Смекни!
smekni.com

Революции в российской политической истории и их последствия (стр. 1 из 4)

.

История России — это непрерывный, бурный и противоречивый процесс причудливого переплетения революций, контрреволюций, реформ, контрреформ, всевозможных конфликтов.

Смуты, революции, глобальные конфликты с давних пор стали характерной чертой политической истории России, определяющей на длительный период ее историческое развитие. Весьма симптоматично, что после каждой новой смуты, мощной и губительной, Россия выходила на следующий исторический виток обновленной, поднималась из пепла, возрождалась.

Прежде чем перейти к освещению темы, необходимо дать пояснения терминологического и теоретического характера.

Ключевые понятия темы: революция и глобальный конфликт.

В современной исторической и политологической литературе используются формационный и цивилизационный подходы к определению этих понятий.

Формационный подход предполагает определение революции в рамках формационной схемы исторического процесса как глубокие и качественные изменения в развитии общества, способа производства, которые разрешаются переворотом, скачком, приводят к становлению нового способа производства. К их числу относятся буржуазная, социалистическая революция и т. д.

Цивилизационный (культурологический) подход предполагает исследование индивида как субъекта политики, определяющего индивидуальную ответственность за свои поступки, сознание, мышление, судьбу и т. д. Поэтому революция в широком смысле расценивается как политический процесс, включающий в себя массовые движения, готовые использовать насилие для достижения своих целей, способные к захвату власти и последующему проведению реформирования общества. Революция в узком смысле слова — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.

Революция — весьма широкораспространенный в истории вид политического процесса, в ходе которого применяются меры принудительного характера, вызывающие сопротивление со стороны противостоящих социальных сил, что делает практически неизбежным значительную роль насилия в революционном процессе.

Революция всегда возникает из затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса, на его пике, когда наступает хаос. Сторонники такого вида социальных преобразований рассматривают ее как необходимый выход из катастрофы, угрожающей обществу. Как показывает исторический опыт, к революции приводят глубокие непреодоленные социальные антагонизмы, эгоистическая и недальновидная политика правящих элит, затягивающих проведение назревших преобразований, и т. д.

Историческая практика свидетельствует, что революции сопровождаются интенсивной борьбой вне и внутри революционного лагеря по доктринальным, программным вопросам намечаемых преобразований, разного рода расколами, подавлением прямых противников, а также отступников от революционного курса. Нередко они носят весьма ожесточенный и кровавый характер. Длительное время считалось, что революция может быть совершена только в результате насильственного переворота: вооруженного восстания или гражданской войны. Однако история дала образцы качественных преобразований в обществе, достигнутых мирным эволюционным путем, осуществленных поэтапно, постепенно, в течение длительного времени. Это дает возможность учесть многообразные объективные связи и тенденции, осуществить тактический маневр, обеспечить поддержку перемен со стороны большинства людей.

Революции бывают завершенными, и тогда в ходе революционных изменений возникает новое общество. Но обычно оно сильно отличается от первоначального проекта, а иногда вообще представляет собой его полную противоположность. Чаще всего революция приводит страну не к движению вперед, а к откату назад, отставанию в развитии.

История дает примеры незавершенных революций, когда заявленные цели не достигнуты, а поскольку внутренние противоречия не сняты, продолжают накапливаться, то выход они находят в новых революциях и глобальных конфликтах.

Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики не нова. Ее сторонники рассматривают конфликт как ведущий источник политики, лежащий в основе происходящих в ней изменений, определяющий границы и характер существующей политической сферы общества.

Политический конфликт представляет собой разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов в условиях противодействия.

Глобальные конфликты одновременно охватывают все уровни социальной и политической структуры, вовлекают максимально возможное в конкретных условиях число участников. К глобальным конфликтам, носящим политический характер, относятся крупномасштабные столкновения наличных сил, охватывающие почти все стороны отношений конфликтующих сторон: гражданские войны; войны между государствами и союзами государств, партизанские движения и т. д. Их последствия обычно бывают катастрофичными: разрушение социальных систем, распад государств, уничтожение народов и т.д.

Оценивая место революций и глобальных конфликтов в истории России, а также анализируя причины их возникновения, будем принимать во внимание объективные причинно-следственные связи и субъективные целеполагания; учитывать циклично-кризисный характер развития страны.

