Смекни!
smekni.com

Государство Израиль — испытание на прочность (стр. 1 из 4)

проф. Иегуда Леви

Принято считать, что современное демократическое государство создается по взаимному соглашению его граждан, решивших жить вместе в соответствии с четко определенными правилами, в рамках политической системы, обеспечивающей набор определенных услуг. Если у этого государства есть идеалы, их создают сами граждане. Можно предположить, что светские евреи рассматривают Государство Израиль именно в таком плане.

Хотя государство как таковое не имеет собственной идеологии, светский уклон большинства его населения неизбежно приводит к конфликтам между государством и Торой. Иногда такие конфликты заметно обостряются, порой заводя в тупик правительство, но, как правило, они решаются более или менее успешно. И все же евреи Торы не могут мириться с таким положением. Ибо мы обязаны превратить Израиль в государство Торы. При всей амбициозности этой задачи, в ней заключена сама основа еврейского существования; за ее осуществление мы молились на протяжении всех веков изгнания.

Решение ООН и его значение

Благодаря самой возможности заселить Страну Израиля, предоставленной нам решением ООН о создании в ней Еврейского государства, мы получили уникальный шанс освятить Имя Б-га и тем самым прекратить "международное" осквернение Его Имени, начавшееся с нашим уходом в галут. "И когда пришли они к народам, то осквернили Имя Мое святое, и говорили о них: 'Народ Г-спода они, и из земли Его вышли'"(Иехезкель 36:20).

Кроме того, Тора заповедует нам назначить судей, которые будут принимать Галахические решения по частным и общенациональным вопросам, а также чиновников ("надсмотрщиков") для осуществления судебных решений (Дварим 16:18).

Когда большинство народов мира согласилось предоставить Израилю независимость, еврейский народ получил возможность - и обязанность - исполнить эти мицвот.

Таково веление Торы. Однако к нашему стыду и глубокому сожалению, в реальности все обстоит по-другому.

Нынешнее положение

В Израиле был образован светский суд, который, хотя и укомплектован евреями, функционирует во всех отношениях как нееврейская судебная система. Существуют раввинские суды, которые могут решать финансовые споры, но они лишены власти, чтобы добиваться осуществления своих постановлений и поэтому ограничиваются лишь посредническими и консультативными функциями.

То же самое можно сказать и об освящении Имени Б-га при возвращении евреев на свою землю: эта возможность не была реализована. Совершенно очевидно, что как бы не осквернялось Его Имя в период нашего пребывания в изгнании, оно еще больше "оскверняется перед народами", когда мы бунтуем против Него в стране Израиля (см. пророчества Иехезкеля 20:21-23).

Что же происходит сегодня? У каждого еврея, верного Торе или хотя бы сохранившего в себе частицу еврейского духа, болит сердце при виде публичного попрания законов и традиций иудаизма в Государстве Израиль, будь то судебная система, напоминающая аркаот шель гоши (нееврейские суды), промышленность или некоторые другие сферы, для которых шаббат как будто не существует, и что самое тревожное, таково положение существует и в системе просвещения, которая растит целое поколение евреев, лишенных искры еврейства. Короче, есть от чего прийти в отчаяние.

Но для отчаяния, находящего выражение в полной самоизоляции или усталом смирении и покорно-безразличном участии в делах государства, просто нет оснований.

Такой пессимизм основан на преувеличенном восприятии той вражды, которую светское большинство, якобы, испытывает к иудаизму. Пессимизм был действительно оправдан в период зарождения государства. "Государство существует уже почти год, а нам все еще разрешают печь мацу", - грустно посетовал известный мудрец Хазон Иш в 1949 году, направляясь в пекарню. При тех обстоятельствах его замечание звучало вполне актуально. Однако Б-г в милости Своей изменил ход событий. Именно благодаря созданию государства, Эрец-Исраэль превратилась в центр изучения Торы, какого не было за последние столетия. Оно создало благоприятную почву для расцвета еврейской религиозной жизни. Свидетельство тому - появление большого числа религиозных кварталов и поселений, относящихся к различным направлениям иудаизма, а также сопутствующих религиозных учреждений. Поэтому сегодня, несмотря на все тревожные признаки упадка и разложения, нет оснований утверждать, что надежда умерла. Наши мудрецы говорили: "Тот, кто стремится к очищению, удостаивается помощи Всевышнего". Когда Б-жественная помощь приобретает столь широкий размах, то лучше не отрицать ее наличие, ни перед собой, ни перед другими.

"Перст Б-жий"

Среди нас нет сейчас пророков, которые могли бы истолковать пути Провидения. И все же каждый, у кого есть глаза, видит, что создание Еврейского государства на Святой земле стало событием огромного исторического значения. Тот, кто отрицает это, просто обманывает самого себя.

