Смекни!
smekni.com

Хрущев и Сталин в исторической памяти народа (стр. 1 из 9)

Камчатский кооперативный техникум

Реферат

По предмету: История отечества.

На тему:

“Хрущев и Сталин в исторической памятинарода”

Выполнил:

студентка 2 курса

гр. Ю-1-2

Соляник Д.А.

Проверил:

преподаватель

Козубенко В.В.

Петропавловск-Камчатский

1999г.


Содержание работы:

Сталин. 3

“случайность” и роль личности в истории. 3

Сталин, как беспринципный политикан. 4

Сталин как вождь и теоретик. 5

О культе личности и его последствиях. 6

Некоторые факты из истории. 8

Репрессии. 9

Великая отечественная война. 10

Послевоенные годы. 13

Немного о культе личности. 13

Последнее. . . 14

Хрущев. 14

Либеризация внешнеполитического курса. 15

Дипломатия разоружения. 16

Отношения с капиталистическими странами. 18

Берлинский кризис. 18

Карибский кризис. 19

Отношения с социалистическими странами. 19

Кризис в венгрии. 20

Отношения ссср с развивающимися странами. 21

Заключение. 23

Используемая литература: 24

Ста­лин.

“слу­чай­ность” и роль лич­но­сти в ис­то­рии.

Маркс в сво­ем пись­ме к Ку­гель­ма­ну го­во­рит:”Ис­то­рия но­си­ла бы очень мис­ти­че­ский ха­рак­тер, ес­ли бы “слу­чай­но­сти” не иг­ра­ли ни­ка­кой ро­ли. Эти слу­чай­но­сти вхо­дят, ко­неч­но, са­ми со­став­ной ча­стью в об­щий ход раз­ви­тия, урав­но­ве­ши­ва­ясь дру­ги­ми слу­чай­но­стя­ми. Но ус­ко­ре­ние и за­мед­ле­ние в силь­ной сте­пе­ни за­ви­сит от этих “слу­чай­но­стей”, сре­ди ко­то­рых фи­гу­ри­ру­ет так­же и та­кой “слу­чай”, как ха­рак­тер лю­дей, стоя­щих вна­ча­ле во гла­ве дви­же­ния”.

В на­ших ус­ло­ви­ях та­кая слу­чай­ность, как ха­рак­тер че­ло­ве­ка, стоя­ще­го во гла­ве дви­же­ния, во гла­ве пар­тии и ра­бо­че­го клас­са, ха­рак­тер Ста­ли­на, иг­ра­ет по­ис­ти­не ро­ко­вую роль. В ус­ло­ви­ях про­ле­тар­ской дик­та­ту­ры, со­сре­до­то­чив­шей в сво­их ру­ках все ры­ча­ги эко­но­ми­ки, об­ла­даю­щей ап­па­ра­том, в де­сят­ки раз бо­лее мощ­ным и раз­ветв­лен­ным, чем ап­па­рат лю­бо­го бур­жу­аз­но­го го­су­дар­ст­ва, в ус­ло­ви­ях без­раз­дель­но­го гос­под­ства в стра­не од­ной пар­тии и ги­гант­ской цен­тра­ли­за­ции все­го пар­тий­но­го ру­ко­во­дства роль ген­се­ка ог­ром­на. Его лич­ные ка­че­ст­ва при­об­ре­та­ют ис­клю­чи­тель­ное по­ли­ти­че­ское зна­че­ние.

Имен­но по­это­му Ле­нин в сво­ем “За­ве­ща­нии” при­да­вал та­кое ис­клю­чи­тель­ное зна­че­ние лич­ным ка­че­ст­вам ген­се­ка, имен­но по­это­му Ле­нин, зная лич­ные ка­че­ст­ва Ста­ли­на, на­стой­чи­во в сво­ем “За­ве­ща­нии” под­чер­ки­вал не­об­хо­ди­мость сня­тия Ста­ли­на с по­ста ген­се­ка и за­ме­ны его бо­лее под­хо­дя­щим для этой ро­ли ли­цом.