Политические смуты — напряженные, катастрофические и губительные противоборства политических и социальных сил потрясали не сформировавшуюся Русь еще в IX—X вв. Они раздирали страну в первой четверти XI в., а потом привели к тяжелейшей и страшной междоусобице в конце XI столетия после великих объединительных свершений Ярослава Мудрого.

Смута конца XI—начала XII вв. была круто ликвидирована силой и решительной реформистской деятельностью Владимира Мономаха, сумевшего вместе со своим сыном Мстиславом Великим на несколько десятилетий удержать распадавшуюся на уделы Русь.

Но не только смуты определяли развитие Руси. С IX в. на Восточно-Европейской равнине шел общецивилизационный процесс: формирование русского государства, отличавшегося огромной территорией и многонациональным составом. Его территории и народы стягивались воедино сильной автократической властью, но вместе с тем Русь продолжала оставаться многоцветной, многоликой в хозяйственном, политическом и духовном отношении страной.

Со второй трети,XII в. Русь вступила в новую полосу политических смут, которые непрерывно продолжались в течение всего XII и начале XIII в.

Одновременно в Европе возобладали центростремительные тенденции, они привели к созданию централизованных монархий с первыми предвестниками гражданского общества в городах-коммунах. Подобные процессы проявились и во Владимиро-Суздальской Руси времен Всеволода III Большое Гнездо и Андрея Боголюбского, когда стали зарождаться элементы представительных учреждений. Но развитие в указанном направлении было остановлено начавшимся татаро-монгольским вторжением, которому ослабленная смутами Русь не смогла противостоять. Установилось длительное трехвековое тяжелейшее иноземное иго. Русь потеряла независимость, часть исконных восточнославянских земель, затормозилась в своем развитии и отстала от других, особенно европейских, стран. Отсутствие прочного сплачивающего стержня, преобладание центробежных тенденций сказалось самым губительным образом на истории нашего Отечества.

В XIII—XV вв. глубокие политические междоусобицы из-за гегемонии между Москвой, Тверью, Новгородом, Рязанью, Нижним Новгородом привели к смуте середины XV в., отличавшейся особенно жестоким характером: великий московский царь Василий III, получивший прозвище «Темный», был ослеплен политическими противниками в надежде, что это навсегда выведет его из борьбы за власть. Но даже эти кровавые события не свернули Русь с пути централизации.

Новый этап сплочения начался на московской основе на исходе XV в. Московские правители сумели подавить сепаратистские тенденции, обеспечить процветание торговли и городов. Хорошо организованное централизованное, унитарное с сильной авторитарной властью и сильной авторитарной личностью Иваном III Московское государство заметно усилилось.

Стабилизация политической жизни России во второй половине XV—первой трети XVI в. (около 70 лет) вновь вылилась в короткую, но яростную смуту времен детства и отрочества Ивана Грозного в 30—40-е годы. Затем последовала новая политическая смута, инициированная сверху самим Иваном IV Грозным — период опричнины в 60—70-е годы XVI в., которая привела к крупным политическим катаклизмам с тяжелыми социально-экономическими последствиями.

Одновременно Россия осуществляла вековую экспансию, расширяла территорию, присоединяла новые народы, превращалась в трудноуправляемый многонациональный конгломерат, что создавало почву для будущих российских смут. В жизни огромной империи постоянно присутствовало социальное, национальное, региональное напряжение, готовое при определенных условиях вылиться в социальный взрыв большой силы.

В начале XVII в. разразилась новая страшная российская смута, продлившаяся полтора десятилетия. В итоге в Кремле воцарилась власть, представленная польским королевичем Владиславом, а позже его отцом Сигизмундом. Казалось, после этого России уже не быть: государство и армия стремительно распадались; утрачено государственное управление; разорваны хозяйственные связи и т. д.

Но история показала, что возможности государственного развития восточных славян еще не были полностью исчерпаны. Ни внутри государства, ни вне его к этому моменту не сложились мощные противостоящие силы. Более того, по мере распада России, углубления общего социально-экономического и духовного кризиса, народ сумел остановить разрушительный процесс. Именно из народной среды за Мининым и Пожарским пошли основные силы, выступившие за возрождение Родины. Их поддержала остальная патриотически настроенная и здоровая Россия. Инстинкт самосохранения нации подсказал, что начинать надо с возрождения разрушенной российской государственности.