Смекни!
smekni.com

Заселение юго-востока Белгородской области в XVIII веке (стр. 1 из 3)

Алексей Андреевич Бережной, МГУ им. М.В. Ломоносова

Введение

В данной работе рассматривается заселение юго-восточных районов Белгородской области в XVIII веке, а именно территории современных Алексеевского, Валуйского, Волоконовского и Красногвардейского районов. Основное внимание историков при исследовании Белгородской области уделяется героическому XVII веку, борьбе Российского государства с набегами крымских татар. В частности, Загоровский в своей книге "Белгородская черта" подробно описывает основание городов - крепостей в первой половине XVII века на Белгородской черте, в том числе Корочи (1638 г.), Яблонова (1637 г.), Нового Оскола (1647 г.), Верхососенска (1647 г.), Усерда (1637 г.) и Ольшанска (1644 г.) [Загоровский В.П. Белгородская черта, Воронеж, 1969]. Острогожские казаки основали город Полатов в 1671 г. Загоровский в книге "Изюмская черта" подробно описывает сооружение северо-восточного участка Изюмской черты между Валуйками и Полатовым в 1680 г.[ Загоровский В.П. Изюмская черта, Воронеж, 1980] Возле наиболее укрепленного участка черты в пределах Белгородской области - Полатовского вала - черкасским атаманом Василием Ливенцем была основана слобода Ливенка в 80 - ые годы XVII века. Работ, посвященных исключительно истории юго-восточных районов Белгородской области, довольно мало. Любопытна статья Менжулиной об экономическом состоянии и истории Бирюченского уезда [Менжулина В.И. Экономическое состояние крестьян Бирюченского уезда в связи с отрицательными факторами их внутреннего быта, хозяйства и внешней природы, Памятная книжка Воронежской губернии за 1903 год, Воронеж, 1903]. В этой работе подчеркивается, что первыми поселенцами края являются великороссы. Крупнейшая малороссийская слобода Бирюченского уезда Алексеевка, бывшая в середине XVIII века во владении графов Шереметьевых, была основана по легендам в конце XVII века. О заселении уезда в XVIII веке в работе не сказано ничего конкретного, подчеркивается только внезапное возникновение многочисленных малороссийских слобод во второй четверти XVIII века. Действительно, стремительность процесса заселения и недостаточная сохранность архивных материалов делает исследование заселения Белгородского края в XVIII веке задачей достаточно сложной. Отметим, что основание городов рассматривалось историками - профессионалами, в то время как история более мелких населенных пунктов изучается, в основном, увлеченными краеведами - любителями.

Административно-территориальное деление Воронежской губерний в XIX веке досконально известно по материалам памятных книжек Воронежской губернии. Однако административно-территориальное деление Белгородской и Воронежской губерний в середине XVIII века исследовано довольно слабо, поэтому в данной работе особое внимание уделяется уточнению границ уездов по данным ревизских сказок.

Начало XVIII века

Во время проведения первой ревизии населения Российской империи в начале двадцатых годов XVIII века западные и центральные районы современной Белгородской области находились в составе Белгородской провинции Киевской губернии, а восточные районы - в составе Воронежской провинции Воронежской губернии. Граница между Воронежской и Белгородской провинциями проходила по границе современного Валуйского района с Вейделевским районом, далее по центру Красногвардейского района и по границе Красногвардейского и Волоконовского районов. На юго-востоке современной Белгородской области находились Верхососенский (северо-запад Красногвардейского района) и Усердский (Алексеевский район и центр Красногвардейского района) уезды Воронежской провинции, а также Полатовский (юг Красногвардейского и восток Волоконовского районов), Новооскольский и Валуйский уезды Белгородской провинции. Территория современного Ровеньковского района входила в состав Острогожского слободского полка.

По материалам первой ревизии населения Российской империи в конце царствования Петра I подавляющее большинство населения современной Белгородской области составляли мелкие служилые люди. Например, по данным переписной книги Валуйского уезда 1722 г. на территории уезда в трех станах (Валуйском, Козинском и Оскольском) жило около 10 тысяч служилых людей - рейтар, казаков, драгун, стрельцов, пушкарей, однодворцев городовой службы [РГАДА, ф. 350, оп. 2, 484 ед. хр.]. Козинский стан с центром в селе Козинка находился на северо-западе современного Валуйского района и юго-западе Волоконовского района, Валуйский стан - в центре Валуйского района, Оскольский стан с центром в селе Осколище - по реке Оскол на севере Валуйского района и юге Волоконовского райна. Козинский стан насчитывал село Богоявленское и деревни Яблоновская, Ореховая, Сухарево, Кизяево. В Оскольском стане находились села Троицкое и Посохово, деревни Лубянки (ныне Средние Лубянки), Старосельцево, Ветчинская, Павлинка, Стрелецкая, Пушкарская, Хелизнино, Туликово, Никольская, Миляево. Валуйский стан насчитывал села Хмелевое и Полатовчик, деревни Хвилово, Насоново, Куранская, Лашкино, Тиминово, Углово, Басовая, Ураевка, Солоти. 10 - 20 % служилых людей были родом из других великорусских сел и черкасских слобод Ливенки, Коровино и Новопузино, как правило, находящихся на расстоянии не более 30 км от места службы. В селах 5 - 10 % населения составляли помещичьи крестьяне и наемные работники. По сравнению с крупными помещичьими латифундиями конца XVIII века помещичьи хозяйства в начале XVIII века выглядят намного скромнее: у каждого помещика было 1-2 семьи крепостных крестьян. Украинских слобод, основанных на землях российских помещиков, в начале XVIII века было еще мало. Например, в переписной книге Валуйского уезда 1722 г. записана лишь одна "новопостроенная" малороссийская слобода Николаевка князя Александра Меньшикова.

