубленное изучение теологии и проповедование среди простых людей, в 1220 году на Первом Генеральном Капитуле Орден был признан нищенствующим (это значит, что у Ордена не должно быть никакой собственности ни частной, ни общей). Во главе Ордена стоял Великий Магистр, избираемый сначала пожизненно, а потом на 6 лет. Вскоре после создания, папа передал им Цензуру, а в 1233 году Григорий IX передал им Инквизицию. Их одежда – белая ряса с чёрным капюшоном, а гербом был избран пса с факелом в зубах (то есть, «просвещать и карать»), за что получили прозвище «псы Господни». Основатель Ордена – Доминик – был очень яркой личностью. Он ввёл много нового в миссионерскую деятельность, так например, он считал, что монахи должны отказаться от излишней помпезности и саморекламы во время проповедей. Должны скитаться среди простолюдинов и побеждать истиной, словом, примером и молитвой. Вскоре Д. стали реальной силой в противопоставлении альбигойцам (общее название всяческих ересей). Доминик, как обычный фанатик своего времени, хотел «нести культуру в массы», причём не гнушаясь и инквизиторских методов в случае неудачи. Надо сказать, что Орден был достаточно уважаемый, в нём состояли известные в наше время люди, как например, Фома Аквинский. Д. пытались совместить бедноту, кочевой образ жизни и глубокие теологические исследования. Так, к 1221 году, орден уже имел в своём распоряжении порядка 60 монастырей, часть из которых была женскими, где женщины занимались рукоделием. Орден развивался на протяжении всех средних веков, а к XIX веку уже имел свои «филиалы» в Италии, Испании, Австрии, Америки и Ост-Индии. Кстати, существует и поныне.

Францисканцы. Нищенствующий орден, основанный в 1207-09 гг. Франциском Ассизским. У Ордена был первоначально принят очень строгий устав, за что их иногда путали с катарами и передавали следствию. Видя такое положение вещей, Ф. пришлось пересмотреть устав и заменить его на более мягкий. Как и доминиканцы, ф. заведовали судом инквизиции. По внешнему виду, их можно было легко отличить от остальных – коричневая шерстяная туника, перепоясанная верёвкой и сандалии на босу ногу. Главными принципами этого ордена были провозглашены – нищенство и любовь к ближним. Именно им принадлежит фраза «Не может человек владеть, ибо владеет только Бог!», что позже привело к расколу в их рядах, а в 1322 году папа Иннокентий XXII объявил учение о бедности ересью, так как в такой позиции существовала прямая угроза благополучию Церкви, имевшей к тому времени обширные имения и обладавшей большими богатствами. Под действиями этих противоречий, ф. раскололись на конвентуалов (сторонников монастырской жизни, отвергавших строгий устав Ордена) и спиритуалов (сторонников нищеты и ригоризма). Под воздействием последних, вскоре появляются два еретических течения - фротичелли и фагелланты. К середине XIII века этот Орден становится одним из самых мощных тайных сил в закулисной борьбе Ватикана, чем и пользовались папы.

Тамплиеры. В 1096 году начался Первый Крестовый Поход, закончившийся штурмом и разграблением Иерусалима 15 июля 1099 года. После этого актуальным вопросом стала защита паломников к Святым Местам, так как сарацины не дремали и, пользуясь беспомощностью и незащищённостью паломников, нападали и вырезали их. Это привело к тому, что уже в 1118 году два рыцаря Хуго фон Пайен и Готтриф фон Сен-Омер основали новый Орден, который был призван защищать странников, идущих к Храму Господню. Первоначально, у них не было никакого имущества, что нашло отражение даже на гербе – там был изображены два всадника на одной лошади, что символизировало их бедность. Папа нашёл эту цель очень благородной и обещал рыцарям всякое содействие. Постепенно орден набирал влияние. А в силу того, что они подчинялись папе напрямую, и были освобождены от епископального надзора, состоять в нём стало почётно. Вскоре встала необходимость о принятии какого свода правил для Ордена, так как народа там уде состояло немало, чем и занялся Бернхард фон Клерво. Традиционная одежда была незамысловата – белая мантия с восьмизубым крестом тамплиеров (напоминает Железный Крест, которым награждали офицеров Вермахта). К XIII веку, Орден уже располагал примерно 9.000 домов или Темплов, как их называли сами Тамплиеры. Таким образом, из поборника бедных, орден сам стал феодалом, освобождаясь при этом от службы Королю, обязательным было лишь участие в крестовых походах. Понятно, у т. появилось много завистников – ведь Орден, по сути, стал «колониальной властью» (со штаб-квартира в Иерусалиме), обладал правом начинать войны, заключать перемирия…. и держал ответ только перед братством. В 1291 году крепость Аккон была захвачена сарацинами, и Орден был вынужден перенести свою резиденцию в Ципперн (современный Кипр). Всё громче стали раздаваться упрёки в ереси, в Ордене, по сути, перестали нуждаться. Что повлекло за собой, «беспристрастное расследование». По некоторым источникам, инициатором этой проверки стал Филипп IV Красивый, который до хвостовой дрожи завидовал власти и богатству Братства. Процесс над ними шёл около 7 лет. Папа Клемент V помогал в уничтожении Ордена, так как боялся за свою жизнь, помня судьбу предшественников Бонифация VIII и Бенедикта XI, убитых по приказу «христианнейшего из монархов». Но не все проявили малодушие – в октябре 1311 года, Вселенский Собор отказался распускать Орден. Тогда явился Филипп во главе войска и заставил папу единолично распустить т. В мае 1312 года была подписана булла «К проведению Христова наместника», официально распустившая Орден. Так Святой Престол предал Братство.