Смекни!
smekni.com

Тюркское влияние на этническую динамику русского народа (стр. 1 из 4)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат группы студентов III курса д/о

факультета Социальной педагогики

Кудряшовой Е.

Мурашиной Е.

Поспеловой А.

Пениной Ю.

Шведовой Л.

Якуниной Ю.

Тема: «Тюркское влияние на этническую динамику русского народа»

Научный руководитель

Климов А.Г., Троицкая Т.А.

Москва 1997 г.

Обоснование.

Тема «Тюркское влияние на этническую динамику русского народа» выбрана нами неслучайно, т.к. монголо-татарское нашествие сыграло значительную роль в истории русского народа и оказало влияние на формирование этнической динамики славян, а следовательно и русской культуры. Появлялись и исчезали ремесла, численность населения достаточно резко сократилась, упал культурный уровень нации (впоследствии Россия отставала по культурному и техническому развитию от стран Европы), разрушение производительных сил, развитие местных культурных центров со спецификой монголо-татарского влияния.

Основная тема рассматриваемого периода - борьба с монголо-татарами за выживание великорусской народности. Происходит ассимиляция тюркского этноса со славянами.

Цель:

- выявление форм влияния на формирование русского этноса;

- выделение тюркского влияния как фактора русской культуры.

Задачи:

*оценка теоретической проработки проблемы;

*выделение критериев и индикаторов исследуемого явления;

*подведение итогов достижения цели исследования, оценка, заключение.

Инструментарий:

*Ключевский В.О. «Курс лекций».

*Энциклопедический словарь.

*«Современная зарубежная социология - теория культурного обмена».

*Журнал «Социологические исследования».

*Детская энциклопедия по истории.

*Детская энциклопедия по искусству.

*«Чингис-хан» Ян.

*анализ документов;

*сравнительный анализ культурных образцов;

*методы источниковедения;

*методы классификации.

*«Монголы» - побеждающие.

«Монголы» и «татары» - названия не 2-х разных народов, а два названия одного и того же народа. Только значительно позднее название «татары» стало применяться исключительно к тюркским народностям Восточной Европы. После Возвышения Чингис-хана (Посланный небом), повелел назвать «монголами» все подчиненные ему татарские племена Центральной Азии. Слово «татар» настолько древнее, что сейчас уже трудно установить его первоначальное значение. Многие ученые доверяют объяснение из книги среднеазиатского писателя Х1 в. Махмуда Калигари: «татар» переводится как «чужак», «иноземец». Название «татары» сближали с греческим словом «татар» (ад),, а потому считали татар выходцами из ада.

Урус, орос, урусут - так монголы называли русских.

Домашняя жизнь русских носила на себе отпечаток той религиозности, которая составляла основание всего просвещения их. Знатные и незнатные люди обоего пола были искренне набожны и благочестивы, почтительны к родителям и вообще ко всем старшим; усердно молились дома и в церкви, были глубоко преданы государю как власти, происходящей от Бога; любили отечество как страну, заключавшую в себе все, что было дорого для них с детства.

Татары не притесняли веры православной, несмотря на свою дикость, они уважали ее: на духовенство русское они никогда не налагали дани, не подвергали его даже и переписи.

К концу ХП - началу ХШ вв. Монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховья Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, в северных районах охота, земледелие и ремесла были развиты слабо. Монгольское общество переживало период разложения патриархальных отношений. В процессе становления государственности выделился слой знати (нойонов), рядовых воинов-дружинников (нукеров), простых кочевников (корачу). Держава Чингис-хана была поделена по десятеричному принципу. Десятки, сотни, тысячи и «тумены» (тьмы) считались не только военными подразделениями, но и административными единицами, могущими выставить определенное количество воинов. Войско было сковано жесткой системой круговой поруки; за нарушение дисциплины, трусость в бою одного казнился десяток, десяти - сотню и т.д.

Древнеславянское государство VI - IХ вв.

Религиозные верования - язычество.

В языческой традиции потусторонний, загробный мир очень близок к земному (устраивались праздники на могилах умерших родственников).

Племена верят в духов.

Береза, дуб, осина - выступали как определенный оберег (те украшения, которые делали из этих деревьев).

Кольцо - типичный оберег, который существовал у славян. При рождении на детей надевали пояс - оберег. Дух, который материализован в какой либо предмет - фетишизм (был перенесен в быт крестьян в более позднее время). Чудотворные иконы, икона Божьей матери.

Волхвы, кудесники - промежуточная стадия между будущими монахами, церковниками.

Славянские божества. Наши предки получали от богов определенные действия и поступки, т.е. они ориентировались на то, как поступают боги.

Боги, в честь которых устраивали праздники:

Даждь-бог - распределял богатство.

Рода богиня-роженица.

Макошь - богиня плодородия.

С 988 г. - православие.

Описание иерархии.