Ле­нин в сво­ем за­ве­ща­нии пи­сал:

“Ста­лин слиш­ком груб, и этот не­дос­та­ток, впол­не тер­пи­мый в сре­де и в об­ще­ни­ях ме­ж­ду на­ми, ком­му­ни­ста­ми, ста­но­вит­ся не­тер­пи­мым в долж­но­сти ген­се­ка. По­это­му я пред­ла­гаю то­ва­ри­щам об­ду­мать спо­соб пе­ре­ме­ще­ния Ста­ли­на с это­го мес­та и на­зна­чить на это ме­сто дру­го­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый во всех дру­гих от­но­ше­ни­ях от­ли­ча­ет­ся от то­ва­ри­ща Ста­ли­на толь­ко од­ним пе­ре­ве­сом, имен­но, бо­лее тер­пим, бо­лее лоя­лен, бо­лее веж­лив и бо­лее вни­ма­те­лен к то­ва­ри­щам, мень­ше ка­приз­но­сти и т. д. “.

“Тов. Ста­лин, сде­лав­шись ген­се­ком, со­сре­до­то­чил в сво­их ру­ках не­объ­ят­ную власть, и я не уве­рен, су­ме­ет ли он все­гда дос­та­точ­но ос­то­рож­но поль­зо­вать­ся этой вла­стью”, го­во­рит да­лее Ле­нин.

Ста­лин , ком­мен­ти­руя “За­ве­ща­ние”, по обык­но­ве­нию с по­мо­щью со­физ­ма, сво­дит все де­ло к гру­бо­сти, от­вле­кая вни­ма­ние от дру­гих сво­их ка­честв, о ко­то­рых Ле­нин го­во­рил. Ме­ж­ду тем имен­но эти ка­че­ст­ва и име­ют ре­шаю­щее зна­че­ние. Ле­нин со­мне­вал­ся, что Ста­лин су­ме­ет дос­та­точ­но ос­то­рож­но поль­зо­вать­ся не­объ­ят­ной вла­стью ген­се­ка. Ле­нин тре­бо­вал, что­бы ген­сек был бо­лее “лоя­лен”. Зна­чит, Ста­лин и то­гда уже был не­дос­та­точ­но лоя­лен. А ло­яль­ный зна­чит вер­ный, пре­дан­ный, че­ст­но вы­пол­няю­щий свои “обя­зан­но­сти”.

Ста­лин не­дос­та­точ­но ве­рен ин­те­ре­сам пар­тии, не­дос­та­точ­но пре­дан, не­дос­та­точ­но че­ст­но вы­пол­ня­ет свои обя­зан­но­сти. Имен­но в этом суть ха­рак­те­ри­сти­ки, дан­ной Ле­ни­ным Ста­ли­ну. И ес­ли эти свои ка­че­ст­ва Ста­лин при Ле­ни­не скры­вал, мас­ки­ро­вал, по­дав­лял, то по­сле Ле­ни­на он дал им пол­ную во­лю. Ес­ли при Ле­ни­не Ста­лин был не­дос­та­точ­но ло­яль­ным, вер­ным ин­те­ре­сам пар­тии, че­ст­но вы­пол­няю­щим свои обя­зан­но­сти, то те­перь он стал под­лин­ным пре­да­те­лем пар­тии, от­бро­сив­шим в сто­ро­ну пар­тий­ную по­ря­доч­ность и че­ст­ность, все под­чи­нив ин­те­ре­сам сво­его чес­то­лю­бия и вла­сто­лю­бия.

Да­лее Ле­нин от­ме­ча­ет не­тер­пи­мость. Ста­ли­на к мне­ни­ям дру­гих. Это ка­че­ст­во в со­еди­не­нии с пер­вым не­ло­яль­но­стью, не­че­ст­но­стью при­ве­ло к то­му, что он, не тер­пя око­ло се­бя лю­дей са­мо­стоя­тель­но­го, не­за­ви­си­мо­го пар­тий­но­го мне­ния, лю­дей ду­хов­но, идей­но, тео­ре­ти­че­ски стоя­щих вы­ше его, опи­ра­ясь на парт­ап­па­рат и ГПУ, вы­шиб их с ру­ко­во­дя­щих по­стов, ок­ле­ве­тал, раз­дул их про­шлые ошиб­ки и “изо­брел” де­сят­ки но­вых, об­ма­нул пар­тию, тер­ро­ри­зи­ро­вал пар­тий­ные мас­сы и на ме­сто опо­ро­чен­ных им ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии по­ста­вил лю­дей ог­ра­ни­чен­ных в тео­ре­ти­че­ском от­но­ше­нии, не­ве­же­ст­вен­ных и бес­прин­цип­ных, но руч­ных, по­кор­ных хо­лу­ев и льсте­цов, го­то­вых “при­знать” лю­бую его “тео­рию” за ле­нин­скую, лю­бую его ан­ти­ле­нин­скую ста­тью за “ис­то­ри­че­скую”.

