Смекни!
smekni.com

Боевая организация эсеров (стр. 1 из 5)

Боевая организация

партии социалистов-революционеров

План:

1. Политическая обстановка в России накануне XX века.

2. Рождение партии социалистов-революционеров.

3. Боевая организация ПСР: руководители, планы, действия.

4. Предательство Азефа.

Отнюдь не заменить, а лишь дополнить

и усилить хотим мы массовую борьбу

смелыми ударами боевого авангарда,

попадающими в самое сердце вражеского лагеря.

Г.А. Гершуни

Прежде всего террор как орудие обороны;

затем уже как вывод из этого - его агитационное значение,

затем как результат... - его дезорганизующее значение.

В.М.Чернов

Терроризм - это очень ядовитая змея,

которая создала силу из бессилия.

П.Н.Дурново

Российское государство на рубеже XIX-XX веков характеризовалось разнородностью и неустойчивостью социальной структуры, переходным состоянием или архаичностью ведущих социальных страт, специфическим порядком формирования новых социальных групп, слабостью средних слоев. Данные особенности социальной структуры оказали существенное влияние на формирование и облик российских политических партий. Если в западноевропейских странах государство постепенно вырастало из общества, то в России главным организатором общества выступало государство. Оно создавало общественные слои; исторический вектор имел, таким образом, другое направление - сверху вниз. «Русское государство всемогущее и всеведущее, всюду имеет глаза, везде имеет руки; оно берет на себя наблюдение за каждым шагом жизни подданного, оно опекает его как несовершеннолетнего, от всяких посягательств на его мысль, на его совесть, даже на его карман и его излишнюю доверчивость», - так писал в середине 90-х годов прошлого века будущий лидер либералов Н.П.Милюков.

И вместе с тем, государство российское было слабым... «Его коэффициент полезного действия» был и остается до сих пор чрезвычайно низким: за тысячу лет оно не могло создать стабильного общества, и само по крайней мере четырежды разрушалось до основания: падение Киевской Руси, «смутное» время, 1917 и 1991 год. Казалось бы, это противоречит тезису об особой мощи и силе государства в России. Но дело в том, что его сила чаще всего проявлялась в карательных функциях, в попытках поднять народ на борьбу с внешним врагом, но оно оказывалось не дееспособным всякий раз, когда речь шла о решении глобальных, позитивных, творческих задачах, об умении стимулировать деятельность общественных сил.

Эта противоречивая сущность российского государства рельефно обозначилась в тот исторический период, который можно назвать утробным периодом отечественных политических партий. Они зарождались тогда, когда едва ли не ведущим в арсенале «воспитательных» средств российского государства (и это в начале XX века !) было телесное наказание. Полицейские власти особенно широко пользовались ими при взыскании недоимок. «Осенью самое обыкновенное явление - появление в деревне станового, старшины и волостного суда. Драть без волостного суда нельзя, нужно, чтобы постановление о телесном наказании было сделано волостными судьями, - и вот становой таскает за собой суд на обывательских... Суд постановляет решения тут же, на улице, словесно... Врываются в село три тройки с колокольчиками, со старшиной, писарем и судьями. Начинается ругань, слышатся крики: «Розог!», «Деньги подавай, каналья!», «Я тебе поговорю, замажу рот!». Огласку получило дело исправника Иванова, до смерти засекшего недоимщика. Нередки были случаи, когда крестьяне, получив повестку о наказании сечением, оканчивали жизнь самоубийством.

Телесные наказания были отменены лишь в августе 1904г. императорским указом, изданным по случаю рождения долгожданного сына, наследника престола. Ведущие газеты мира в связи с этим задавали вопрос: «Что было бы с Россией, если бы и пятый ребенок в царской семье был девочкой?».

Не удивительно, что почти половину XIX века едва ли не основными средствами воздействия радикалов на власть были кинжал, револьвер, бомба. От рук террористов пали император Александр II министры Н.П.Боголепов, Д.С.Сипягин, В.К.Плеве, великий князь Сергей Александрович, десятки губернаторов, прокуроров, полицейских чинов. Завершил список жертв терроризма премьер-министр П.А.Столыпин, смертельно раненый в киевском оперном театре 1 сентября 1911г. Гибли «попутно» и не замешанные в политику люди - солдаты Финляндского полка при взрыве в Зимнем дворце, подготовленном народовольцами, или посетители Столыпина на даче, взорванной максималистами 12 августа 1906г.

Власть не оставалась в долгу: бессудные высылки, смертные приговоры по оговору провокаторов, или власть обществу за чрезмерный радикализм требований и действий.

Долгое время мы смотрели на это только с одной точки стороны - со стороны революционеров. И с этой точки зрения марксистская историография и публицистика оценивали индивидуальный террор лишь как нерациональное средство борьбы. Народовольцы представали по преимуществу героями, а эсеры - «революционными авантюристами». В наши дни, когда российская история сделала очередной зигзаг, многие публицисты поспешили переставить знаки. Революционеры представляются нынче кровавыми злодеями, а их жертвы - невинными мучениками.

