Смекни!
smekni.com

Маленькая война большой политики.СССР и США в войне в Корее 1950-1953 (стр. 1 из 3)

1. 1945-1950. Нарастание конфронтации

В 1945 году из Азии были выгнаны японские войска, прославившиеся своей жестокостью на весь мир. Советские войска, вступившие в войну с Японией по заключенному с союзниками договору через три месяца после капитуляции Германии, в стремительном марш-броске зашли в тыл и вынудили сдаться миллионную квантунскую армию, тем самым, они закончили, ставшую столь долгой оккупацию Китая и Кореи. Вторая Мировая война подходила к концу. Всем было ясно, что вопрос капитуляции Японии - дело нескольких недель. Но на рассвете 6 августа из японского неба в районе Хиросимы исчезли все американские самолеты, за исключением высотного разведчика, мерно гудевшего вдалеке. В 10 часов утра с одного из атолловых аэродромов взлетели несколько Б-29, с ведущим «Энола Гэй», к полудню 6 августа этот самолет появился над Хиросимой и сбросив единственную бомбу быстро стал уходить...

Ядерный взрыв стер с лица Земли этот город, та же участь постигла через два дня Нагасаки. Ядерные бомбардировщики были ответом отнюдь не тактического вопроса, а делом стратегической важности. В условиях того времени СССР, имел самые большие и обороноспособные армии в мире, составлял большую угрозу странам капитала. Поэтому сейчас взрывы в Японии рассматривались как начало «атомного шантажа США». Эта страна очень хотела взять на себя «ответственность за судьбу» послевоенного общества, и американцы очень рассчитывали на эту демонстрацию силы, как о веском аргументе в свою пользу при разделе сфер влияния. Эта ошибка в переоценке своих сил вынудили США заплатить за нее очень дорого сначала в Корее, а затем во Вьетнаме. Но пока это породило только недоверие и подозрительность мира к «счастливому послевоенному обществу по-американски».

Все началось как всегда с обделенности одной из стран победительниц. Я говорю об СССР. Вот фраза из переписи Сталина и Трумэна от сентября 1945 года. «Я»-писал Сталин: «глубоко уязвлен тем, что господин Трумэн уклонился от компенсации советской стороне за Корею». Дело состояло в следующем: СССР, допустив США в Корею, справедливо считала, что американцы в свою очередь выделят СССР зону оккупации в Японии. Сталин ясно осознал, что Япония сослужит Трумэну роль «непотопляемого авианосца» на долгие годы, но и без континентальной Азии США много не добьются в случае войны. Поэтому присутствие США в Корее должно было, по мнению Иосифа Виссарионовича, быть только при условии наличия Советских баз в Японии. Но американцы уже имели твердые позиции в Стране восходящего солнца и не собирались делится ни с кем, в Южной Корее же американцы быстро закрепились, в короткие сроки образовав там «демократическое государство» с президентом Ли Сын Маном. Ли Сын Ман проводил ярко проамериканскую политику и поэтому, не пользовался народной поддержкой. Засилье иностранного влияния при нем во все сферы жизни и экономики достигала апогея. Ли Сын Ман ясно понимал, что его политическая карьера без США невозможна, поэтому он во всем подчинялся Вашингтону, который в свою очередь видел Корею целиком, как зону влияния США без СССР. В апреле 50-го года Трумэн, считая, что ядерного оружия достаточно уже сделано для поддержки «национальной безопасности», принимает решение об ужесточении политики к Советскому Союзу, которое предусматривало принятие позиции силы. Более это решение известно как директива СНБ №68 или «меморандум Ачесона».

Эти шаги, планомерные шаги, убедительно показывали разрыв между целями и реальными задачами дипломатии США. Трумэн все решительное давил на правительство и конгресс, добившись наконец дополнительных капиталовложений в военные компании. Это так же позволило увеличить гонку атомных вооружений. Параллельно с этим развивалось понятие «тотальной дипломатии». Ее целями считалось уничтожение коммунистических и национально-освободительных движений в мире, в рамках этих задач Ачесон опирался на НАТО, ремилитаризацию ФРГ, постоянные валютные вливания в станы, где шли национально-освободительные движения, но как таковой призыв «к борьбе с мировым коммунизмом» не получил большей поддержки. Потому что народ являлся в этих странах поддержкой всех коммунистических и освободительных движений. Но Трумэн пытался навязывать эту политику кому мог: конгрессу, партнерам, это и подвело его к выводу, что Корея на данный момент может стать отличной ареной для схватки, пробой сил двух систем. Трумэн несомненно думал и о худшем раскладе в Корее, а это включало многогранный спектр проблем: ядерная война, со всеми ужасами, бактериологическая война, химический бомбардировки, это было также и миллионные Советские армии в Северной Америке. Но президент сильно верил в «летающих тигров» Ванденберга. Возможно Трумэн не знал на тот момент, что победа в ядерной войне не может не затронуть и победителя, ученые в то время еще слабо разбирались в излучениях, вернее их влиянии на органические формы жизни. Но США нужен был форпост в Корее для дальнейшей экспансии на востоке, поэтому в конце 1949 года начались рассматриваться и возможные операции в будущей восточной войне.