Что ка­са­ет­ся веж­ли­во­сти Ста­ли­на по от­но­ше­нию к то­ва­ри­щам, че­го тре­бо­вал от ген­се­ка Ле­нин, то об­раз­цом мо­жет слу­жить его “ис­то­ри­че­ское пись­мо в “Про­ле­тар­скую ре­во­лю­цию” о Слуц­ком 1. и Во­ло­се­ви­че 2. , где си­ла до­ка­за­тель­ст­ва об­рат­но про­пор­цио­наль­на си­ле ок­ри­ка за­знав­ше­го­ся, об­на­глев­ше­го во­ж­дя, чув­ст­вую­ще­го се­бя в пар­тии и стра­не, как в сво­ей вот­чи­не, где он во­лен каз­нить и ми­ло­вать вся­ко­го.

Ста­лин, как бес­прин­цип­ный по­ли­ти­кан.

Сна­ча­ла ос­то­рож­но, а по­том все сме­лее и сме­лее сбра­сы­вая с се­бя мас­ку “скром­но­го” ста­ро­го боль­ше­ви­ка, ко­то­ро­го пар­тия “за­ста­ви­ла” не­сти тя­же­лое бре­мя ген­се­ка, он все бо­лее яв­но про­яв­лял стрем­ле­ние про­брать­ся в пан­те­он ве­ли­ких лю­дей, не брез­гуя ни­ка­ки­ми сред­ст­ва­ми. Уже свой пя­ти­де­ся­ти­лет­ний юби­лей он пре­вра­тил в на­стоя­щее “ко­ро­но­ва­ние на цар­ст­во”. Ты­ся­чи са­мых под­лых, гнус­ных, хо­луй­ски ра­бо­леп­ных ре­зо­лю­ций, при­вет­ст­вий от “масс”, со­стря­пан­ных вы­муш­тро­ван­ным пар­тий­ным, проф­со­юз­ным и со­вет­ским ап­па­ра­том, ад­ре­со­ван­ных “до­ро­го­му во­ж­дю”, луч­ше­му уче­ни­ку Ле­ни­на”, ге­ни­аль­но­му тео­ре­ти­ку”;де­сят­ки ста­тей в “Прав­де”, в ко­то­рых мно­гие ав­то­ры объ­яв­ля­ли се­бя уче­ни­ка­ми Ста­ли­на та­ков ос­нов­ной фон юби­лея.

На­ко­нец, “ис­то­ри­че­ская” ста­тья Ста­ли­на в “Про­ле­тар­ской ре­во­лю­ции” окон­ча­тель­но и со всем ци­низ­мом об­на­ру­жи­ва­ет его ис­тин­ные на­ме­ре­ния. Пе­ре­де­лать ис­то­рию так, что­бы Ста­лин за­нял в ней “по­до­баю­щее” ему ме­сто ве­ли­ко­го че­ло­ве­ка, вот со­кро­вен­ный смысл ста­тьи Ста­ли­на.

Ста­лин, не­со­мнен­но, вой­дет в ис­то­рию, но его “зна­ме­ни­тость” бу­дет зна­ме­ни­то­стью Ге­ро­ста­та. Ог­ра­ни­чен­ный и хит­рый, вла­сто­лю­би­вый и мсти­тель­ный, ве­ро­лом­ный и за­ви­ст­ли­вый, ли­це­мер­ный и на­глый, хва­ст­ли­вый и уп­ря­мый, Хле­ста­ков и Арак­че­ев, Не­рон и граф Ка­лио­ст­ро та­ко­ва идей­но по­ли­ти­че­ская и ду­хов­ная фи­зио­но­мия Ста­ли­на.

