Смекни!
smekni.com

Нестор Махно (стр. 1 из 4)

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет ФИТИМ

Нестор Махно

Реферат по Истории

Студента 110 гр.

Лебедева Антона

План:

Вступление

Анархия в России

Махновщина: движения крестьян Украины

Ранние годы

Начало деятельности

Махновское движение

Зарождение коммуны

Под знаменем анархии

Дмитрий Гагуа о Несторе Махно

Вывод

Вступление

Его имя в нашей стране знают все. Но для миллионов людей батька Махно - скорее сказочный герой, чем реальное историческое лицо. Он бандит и народный герой, благородный рыцарь и символ разбушевавшейся толпы, практик анархии и диктатор, алкоголик с безумным взглядом и практичный крестьянский вождь".

Российские междоусобицы начала 20 века в основном представлены в "красно - белом" варианте. Тогда же появились и зеленые, но не те, которые природу охраняли, а те, которые вместе с "красными" и "белыми" сотрясали топотом конницы, оседланной вооруженными до зубов анархистами во главе с общепризнанным лидером Нестором Махно. Отечественные историки изобразили Махно изувера, а зарубежные - как героя. Кому же верить? Судите сами. О Махно написано много, но особенный интерес представляют его воспоминания, которые достаточно точны в описании, событий, документов, людей. Заглянем в них и попробуем нарисовать портрет российского анархиста. Но сначала о Анархии в России

Источники информации:

1) О. А. Игнатьева Социс 3’91 М.Наука,1991 г

2) В. Д. Ермаков Социс 3’91 М.Наука,1991 г

3) Сергей Дашков, журнал "Культ Личностей", март/апрель 2000 г

4) А. В. Шубин Махно и махновское движение http://www.russ.ru/journal/

5) Дмитрий Гагуа - "О Несторе Махно" http://www.ksp.edison.ru/

6) Валерий ВОЛКОВИНСКИЙ “Нестор Махно: легенды и действительность” http://archive.1september.ru/his/1999/

7) Mахно Нестер-Биография http://www.2day.ru/8096-show.asp

8) Махно http://history-futur.newmail.ru/VizovXXContent.htm

Анархия в России

{1} Идея анархии. безгосударственности, как показывает история, всегда была тем привлекательнее, чем серьезнее кризис власти и развал экономики. Не случайно, перестроечное межвременье вновь вызвало к жизни деятельность разнообразных анархистских групп и течений. В июне 1990 г. состоялся даже их общесоюзный съезд, на котором была создана АДА – Ассоциация Движений Анархистов. Следует, конечно, отметить, что анархизм как направление теоретической мысли и как политическая сила не имеет уже того авторитета и влияния в современном обществе, какие он имел в 1917-1920 гг., когда после февральской революции пышно расцвели многие партии и общественно-политическое течения. Необходимо отметить, что основной для всех экономико-теоретических разработок являлись идеи “Апостолов анархии”-М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина, а точнее, созданное ими учение об анархистском идеале. В книге П.А. Берлина, изданной в 1917 г. и популярно излагающей идеи М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, А.Ч. Махаева, бакунинские взгляды на революционный процесс и бакунинские взгляды на революционные процесс и будущее устройство мира изображаются следующим образом: “От мощных революционных ударов мир должен распасться на отдельные общины, федерации, живущие своей жизнью на коммунистических началах”

После победы Февральской революции анархисты довольно много внимания стали уделять пропаганде своих экономических планов – идей “революционного синдикализма” и социализации. В Москве издательством “Союз труда” выпускалась анархистская “Библиотека рабочего”. Первая публикация в этой серии была посвящена рабочим союзам. Автор брошюры Н.К. Лебедев писал полном соответствии с анархо-синдикалистским идеалом: “При будущем социалистическом строе, когда все земли, фабрики, заводы, рудники, пути сообщения и все орудия производства сделаются общественной собственностью, рабочие организации заменяет современный государственные учреждения”. Было бы неверно утверждать, что анархисты не связывали определенных надежд на осуществление своих планов с победой большевиков. На первых порах после Октябрьского переворота в Петрограде большинство анархистских групп придерживалось провозглашенной одним из лидеров анархо-коммунистов тактики, выраженной лозунгом “Идти врозь, бить вместе”, т.е. тактики, ориентированной на решение деструктивных задач. В советской исторической литературе упоминаются многочисленные факты практического участия анархистов различных направлений в социалистической революции. Однако, надежды анархистов на её развитие быстро исчезло. В апреле 1918 г. Александр Ге, один из руководителей Всероссийской федерации анархистов-коммунистов, председатель Всемирной лиги анархистов, член ВЦИК IV созыва, писал: ’...Власть советов’ на местах, т.е. исполнительские и организаторские функции местных само управлений была заменена властью народных комиссаров, а уничтожение частновладельческого производства – “контролем” над хозяйским производством. Советская власть, по его мнению, за полгода своего существования “превратилось в государственную власть, стоящую на точке зрения охранения частновладельческого производства, и начала всеми силами тормозить народную самодеятельность”

