Смекни!
smekni.com

Россия в XVIII в. (стр. 1 из 2)

Социально-экономическое развитие России в XVIII в.

В XVIII в. в экономике России получили свое дальнейшее развитие процессы, начавшиеся еще в допетровские времена. В хозяйственный оборот все более интенсивно включились новые земли, прежде всего в южных районах страны. Освоение плодороднейшего чернозема Украины и Новороссии стало возможно благодаря успешному завершению русско-турецких войн в XVIII в. и присоединению к России Северного Причерноморья и Крыма. Богатые урожаи давали излишек зерна, который шел и на внутренний рынок и благодаря черноморским портам на экспорт. Центральные и северные регионы страны начинают специализироваться на производстве льна, конопли, кож, тем более что на это сырье возникает все больший спрос. С одной стороны, в нем нуждаются бурно развивающиеся крестьянские промыслы; с другой — мануфактурное производство. Во второй половине XVIII в. появляются частные мануфактуры, принадлежавшие в основном дворянам и купцам, которые ориентировались уже не на казен ные поставки, а на рывок. Однако определяющую роль в промышленности продолжают играть мануфактуры, обслуживающие государственные потребности: металлургические, суконные, парусинные и пр. Успехи мануфактурного производства позволили уже в середине XVIII в. удовлетворять основные потребности страны отечественной продукцией, часть которой — железо, парусина — шла на экспорт.

Все это способствовало становлению рыночных отношений: к концу XVIII в. складывается всероссийский внутренний рынок. Правительство поддерживало этот процесс: так, в 1754 г. указом Елизаветы были отменены внутренние пошлины, сохранившиеся от периода раздробленности и очень мешавшие торговле. При Екатерине II в 1755 г. была объявлена свобода предпринимательства, т.е. упразднены монополии в промышленности и торговле.

В сфере социальных отношений продолжалось закабаление крестьянства. Крепостное право разрастается вширь. Все большее количество государственных земель, прежде всего во вновь осваиваемых южных районах, передается помещикам, которые заселяют их крепостными. В сферу влияния крепостного права включаются новые категории населения: так, в 1783 г. указом Екатерины II украинские крестьяне лишались права переходить от одного помещика к другому. В то же время крепостное право становится все более интенсивным: власть помещика над крестьянами увеличивается. Уже в первой половине XVIII в. помещики стали собирать подушную подать с крестьян, приносить за них присягу государству, контролировать не только их хозяйственную, но и личную жизнь. Во второй половине XVIII в. правительство издает ряд указов, усиливавших помещичий произвол: указом 1760 г. помещику позволялось ссылать непокорных крестьян в Сибирь; в 1765 г. — отправлять их туда же на каторжные работы.

Наконец, в 1767 г. Екатериной II был издан указ, называемый "апогеем крепостничества", — крестьянам запрещалось жаловаться на помещика, т.е. они превращались в бессловесный рабочий скот. Нарушение этого указа вело к жестоким наказаниям.

С другой стороны, все больше привилегий получает поместное дворянство. Во-первых, помимо закрепощения крестьян, оно окончательно закрепляет за собой свои поместья. В 1730 г. дворяне добились отмены той части указа об единонаследии, которая предписывала передавать земли только одному наследнику. Во-вторых, на протяжении XVIII в. правительство постепенно облегчает и сокращает дворянскую службу государству. В 1736 г. срок дворянской службы ограничивался 25 годами. В то же время дворяне перестают начинать свою службу рядовыми, как было заведено при Петре I. С 1730-х гг. дворянские отпрыски либо оканчивали корпус кадетов (создан в 1732), становясь офицерами, либо родители записывали их в полк еще малолетними, и они, ни дня не прослужив, по выслуге получали офицерский чин. Наконец, в 1762 г. Петром III был издан Манифест о вольности дворянской, провозгласивший право дворян самим решать вопрос о месте и сроках своей службы. Наконец, в 1785 г. Екатерина II дала жалованную грамоту российскому дворянству. Грамота подтвердила прежние привилегии — владение землей, крепостными, право не служить — и дала новые. В частности, дворяне получили право создавать свои дворянские собрания по уездам и губерниям, выбирать предводителей и сообща, корпоративно отстаивать свои интересы. Скромнее выглядела Жалованная грамота городам, по которой зажиточное купечество освобождалось от подушной подати и телесных наказаний, а также допускалось к управлению городами.