князь (назначаемый при наличие ярлыка от монголо-татар),

земские бояре,

военно-торговые аристократы (вооруженное купечество, торговая аристократия),

служивое княжеское боярство-княжеская дружина,

средняя прослойка - рядовые дружинники, боярство,

низшая прослойка - городское и сельское простонародье (смерды, закупы),

холопы (челядь) - рабы.

Описание лингвистических структур:

Письменность основывалась на славянском алфавите, составители азбуки Кирилл и Мефодий вторая половина IX в. Существовали берестяные грамоты (Новгород).

XIV в. - использование бумаги, а не пергамента., XV в. - скоропись.

В летописях писались только согласные буквы.

Ритуальные отправления.

Самоубийцы не отпевались в церкви, их не хоронили на кладбище. Чтобы попасть в рай человек должен был заслужить праведной жизнью, соблюдать христианские традиции, догматы церкви. Умерших естественной и неестественной смертью хоронили на кладбище.

Существовал институт вдов. Вдовы (сокральная функция) окапывали поселения от набегов, перед войной.

С принятием христианства запрещено многоженство, семья должна состоять из мужа, жены и детей.

Устойчивые образцы символы:

старец, отец - чли старшее поколение.

Земля-матушка, богатырь-русский воин, защитник отечества.

Внешняя политика.

Тесное сотрудничество с Византией. Заимствование русскими культурных традиций из Византии, а так же религии. Принятие христианства сыграло важную роль в появлении сильного и независимого государства на Востоке Европы.

Ордынское иго.

Попавшим под власть завоевателей, руским людям пришлось учиться жить в новых условиях, при новой государственной системе. Князьям и населению было объявлено , что отныне высшим правителем Руси является глава Монгольской империи, а непосредственное управление осуществляет хан Бату. За ордынским ханом закрепилось название «царь». Каждое княжество считалось теперь в первую очередь «царевым улусам» (ханским владением) и лишь во вторую - «княжеской вотчиной» (т.е. наследственным владением князя). В соответствии с порядками, принятыми в Монгольской империи, все князья обязаны были явиться к Бату и получить от него ярлык - жалованную грамоту, которая подтверждала полномочия на управление княжеством. Вся территория захваченной страны делились на тумены (или тьмы) - округа, способные выставить в ополчение на случай войны по 10 тыс. Боеспособных мужчин. Народ в туменах распределялся по тысячам, сотням, и десяткам. В Северо-Восточной Руси, где «старейшим» считался великий князь владимирский, завоеватели образовали 15 туменов; в Южной Руси , которая находилась под формальным главенством великого князя киевского - 14 туменов. Страна облагалась колоссальной данью - выходом . Кроме «выхода» существовали экстренные выплаты - запросы. За выплатой дани следили монгольские наместники - баскаки.

Два с половиной столетия ордынского ига не были сплошной полосой невзгод и лишений для русского народа. Воспринимая завоевание как неизбежное временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Русские перенимали у татар некоторые боевые навыки, тактические приемы военных операций, кое-что перешло в Россию и из ордынской экономики: всем известное слово «таможня» происходит от названия ордынского налога «тамга» (торговая пошлина), да и само слово «деньги» пришло к нам в те годы с Востока. Кафтан башмак, колпак - эти и другие предметы одежды вместе с их названиями были переняты у восточных соседей. На несколько столетий пережила Золотую Орду ямская служба на дорогах России.

Взаимному проникновению культур способствовали и смешанные браки. Нередко русские юноши - москвичи, новгородцы, рязанцы - женились на татарках. Слияния народов при этом не происходило, но таких русско-тюркских семей становилось все больше. Иногда действовал и политический расчет - ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим ханом считалось чрезвычайно престижным для княжеских родов. Позднее, после падения Золотой Орды, татарские вельможи стали переселяться в Россию и положили начало многим известным в нашей истории и культуре фамилиям. Предки Годуновых, Глинских, Тургеневых, Шереметевых, Шахматовых, Урусовых перешли в православие, стали считаться российскими аристократами, и уже в XVШ в. Никто на считал их потомков татарской знатью.

Обычаи монголов.

Неуютно чувствовали себя русские визитеры в ханском кочевье. Все приезжавшие к Бату должны были «очиститься» от дурных помыслов и враждебных намерений, да еще и обезвредить свои подарки и подношения от возможных заклятий, наговоров и отравы. Достигалось это с помощью обязательной процедуры: князья и бояре по пристальными взглядами хмурых шаманов гуськом проходили между двумя большими кострами. Огонь считался у монголов вместилищем божественных сил, охраняющих монгольский народ и его правителей. Следом между кострами вели под узцы лошадей, запряженных в повозки с кладью. Шаманы хватали с повозок часть даров и швыряли в огонь - в жертву богам. Затем начинались вереницы войлочных и деревянных идолов, священных животных у стойл и коновязей. Всем им нужно было кланяться. Одна из фигур символизировала Чингис-хана, духу которого русские посетители также обязаны были отвешивать поясной поклон.