Смекни!
smekni.com

Терроризм - война XXI века (стр. 2 из 24)

Уголовное законодательство Российской империи второй половины 19 - начала 20 века, в частности Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года в редакции 1857, 1865 и 1885 годов и Уголовное уложение 1903 года, не содержало в себе самостоятельного раздела или главы где были бы сосредоточены нормы, предусматривавшие ответственность за деяния, аналогичные тем, которые предусмотрены в главе 24 раздела IX УК РФ 1996 года (преступления против общественной безопасности).

Уголовно - правовые системы европейских государств решали этот вопрос по разному. Одни, например, французское, бельгийское, английское законодательство шли по тому же пути, что и Россия, другие (германское, венгерское, голландское, норвежское) выделяли самостоятельную группу посягательств против общежития под наименованием общеопасных преступлений.

К числу общеопасных преступлений по УК этих государств относились следующие деяния: повреждения телеграфов, путей сообщения, железных дорог, имущества посредством огня, взрыва и потопления, уничтожение чужого скота посредством сообщения ему заразы, отравления водохранилищ и т.п.

Основным определяющим признаком этих преступлений признавался общеопасный способ совершения преступления. Тем не менее, само понимание способа и его границы трактовались весьма специфически. Под ними понимались: "случаи, когда для достижения преступного результата виновный прибегает к средствам, впоследствии выходящим из под контроля и носящим характер разрушительных стихийных сил природы (огонь, вода, пар, газы, заразные болезни)"[4]. Одновременно сфера действия способа ограничивалась лишь воздействием на чужое имущество. Вместе с тем, из изложенного выше не следует, что уголовное законодательство Российской империи не предусматривало ответственности за аналогичные преступления. Уложение 1845 года в редакции предусматривало достаточное количество норм о деяниях, относимых в настоящее время к числу общеопасных преступлений[5].

Причем следует отметить, что ответственность за это деяние дифференцировалась в зависимости от характера и роли участия лица:

по ч.1 ст.269 (1) наказывались за участие в публичном скопище;

по ч.3 ст.269 (1) за организацию скопища, руководство учиненном насилия над личностью, вторжением в чужое жилище или покушением на такие действия, а также подстрекательство к их совершению или продолжению.

Если же "скопище" или его участники, совершая указанные выше действия, оказывали насильственное противодействие вооруженной силе, признанной для рассеивания скопища, то наказание виновным резко усиливалось, соответственно ч.2 и 4 ст.269 (1). Понятие "скопища" в литературе ХIХ века определялось, как "публичное скопление многих в явном намерении защищать соединенными силами свою частную волю против объявленной государственной воли", а "на последовавшие приказания начальства разойтись по своим домам, они останутся на месте собранными и неразлучными"[6].

Позже при подготовке проекта Уложения 1885 года в литературе было предложено понимать под скопищем "соединение ради общих действий или ради общей цели более или менее значительного числа лиц"[7].

Рассматривая терроризм в России можно выделить дооктябрьский терроризм, который оставил особый след в мировой истории - современный безбрежный террор ведет свое начало с выстрела Каракозова 4 апреля 1862 г., возвестившего, что эпоха терроризма началась.

С тех пор для Запада и России он стал вполне "приемлемым и универсальным средством решения практически всех конфликтов и проблем, возникающих в обществе и государстве, более того, самым простым, не требующим ни интеллектуальных усилий, ни опоры на нравственные ценности, ни дипломатического искусства, ни экономических затрат"[8].

Особенно разрушительным оказались последствия террористических десятилетий, конечно, для России, в которой общество, свыкшись с обильной кровью, без помех вошло в большевистский террор. В после сталинские годы он значительно ослаб, но усилиями советского руководства переместился в другие страны, а теперь бумерангом вернулся к нам.