Внутренняя политика России в XVIII веке. Становление русского общества. Крестьянская война

Характерной чертой внутриполитической жизни России XVIII в. являлись дворцовые перевороты. Одной из причин этого явился Устав о наследии престола, опубликованный Петром I в 1722 г. вскоре после казни своего сына Алексея. По этому уставу самодержец назначал себе наследника произвольно, по своему усмотрению. В результате после смерти Петра в 1725 г. решение этого вопроса оказалось в руках у высших сановников, манипулировавших гвардейскими полками. Возводя на престол угодных им царей и цариц, эти сановники реально управляли государством при помощи Верховного Тайкого совета, учрежденного в 1726 г. вдовой Петра Екатериной I. При восшествии на престол племянницы Петра I Анны Иоанновны (1730 — 1740) верховники попытались навсегда закрепить за собой эту власть особыми кондициями (условиями). Однако основная масса дворянства выступила против верховников, что позволило царице разогнать Совет и управлять по-прежнему самовластно. При Анне, вдове герцога Курляндского, в стране началось "немецкое засилье", высшие должности оказывались в руках иностранцев. После смерти Анны борьба за престол вспыхнула с новой силой. В 1741 г. на престол вступила дочь Петра I Елизавета, в царствование которой обстановка в стране несколько стабилизировалась. Однако престол она завещала своему племяннику, неумному и легкомысленному Петру III. Он оказался неспособен править государством и в 1762 г. был свергнут и убит.

На престол взошла его вдова Екатерина II. Происходя из немецкого захудалого владетель ного рода, царица отличалась умом и образованностью. В начале своего царствования она попыталась править в духе "просвещенного абсолютизма" , используя рекомендации просветительской философии. Ярким примером тому явилась созванная в 1767 г. Уложенная комиссия, в которую входили выборные депутаты от дворянства, городов и даже государственных крестьян. Эта комиссия должна была выработать новый свод законов; однако ее деятельность, сопровождавшаяся резким столкновением депутатов от разных сословий, не дала результатов. В 1768 г. комиссия была распущена, и Екатерина, сохраняя просветительскую фразеологию, стала управлять по-старому, в самодержавно-крепостническом духе. Важнейшим преобразованием, предпринятым ею, была областная реформа (1775). В ходе ее Россия была заново, гораздо более разумно, чем при Петре I, поделена на губернии (по 300 — 400 тыс. душ на каждую) и уезды (20 — 30 тыс. душ). В основу новой системы органов местного управления был положен принцип разделения властей. Губернатор и подчиненное ему губернское правление занимались административно-управленческой деятельностью; Казенная палата — торговлей и финансами; независимо от администрации функционировали сословные судебные учреждения. В отличие от губернских властей, назначавшихся сверху, глава управления уездом капитан-исправник выбирался местным дворянством.

Во второй половине XVIII в. молодое русское общество, переживавшее период своего становления, начинает проявлять оппозиционные настроения. Непоследовательная политика Екатерины, лживость и корыстолюбие сановников, произвол, чинимый дворянством по отношению к крепостным, — все это вызывало критику на страницах "Трутня", "Живописца" и других печатных органов, издававшихся просветителем Н. И. Новиковым. Еще более резкой по тону и содержанию явилась книга А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", в которой содержался призыв к ниспровержению крепостного строя. Оба "возмутителя спокойствия" были жестоко наказаны Екатериной.

Но самым ярким откликом на несправедливости русской жизни явилась крестьянская война. Она началась в 1773 г. в прикаспийских степях на реке Яике (Урале). Самозванец Емельян Пугачев, выдававший себя за Петра III, сумел поднять местное казачество и, захватив ряд крепостей, осадил губернский город Оренбург. После неудачной осады Пугачев ушел на Урал, где получил мощную поддержку от горнозаводских рабочих. В 1774 г. Пугачев перенес военные действия на Волгу. Потерпев поражение под Казанью, он стал отступать на юг, захватывая на своем пути Саранск, Пензу, Саратов. Движение пугачевской армии вызывало мощные крестьянские волнения не только на территории Поволжья, но и в центральных районах страны. В сентябре 1774 г. под Царицыном Пугачев был выдан своими сторонниками правительству и в 1775 г. казнен в Москве. Грандиозная война, напугавшая власть и помещиков, не принесла крестьянам никакого облегчения.

Внешняя политика России в середине — второй половине XVIII в.

В эту эпоху внешняя политика России определялась двумя основными направлениями. Во-первых, правительство стремилось закрепиться на берегах Черного моря. Во-вторых, присоединить к России западные земли, некогда входившие в состав Киевской Руси. Кроме того, с петровских времен Россия являлась непременным участником различных союзов европейских государств, принимая активное участие в решении разнообразных международных проблем.

Примером подобной деятельности является участие России в Семилетней войне (1756 — 1763), которую ряд европейских государств вели против прусского короля Фридриха II. В войну с Пруссией Россия вступила в 1757 г.; в ряде сражений — при Гросс-Егерсдорфе (1757), Кунерсдорфе (1759) — одержала блестящие победы. В 1760 г. русская армия заняла Берлин — столицу Пруссии. Однако кратковременное царствование Петра III (1761 — 1762), преклонявшегося перед Фридрихом и пренебрегавшего русскими интересами, свело на нет эти успехи: Россия в 1761 г. вышла из войны, вернув Пруссии все захваченные территории. Позднее, в 1795 г., Екатерина II заключила союз с Пруссией и Австрией, готовясь вместе с ними выступить против революционной Франции. Только смерть царицы помешала отправке в Европу 60-тысячного экспедиционного корпуса.