Те­перь вся­ко­му со­вер­шен­но яс­но, что свое “18 брю­ме­ра” 3. Ста­лин за­ду­мал про­из­ве­сти уже в 1924 25 го­дах. Как Луи Бо­на­парт клял­ся пе­ред па­ла­той в вер­но­сти кон­сти­ту­ции и од­но­вре­мен­но под­го­тов­лял про­воз­гла­ше­ние се­бя им­пе­ра­то­ром, так и Ста­лин в борь­бе с Троц­ким, а по­том и сЗи­новь­е­вым и Ка­ме­не­вым за­яв­лял, что он бо­рет­ся за кол­лек­тив­ное ру­ко­во­дство пар­тии, что “ру­ко­во­дить пар­ти­ей вне кол­ле­гии нель­зя”, что “ру­ко­во­дить пар­ти­ей без Ры­ко­ва, Бу­ха­ри­на, Том­ско­го не­воз­мож­но”, что “кро­ви Бу­ха­ри­на мы вам не да­дим”, что “по­ли­ти­ка от­се­че­ния про­тив­на нам” 5. и од­но­вре­мен­но под­го­тов­лял “бес­кров­ное “ 18 брю­ме­ра, про­из­во­дя от­се­че­ние од­ной груп­пы за дру­гой и под­би­рая в ап­па­рат ЦК и в сек­ре­та­ри губ­ко­мов и об­ко­мов лич­но вер­ных ему лю­дей.

Ес­ли во вре­мя го­су­дар­ст­вен­но­го пе­ре­во­ро­та Луи Бо­на­пар­та на­се­ле­ние Па­ри­жа в те­че­нии не­сколь­ких дней слы­ша­ло гро­хот пу­шек, то во вре­мя го­су­дар­ст­вен­но­го пе­ре­во­ро­та Ио­си­фа Ста­ли­на пар­тия в те­че­нии не­сколь­ких лет слы­шит “паль­бу” кле­ве­ты и об­ма­на. Ре­зуль­та­тов Ста­лин, как и Луи Бо­на­парт, до­бил­ся:пе­ре­во­рот свер­шен, лич­ная дик­та­ту­ра, са­мая не­при­кры­тая, об­ман­ная, осу­ще­ст­в­ле­на.

Ос­нов­ная ко­гор­та со­рат­ни­ков ле­ни­на с ру­ко­во­дя­щих по­стов сня­та, и од­на часть си­дит по тюрь­мам и ссыл­кам, дру­гая, ка­пи­ту­ли­ро­вав­шая, де­мо­ра­ли­зо­ван­ная и оп­ле­ван­ная, вла­чит жал­кое су­ще­ст­во­ва­ние в ря­дах пар­тии, тре­тьи, окон­ча­тель­но раз­ло­жив­шие­ся, пре­вра­ти­лись в вер­ных слуг“во­ж­дя” дик­та­то­ра.

В чем сущ­ность бес­прин­цип­но­го по­ли­ти­кан­ст­ва ?В том, что по од­но­му во­про­су се­го­дня при­дер­жи­ва­ют­ся од­них убе­ж­де­ний, а на­зав­тра (при той же об­ста­нов­ке и ус­ло­ви­ях или при при из­ме­нив­ших­ся, но не оп­рав­ды­ваю­щих в дей­ст­ви­тель­но­сти та­ко­го из­ме­не­ния по­ли­ти­че­ско­го по­ве­де­ния, в ин­те­ре­сах от­дель­но­го ли­ца или кли­ки) пря­мо про­ти­во­по­лож­ных. Се­го­дня до­ка­зы­ва­ет­ся од­но, а на­зав­тра по то­му же во­про­су, при тех же ус­ло­ви­ях дру­гое. При этом бес­прин­цип­ный по­ли­ти­кан и в том и в дру­гом слу­чае счи­та­ет се­бя пра­вым и по­сле­до­ва­тель­ным. Он спе­ку­ли­ру­ет на том, что мас­сы се­го­дня час­то за­бы­ва­ют о том, что им го­во­ри­лось и обе­ща­лось вче­ра, а на­зав­тра за­бу­дут то, что им го­во­ри­лось се­го­дня. Ес­ли же мас­сы за­ме­ча­ют трюк, то бес­прин­цип­ный по­ли­ти­кан свой пе­ре­ход на дру­гую точ­ку зре­ния ста­ра­ет­ся обос­но­вать тем, что те­перь яко­бы по­ли­ти­че­ская и эко­но­ми­че­ская об­ста­нов­ка, со­от­но­ше­ние клас­со­вых сил ра­ди­каль­но из­ме­ни­лись, и по­это­му нуж­ны дру­гая по­ли­ти­ка, так­ти­ка, стра­те­гия и про­чее.