Еще в период британского мандата крупнейший руководитель старого ишува в Иерусалиме раввин Йосеф-Хаим Зонненфельд корил своих сторонников: "Где верные Торе евреи диаспоры? Неужели они не видят перст Б-жий?... Представьте себе маленькое облачко, появившееся на горизонте после двух тысяч лет засухи. Разве не воскликнули бы все мы с надеждой: "А вдруг, а вдруг, несмотря ни на что!" Не подобен ли мандат этому облачку?"

В заселении Эрец-Исраэль и строительстве поселений Рав Зонненфельд видел явные признаки атхалта ди-геула (начало избавления), несмотря на печальное состояние религиозного образования и несоблюдение заповедей в этих поселениях (из книги "Иш аль Га-Хома").

После основания государства "перст Б-жий" стал проявлять себя еще явственней. Раввин Деслер, автор книги "Михтав ме-Элиягу" и выдающийся машгиах (наставник) в Поневежской иешиве, писал: "...наш народ селится в своем государстве на Святой земле. Из этого мы должны делать выводы и укреплять веру в своих сердцах. Горе тому, кто явится в День суда, все еще не видя этого очевидного факта".

Таких же позиций придерживался раввин Е.М.Блох, руководитель иешивы Тельз: "Несмотря на все пороки и недостатки, присущие властям Государства Израиль, само его существование, обусловленное явными чудесами, имеет огромное значение, которое мы должны признавать и ценить. И это признание надо выражать публично".

В другом случае он сказал: "Здоровые элементы в еврейском народе несут огромную ответственность за выживание Еврейского государства".

Брискский рав Ицхак-Зеэв Соловейчик высказался в том же духе, хотя и более сдержанно: "Когда Объединенные нации согласились с образованием государства, Б-жественное Провидение улыбнулось нам, однако власти испортили улыбку".

Чья же задача вернуть эту улыбку? Сам факт признания Израиля мировым сообществом потенциально (или даже реально) означает важный шаг на пути к главной цели: превращению еврейского народа в царство священников. Поэтому каждый из нас обязан внести свой вклад в достижение этой цели.

Условия конечного Избавления

Выполнению задачи мешает не только "слепота" некоторых людей в оценке нынешних тенденций. Те, кто категорически утверждают, что события последних лет являются началом избавления вне зависимости от наших собственных действий, впадают в другую крайность. Их тоже ожидает неизбежное разочарование. Простая логика подсказывает, что условием для избавления должно быть покаяние. Ведь мы помним, что Храм был разрушен из-за беспричинной вражды между евреями. Как можно ожидать его восстановления, если эта ненависть до сих пор не изжита: будь то между "национальным иудаизмом" и лагерем "харедим", между "Нетурей Карта" и "Агудат Исраэль" или между различными хасидскими дворами?

На зависимость избавления от покаяния указывают также мудрецы Талмуда. Рабби Элиезер и рабби Иегошуа спорят о том, придет ли избавление в назначенное время даже без покаяния. Рабби Элиезер говорит: "Если евреи раскаются, то будут спасены, а иначе нет". Его оппонент рабби Иегошуа лишь мягко возражает: "Может ли быть, что они не будут спасены, если не раскаются? Скорее всего, Б-г подчинит их царю, который, подобно Гаману, издаст жестокие указы, и тогда евреи покаются и вернутся к праведности". Другими словами, он тоже считает, что покаяние должно предшествовать полному избавлению.

Не будем, однако, слишком углубляться в смысл этих слов. Лучше вспомним слова Рамбама: "Все, что написано по этому поводу о Машиахе, является метафорой. Точное значение и символика таких метафор станут известны нам всем в мессианскую эпоху... Пока эти события не произойдут, никто не узнает, какую форму они примут. Они туманно описаны у пророков, и наши мудрецы, не имея соответствующей традиции, вынуждены опираться на собственное понимание текстов. Вот почему в этих вопросах наблюдается такое разночтение. Во всяком случае, хронология и детали этих событий не относятся к основам нашей веры. Не следует глубоко копаться в талмудических сюжетах и толкованиях по этим вопросам..., ибо они не добавляют человеку ни благоговения, ни любви к Б-гу... Наши мудрецы говорили:

'Пусть испустят дух те, кто подсчитывают конец дней".

Когда я говорю, что события наших дней следует рассматривать в качестве уникального шанса, Б-гом данной возможности ускорить избавление, то тем самым лишь повторяю мнение раввина Йосефа Каганемана, руководителя Поневежской йешивы, который сравнил образование Государства Израиль с пробным шаром, запущенным Всевышним для проверки нашей готовности к избавлению.

Нам, конечно, трудно узреть в действиях врагов Торы позитивное влияние Провидения. Но уж если сам Рамбам писал, что христианство и ислам "служат лишь для того, чтобы расчистить путь Машиаху", почему бы не дать такую же оценку Государству Израиль?