Смекни!
smekni.com

Терроризм - война XXI века (стр. 17 из 24)

ООН за весь период своего существования немало сделала для борьбы с терроризмом. Однако, несмотря на обилие международно-правовых актов и органов, координирующих борьбу с международным терроризмом в международном праве до настоящего времени нет единого универсального соглашения, определяющего понятие международный терроризм, его юридическую природу и ответственность. Нет и исчерпывающего перечня актов международного терроризма.

Наш анализ международных соглашений позволяет дать следующий перечень таких актов:

а) взрывы помещений посольств, миссий, представительств или штаб-квартир международных организаций;

б) диверсионные акты на улицах, в аэропортах, на вокзалах, культурных центрах, промышленных сооружениях, в помещениях для торговой и профессиональной деятельности, связанные с уничтожением или повреждением имущества и причинением людям телесных повреждений или смерти;

в) умышленное использование взрывных устройств, встроенные в посылки, бандероли, письма и другие почтовые отправления;

г) любой диверсионный акт против общественных сооружений;

д) заговор в целях совершения актов международного терроризма и соучастие в них в любой форме и др.

В различных источниках к актам международного терроризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства, в том числе принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера.

В-седьмых, назрела необходимость в создании российской общегосударственной системы координации борьбы с терроризмом на уровне Федерации и ее субъектов; принятие Правительством РФ Федеральной целевой программы борьбы с терроризмом, которая должна содержать комплекс государственных мер (правовых, организационных, финансовых, материально - технических), направленных на активизацию борьбы с терроризмом; перенос акцента антитеррористической деятельности на профилактику, предупреждение и пресечение террористических акций; формирование на прочной правовой основе порядка привлечения и участия всех "силовых" министерств и ведомств к подготовке и участию в контртеррористических операциях на территории страны.

С учетом вышеуказанного хотелось бы отметить, что четкая понятийная характеристика терроризма, как социально-правового явления, определение его особенностей в современном мире послужит ориентиром для того, чтобы четко определить направления, задачи, правовые, организационные и ресурсные аспекты борьбы с терроризмом в структуре разработки и осуществления крупномасштабных мероприятий, с учетом новых объемов угроз и вызовов, которое встречает мировое сообщество в начале III тысячелетия.

Террор, терроризм - явление не новое, но не за одно тысячелетие его существования появлялось много новых форм терроризма, в последнее время общество столкнулось с проявлениями компьютерного и биологического терроризма. В связи с бурным развитием научно-технического прогресса не исключено появление космического терроризма. Терроризм многогранен и проявляет поразительную способность приспосабливаться к изменениям окружающего мира. В настоящее время он представляет собой угрозу не только отдельно взятому государству, но и человечеству в целом.

В качестве непосредственных целей, которые достигаются посредством террора, как правило, выступают следующие:

ликвидация (физическое устранение) государственного, общественного, политического или религиозного деятеля, который, по мнению отдельных лиц или групп людей (корпораций, организаций, объединений и целых государств), своей деятельностью мешает достижению их определенных целей;

физическое или психологическое воздействие на органы государственной власти и управления с целью склонения их к выполнению определенных требований (политических, экономических и др.);

дезорганизация нормальной деятельности различных органов и структур, устрашение населения как способ доказывания несостоятельности существующей власти в государстве противостоять насилию и др.

Подавляющая часть террористических акций исходит от организованных формирований, совершается в условиях серьезного финансирования и предварительной подготовки. Именно такие акции сопровождаются наиболее тяжкими последствиями.

Терроризм в начале XXI единодушно оценивается как одно из наиболее опасных явлений, угрожающих в условиях его связи с транснациональной организованной преступностью международной безопасности[83] и требующих принятия самых энергичных мер для его пресечения и ликвидации.

Терроризму посвящаются многочисленные форумы, к борьбе с ним стремятся быть прикосновенными самые разные субъекты, независимо от их профессии и компетентности.

Между тем, успех реагирования на любое нежелательное явление определяется осведомленностью о нем: определением его содержания, границ, сущности; познанием его закономерностей, особенностей детерминации, причинности, чувствительности к различным принимавшимся мерам.

При всем многообразии научных и иных публикаций о терроризме, международно-правовых и государственно-правовых документов о борьбе с ним приходится констатировать отсутствие четкого единообразного понимания данного явления. В международно-правовых документах, законодательных актах государств и литературе он определяется пространно, не всегда однозначно и, в конечном счете, размыто. Такого рода определения допускают разные толкования.

В ст.3 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" говорится, что "для целей настоящего закона применяются следующиеосновные понятия: терроризм - насилие или, угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерби либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений".

Здесь цели трактуются многозначно: и как нарушение общественной безопасности, и как оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам.

Порой акты терроризма трудно разграничивать с хулиганскими действиями, грубо нарушающими общественный порядок, вандализмом, убийством, совершенным общеопасным способом, иными деяниями. Убийство государственного или общественного деятеля из-за мести за его конкретную государственную или иную политическую деятельность тоже с рассматриваемой точки зрения трудно оценить как проявление терроризма.

Возможно, речь идет о нарушениях закона в процессе такой деятельности, грубом попрании прав людей, в результате чего непосредственные жертвы субъективно не находят других средств прекратить произвол в отношении них. Другое дело - такая мотивация, как оказание воздействия на принятие органами власти решении, выгодных террористам.

Анализ можно продолжить, но общий вывод: в данном определении объединены одним термином разноплановые явления.

В одних правовых актах дается определение терроризма как сложного социального явления, в других практически указываются конкретные деяния, относимые к террористическим, в третьих сочетаются указанные два подхода[84].

Акции террористического характера могут быть самыми разнообразными, со временем они изменяются, модифицируются. В законе трудно заранее определить точно их круг.

При анализе международно-правовых документов, а также практики приходится встречаться с более широким кругом деяний террористического характера, чем это предусмотрено национальным законодательством, в частности, российским. Речь идет о незаконном захвате воздушных судов и других действиях, направленных против безопасности гражданской авиации, безопасности морского судоходства; незаконных актах, связанных с ядерными материалами; уничтожении и разнообразных формах унижения части населения. В том числе путем совершения изнасилования, калечения и обращения в состояние крайней нужды лиц некоренной или иной национальности, другого вероисповедания, а также в иных акциях.

С указанных позиций более продуктивно в законе, прежде всего, выделять терроризм на основе его общей отличительной характеристики и только потом давать перечень различных преступлений, подпадающих под такую характеристику. Характер, мотивация и обстоятельства совершения последних могут существенно отличаться у разных субъектов и в различных обстоятельствах.

Изложенное дает основание для всестороннего профессионального (а не политического или публицистического[85]) обсуждения исходного понятия - того, что же такое все-таки терроризм. Наиболее отчетливо суть терроризма, его отличительную черту от других высоко общественно опасных явлений, сформулировали сотрудники отечественных и зарубежных спецслужб, имеющие опыт непосредственного участия в антитеррористических операциях и, что называется, "перестрадавшие" ситуации терроризма[86].