В действительности все, конечно, было гораздо сложнее. Насилие было, увы, взаимным, и кровавую спираль раскручивали обе стороны. Это было, в известном смысле самоистребление. Ведь подобную власть породило само российское общество, не нашедшее впоследствии иных форм ее ограничения, чем убийства. И кто более виноват в умножении насилия в стране, еще долго придется разбираться, листая пожелтевшие от времени, но уцелевшие страницы документов...

Но почему именно в России терроризм принял широкие масштабы и достиг столь совершенных организационных форм?

В переходе к террору сыграли роль несколько факторов: разочарование в готовности народных масс к восстанию, пассивность большей части общества (да и слабое его влияние на власть), желание отмстить за преследования со стороны правительства. Наконец, своеобразным провоцирующим фактором было политическое устройство России и персонификация власти.

«Россия управляется теперь не народным представительством и даже не классовым правительством, а организованной шайкой разбойников, за которую прячется 20 или 30 тысяч крупных помещиков. Эта шайка разбойников действует голым насилием, нисколько не скрывая этого; она терроризирует население при помощи казаков и наемной полиции. Третья Дума с Государственным Советом не представляет собою даже слабого подобия парламентского режима: это просто орудие в руках той же правительственной шайки; огромным большинством голосов они поддерживают осадное положение в стране, освобождающее правительство от стеснений даже прежнего законодательства. Осадное положение и система генерал-губернаторов с неограниченной властью - вот способ правления, установившийся теперь в России... Это полицейский мир невозможно реформировать; его можно только уничтожить. Такова ближайшая и неизбежная задача русской общественной мысли...», - утверждал Л.Э.Шишко - историк и публицист неонароднического направления, видный деятель партии эсеров. Шишко лично вел пропаганду среди юнкеров, рабочих, ходил «в народ», был арестован «по процессу 193-х», осужден на 9 лет каторги, которую отбывал на Каре.

Цареубийство 1 марта 1881 г. стало кульминацией классического народничества и одновременно началом его политической смерти, поскольку с этого момента оно потеряло приоритет в освободительном движении. Но народнические организации время от времени возникали и в 80-е годы. В 90-е годы народнические организации принимают название социалистов-революционеров. Крупнейшими из них в конце XIX века были «Союз социалистов-революционеров», «Партия социалистов-рево-люционеров» и «Рабочая партия политического освобождения России». Достаточно многочисленная для своего времени «Рабочая партия политического освобождения России» образовалась в 1899г. в Минске, ставила в качестве первоочередной задачи борьбу за политическую свободу посредством террора. Именно здесь появился и стал благодаря своей кипучей энергии и организаторским способностям известен Григорий Гершуни.

Эсеровские организации возникли и в эмиграции. В самом начале XX века значительно активизировался процесс консолидации эсеровских организаций. Датой провозглашения партии социалистов-революционе-ров (ПСР) стал январь 1902г.

Организационное оформление партии эсеров оказалось довольно длительным процессом. В 1903г. они провели заграничный съезд, на котором приняли Обращение. В этом документе за основу построения партии был положен принцип централизма. В «Революционной России» от 5 июля 1904г. был опубликован проект программы. Наконец, в конце декабря 1905 - начале 1906 гг. в полулегальной обстановке на территории Финляндии, в гостинице близ водопада Иматра состоялся I Съезд партии. К тому времени она имела 25 комитетов и 37 групп в России, сосредоточенных в основном в губерниях Юга, Запада и Поволжья.

Участники съезда приняли программу. Съезд отверг предложения членов партии Н.Ф.Анненского, В.А.Мякотина и А.В.Пошехонова о превращении партии эсеров в широкую, легальную, для всех открытую партию, где все ведется гласно, под публичным контролем, на последовательно демократических началах. В соответствии с принятым уставом, членом партии социалистов-революционеров считался «всякий, принимающий программу партии, подчиняющийся ее постановлениям, участвующий в одной из партийных организаций».

Руководящее политическое ядро новой партии складывалось из М.Р.Гоца, Г.А.Гершуни и В.М.Чернова. Это были люди различных складов, но они хорошо дополняли друг друга. В.М.Чернов с самого начала стал главной литературно-теоретической силой молодой партии. Функции главного организатора-практика легли на плечи Г.А.Гершуни. До самого ареста в мае 1903г. он находился в непрерывных разъездах по России, деля эту свою работу с Е.К.Брешковской. «Как святой дух революции», Брешковская носилась по стране, повсюду поднимая революционное настроение молодежи и вербуя прозелитов партии, а Гершуни обычно ездил за нею следом и оформлял поднятое ею движение, организационно закрепляя его за партией социалистов-революционеров. Менее заметной для внешнего мира, но еще более значительной для судеб молодой партии была роль М.Р.Гоца. В названной руководящей «тройке» он был старшим по возрасту и еще более - по жизненному опыту. Сын московского миллионера, в середине 80-х годов он вошел в революционный кружок, был арестован, сослан в Сибирь, затем на каторжные работы, бежал... С самого начала деятельности партии стал ее руководящим политиком и организатором.