По данным переписной книги 1722 г. Новооскольского уезд насчитывал следующие станы: Горний (юг современного Чернянского района и север Новооскольского района), Потудонский (восток Чернянского района) и Нижний (юг Новооскольского и север Волоконовского района) [РГАДА, ф. 350, оп. 2, 2340 ед. хр.]. Как и в Валуйском уезде, в Новооскольском уезде 90 - 95 % населения составляли однодворцы, помещиков и их крестьян было 5 - 10 %. Общая численность населения уезда составляла порядка 10 тысяч человек. Рассмотрим более подробно данные по составу населения Нижнего стана. На территории стана находились села Таволжанка, Заломное, Афонькино, Беломестное и деревня Макешкино. В переписной книге встречаются следующие категории населения: служилые люди - рейтары, казаки, станичники, драгуны, драгунских детей недоросли, стрельцы, однодворцы - бобыли, однодворцы городовой службы, пушкари, а также помещики, крестьяне помещиков, наемные работники, черкасы и поляки. В переписной книге священников Белгородской провинции 1722 - 1727 гг. содержится информация о наличии церквей на территории уезда [РГАДА, ф. 350, оп. 2, 2339 ед. хр.]. В Новом Осколе и пригородных слободах существовали церкви Соборного Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Троицы, Богоявления Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Михаила и Казанской Богородицы. В Потудонском стане были церкви в селах Волотово и Уколово. А в Нижнем стане были церковь Богоявления Господня в селе Заломном, церковь великомученика Георгия в селе Афонькино, церковь Николая Чудотворца в селе Беломестном и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Таволжанке. Любопытно, что церкви в селах Афонькино и Заломное (ныне улица Буденного в Волоконовке) уже не упоминаются в списках церквей Воронежской епархии конца XIX века [Правдина А.М. Алфавитный список церковных приходов Воронежской епархии с показанием числа душ в приходе и количества церковной земли, Памятная книжка Воронежской губернии на 1893 год, Воронеж, 1893]. Эти церкви построены на несколько десятилетий до начала массового строительства церквей в Приосколье в 70-ые годы XVIII века. В Яболоновском уезде было 5 церквей в Холанском стане и 4 церкви в Завальном стане. В переписных книгах первой ревизии не указаны даты основания населенных пунктов. Можно допустить, что большинство однодворческих сел и деревень было основано во второй половине XVII века - начале XVIII века.

В 1727 г. Белгород стал губернским городом, а восточная часть Киевской губернии перешла в состав вновь образованной Белгородской губернии.

Помещичья колонизация края в 30 - 40 -ые годы XVIII века

Интенсивное заселение юго-востока Белгородской области украинцами происходило во второй четверти XVIII века. По данным ревизии населения 1722 - 1727 гг. подданных малороссиян в слободских полках, Белгородской и Воронежской губерниях было 143764 лиц мужского пола, в 1731 г. - 142300, а в 1732 г. - 189562 человека [РГАДА, ф. 248, оп. 17, кн. 1106, л. 238 – 242]. Меньше всего владельческих малороссиян было в Воронежской губернии - 1230 душ мужского пола в 1731 г., 5562 душ в 1732 г., в том числе в Верхососенском уезде 455 душ в 1731 г., 916 душ в 1732 г., в Усердском уезде 52 души в 1731 г., 323 души в 1732 г. В Белгородской губернии в 1731 г. было 70479, а в 1732 г. - 85449 подданных малороссиян, в том числе в Новооскольском (1731 г. - 3124; 1732 г. - 3966 душ м.п.), Яблоновском (4641; 5705), Валуйском (4067; 4521), Корочанском (319; 1486), Салтовском (4710; 4933), Полатовском (67; 175) уездах. Большинство населения Острогожского полка составляли слободские казаки, подданных малороссиян было сравнительно мало - 1546 душ м.п. в 1731 г. и 3872 душ м.п. в 1732 г. Результаты ревизий свидетельствуют как о быстром захвате пустующих земель помещиками и поселении на этих землях украинцев, так и о закабалении вольных слободских казаков российскими помещиками и верхушкой казацкой старшины.

В переписных книгах второй и третьей ревизий не указываются даты основания населенных пунктов. Даты основания слобод имеются только в единственном документе - переписной книге подданных малороссиян городов Яблонова и Корочи и их уездов 1732 г. [ГАКО, ф. 184 , оп. 4, 16 ед. хр.]. В Яблоновском уезде перечислены слободы Михайловка (основана в 1726 г., ныне Великомихайловка), Екатериновка (1723 г.), Дмитриевка (1729 г.), Орлик (1730 г.), Ольшанка (1730 г.), Безоразово (1710 г.), Петровская, в Корочанском уезде - Анновка, Богодух, Гущино, Ивановка, Суволочное, Стрелица, Титовка, Торино. Переписные книги малороссиян 1731 и 1732 гг. по другим уездам Белгородской провинции в архиве Курской области и в РГАДА не хранятся, возможно, их следует искать в Центральном Историческом Архиве Украины в Киеве.