Терроризм второй половины XIX - начала XX вв. отличали следующие весьма существенные черты:

1) необоснованно расширительное представление о насилии со стороны власти и господствующих групп населения;

2) характерное для многих революционеров черно-белое видение мира;

3) примитивизация общественных отношений, игнорирование сложнейших взаимоотношений в обществе;

4) доведение критики существующего права и основных правовых институтов до абсурда, до отрицания права вообще;

5) стремление к нравственному оправданию терроризма ссылками на аморализм господствующих классов;

6) вера в то, что цель оправдывает средства и создания культа насилия.

Необходимо отметить, что практически все эти особенности были унаследованы большевиками и современными левыми экстремистами. Россия дорого заплатила за безбрежное террористическое насилие.

У терроризма были свои певцы и пророки, например, Нечаев, Морозов, Степняк-Кравчинский, Савинков. Террор оправдывал даже столь уважаемый человек, как П. Кропоткин. В своей "Этике анархизма" он писал, что убийцы русского царя имели на это право. Революционеры-террористы и их убежденные последователи, знали, что идея - это все, а потому, не колеблясь, приносили ей многочисленные жертвы.

Следует обратить внимание на то, что революционеры-террористы второй половины XIX в. - начала XX в. и государственные террористы сталинской поры оправдывали убийства и прочие репрессии высшей целью - установление справедливости и равенства[9].

Среди острых политических, экономических и социальных проблем, которые приобрела Россия на исходе XX и начале XXI века, терроризм представляет одну из главных опасностей. Для России это явление не есть порождение века нынешнего, атрибут урбанизации[10].

Истоки российского терроризма теряются в глубине веков.

По иронии судьбы русская интеллигенция еще в конце XIX века полагала, что только в форме террора она способна защитить свое право на свободу и демократию. Террор рассматривался как средство борьбы против самодержавия, способ защиты права двигать историю. За всю историю русских революционеров было совершено порядка трехсот террористических актов.

Терроризм в начале XXI века относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. В настоящее время, по мнению ряда экспертов, в мире действует около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние десять лет ими совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 5 тыс. человек и 11,5 тыс. пострадало. Террористический акт 11 сентября 2001 г. в США превзошел все предыдущие террористические акты по объему действий и наступившим последствиям, что заставило ученых и общественность по-новому посмотреть на это явление[11].

В деятельности террористических организаций произошли существенные изменения - качественно трансформировались масштабы терроризма, ряд аналитиков полагают, что на повестке дня стоит "супертерроризм", который проявляется по существу следующим образом:

во-первых, цель наиболее крупных акций - нанесение ударов, в том числе психологических, по странам, являющимся своеобразными лидерами современной цивилизации.

во-вторых, происходит переориентация террористических организаций в методах и средствах своей деятельности. Они отходят от традиционного терроризма "ограниченного радиуса действия". В подготовке террористических акций крупные международные террористические организации опираются на возможности групп государств и используют мощные финансовые ресурсы, применяют новейшие технические средства, боевые отравляющие вещества, усиливается стремление террористических организаций к обладанию компонентами других видов оружия массового уничтожения. Расширяются связи террористов с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием.

в-третьих, как показывают данные исследователей, значительно возрос интеллектуальный и образовательный уровень лидеров терроризма. На фоне слияния и сотрудничества руководителей, легальных и нелегальных структур экстремистского толка с руководящим ядром националистических, религиозно-сектантских, фундаменталистских и других сообществ на основе взаимовыгодных личных интересов происходит сращивание политического и уголовного терроризма.

в-четвертых, акты терроризма чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающиеся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, недоверие между государствами социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

в-пятых, терроризм как никакое другое преступление связан с глобальными политическими, экономическими и социальными противоречиями развития мирового сообщества. В то же время по своим масштабам, направленности и тяжести последствий он наиболее опасен для государства и отдельных граждан. Мир вступил в уникальную эпоху терроризма, который может превратить все современное общество в его потенциальную жертву. Никогда прежде терроризм не являлся глобальным феноменом. В течение последнего времени произошла его глобализация и универсализация[12].