Надо признать, что анархо-синдикалистские идеи о немедленном обобщении средств производства, минуя стадию рабочего контроля, получили поддержку среди части пролетариата. Наиболее полно и последовательно смысл анархистской социализации изложен в анонимной публикации журнала “Вольный труд” в ноябре 1918 г. Прежде всего, всего, в статье формулируется различие понятий “Социализация” и “Национализация”. Социализация здесь названа “системой обобществления средств производства и социально-экономическим идеалом” социализма, национализация-“системой огосударствления тех же средств производства” Затем анонимный автор переходит к изложению и критике экономического содержания национализации:

…Вместо многих отдельных существующих хозяев-капиталов будет существовать только один справедливый хозяин, собственник всех капиталов, средств производства (имеется в виду государство диктатуры пролетариата). “Контроль над действиями хозяина-государства попадет в руки самого контролируемого” и потеряет всякий смысл – так оценивается идея рабочего контроля на национализированных предприятиях. Главный вывод этой статьи – собственность как социальное зло при национализации не исчезает, она лишь меняет свою оболочку. Этот тезис всесторонне развивается в книге одного из лидеров анархистов-коммунистов, А. Карелина “Государство и анархия”, изданной в 1918 г. Он писал: “Рабочие ныне” национализированных предприятий остались теми же наёмными рабочими, что и раньше. Они ведут дело производства, но над ними стоят такие же властные хозяева, как и в капиталистических предприятиях. Не все ли одно – акционерное общество или государство будет эксплуатировать рабочих. Разница только в том, что с государством как монополистом борьба труднее. А Карелин утверждал, что частичная национализация, осуществленная большевиками – не шаг к социализму, а шаг к государственному капитализму.

Проходивший в декабре 1918 г. I Всероссийский съезд анархистов-коммунистов признал, с определёнными оговорками, что “национализированы чуть ли не все промышленные крупные заведения”, и что это дало возможность пролетариату “принимать теперь участие в организации производства”, не являясь при этом “полным его организатором”.И хотя съезд повторил вновь, что “попытки организовать производство тех или иных продуктов на социалистических началах свелись, в сущности, к организации учреждений государственного капитализма с присущей ему властью, бюрократизмом”, надежды на приемлемый для анархистов исход дела присутствует и здесь: при условии государства большевистского типа, - считали они, - госкапитализм может быть реорганизован на началах вольного рабочего социализма. Съезд не достиг полного единства в этом вопросе, но подавляющее большинство его участников высказалось за поддержку Советов. Наиболее четко анархо-синдикалистский план управления производством изложил А.А. Солонович на страницах газеты “Анархия” Он представлял народное хозяйство подчиненным двум центрам: создаваемого сугубо на договорных началах Центральной конфедерации труда и Бирже труда, в задачу которой входило бы регулирование распределения.

Взгляды большинства анархистов – коммунистов на организацию управления производством были ещё более утопичными.

История российского анархизма вообще и история развития его экономических взглядов в частности , на наш взгляд, весьма интересна именно сегодня. Злободневно звучит , например, анархистская критика хозяйственной деятельности Советской власти, особенно в смысле формирования государственной монополии на средства производства. Привлекает и стремление анархистов к скорейшему достижению социального и экономического равенства. Красив и романтичен анархистский коммунистический идеал общества свободных тружеников.

Махновщина: движения крестьян Украины

{2} Один из самых запретных и в то же время притягательных страниц нашей истории – это повстанческое движение на Южной Украине. Сейчас завеса умолчания постепенно снимается, и одновременно исчезает романтическая лакировка с образа рыцарей черного стяга. Настоящая статья также является попыткой дать объективную картину махновщины “как она есть”.

Что же представляли собой районы Южной Украины, на которых длительное время (с 1918 – по 1921 г.) существовало махновское движение. Наиболее устойчивым или наиболее активным районом махновского влияния следует считать прежде всего районы Левобережной Украины: Екатеринославскую и Харьковскую губернии. Центром махновщины был Гуляй-Польский, Гришинский, Мариупольский, Александровский и Бердянский уезды. Столица махновщины -Гуляй-Поле или Махноград, как часто её называли местные жители, к началу гражданской войны представляла собой большое селение, даже небольшой городок, насчитывавший около двух тысяч домов с населением 25 тыс. Человек. Имелось три гимназии, начальное училище, десяток церковно-приходских школ, две церкви, синагога, банк, почтовое отделение, большое число мельниц и маслобоен и даже синематограф. По своему национальному составу большинство населения Гуляй-Поля, а также окружавших его районов составляли украинцы. Русское население было немногочисленным, в основном учителя, служащие и члены их семей. Довольно много было евреев-купцов и ремесленников, которые вполне дружно уживались как с украинцами, так и с русскими. О том, что Гуляй-Поле, оживленный и бойкий населенный пункт, подходил на городок, говорит и то, что в нем на улицах имелись деревянные тротуары.