2. 1951 год

К началу 1951 года стало ясно, что война затягивается на неопределенно долгий срок; разбитая 8-я армия США быстро пополнялась новобранцами, американцы активно готовились к новому удару по КНДР, делая ставку на качественное, в техническом отношении, превосходство войск ООН. Из США поступили новые танки М-48, экспериментальные образцы F-86, сделанные фирмой NorthAmerica, так же на юге Кореи были достроены несколько аэродромов, на которые перебазировались Б-29 и В-17. Эти авиасоединения ставили своей задачей уничтожение плотин КНДР и психологическое давление на мирных жителей. В разгар этих подготовок войска китайцев неожиданным ударом прорвали фронт и заняли Сеул, 4.01.51 года после недолгого продвижения они закрепились по 38°, приняв тактику контрударов. Американцы, несмотря на эти мощные контрудары, смогли подготовить и сосредоточить до 60 тысяч солдат, 300 танков, 800 самолетов-истребителей, до 120 бомбардировщиков. Эта группировка получила план «оперативного наступления», которое начали 60 бомбардировщиков В-17, они 3 дня бомбили позиции войск КНДР и КНР, но советские истребители все же сбили 13 машин, заставив остальные улететь, оставшиеся самолеты Б-29, использовав обширные наступательные действия В-17 над позициями войск противника, подготовились и нанесли удары по заводам угольной промышленности и плотинам на севере КНДР. Тщательно спланированная операция имела потрясающие для оккупантов результаты, была уничтожена на 63% угольная промышленность. Эта операция произошла после принятия решения Трумэна о тотальных бомбардировках КНР и КНДР, кодовое название «Удар кнутом». Эти удары, вернее их последствия вынудили СССР увеличить размер помощи КНДР, к апрелю 1951 года количество советских специалистов достигло 2 тыс. человек, еще 4 тыс. были инженеры, направленные для восстановления разрушенных плотин и заводов, в СССР же на учебу взяли несколько корейских граждан. Локальные бои сильно измотали обе стороны. Потери американцев к апрелю 1951 года перевалили за 50 тысяч убитых, на родине в США зрели недовольства, крепло движение за мир, молодежь отказывалась сражаться непонятно зачем. Получал Трумэн и доклады генералов, из которых следовало, что нужна передышка, войска измотаны, нужны пополнения, как в новых солдатах, так и в козну, сильно опустевшую, война «пожрала миллионы долларов».

Военные заказы составляли заметную в процентном отношении цифру. Фирмы, выпускавшие авиационную, бронетанковую и стрелковую технику богатели, получая миллионы чистой прибыли. Один F-86 стоил американской армии 850 тысяч долларов на цены 1949 года. В 1952 году фирма McDonnellDouglas выпускает ракету «Сайдвиндер» - первый реактивный снаряд с инфракрасной головкой самонаведения, за каждую ракету армия выкладывала 90 тыс. долларов. Сами понимаете, что нужна была передышка, но Трумэн не мог вывести войска просто, без компенсации, признав поражение. 23.06.51 представитель СССР в ООН Малек призвал руководителей стран, имевших войска на территории Кореи, к мирным переговорам. США поддержала эту инициативу. В июле переговоры начались, на них собрались представители Англии, США, Франции, Китая, КНДР и РЮК. Американцы долго готовились к этим переговорам, их тактика была «как можно больше затягивать вопросы». Это им удалось, выдвигая заведомо невыполнимые условия к КНДР, вернее ее представителям. По их условиям требовалось «снятие оккупации и вывод войск с территории РЮК, как китайцев так и КНДР», далее под эгидой ООН и военного командования США провести «свободные выборы». Эти условия, постоянной угрозы и политический шантаж со стороны США, естественно привел не только к прекращению каких-либо переговоров, но и усугубил и без того сложную обстановку. К августу 1951 года стало ясно, что намечается полный провал мирных переговоров. Через несколько дней в действие вступил план операции «Летнее наступление». В ходе нее американцы рассчитывали прорвать оборону на 38° путем мощных ударов по флангам танковыми клиньями, цель операции заключалась в выводе пехотных частей при мощной поддержке танками и авиации в тыл корейско-китайских войск, далее предполагалось уничтожение разрозненных группировок с помощью авиации. Операция, начавшаяся 26 августа 1951 года, началась с бомбардировок линии обороны 35 самолетами Б-29, 7 сбитых самолетов этой эскадрильи заставили самолеты убраться, прорваться удалось только 16-му бронетанковому корпусу морской пехоты США, потеряв множество машин, американцам удалось занять тактические высоты, подошедшая на помощь рота шотландцев, помогла им довершить победу, но появившиеся в воздухе А-4 начали неожиданно штурмовать высоту шотландцев, ошибки в нападении были частыми в виду несовершенных радиолокационных устройств, 4 часа продолжалась «адская карусель», из 150 человек в живых осталось чуть более 10. Эти люди никогда не получили ни компенсации ни извинений от командира звена штурмовиков. Этот эпизод, конечно же не был ключевым моментом, переломившим ход сраженья, но китайцы воспользовавшись неразберихой в рядах наступавших, нанесли контрудары, корейцы довершили их, сбросив с высот остатки морпехов, следующие атаки оказались безрезультатны для обеих сторон. К декабрю наступило затишье, продолжавшееся до начала 1952 года.