Смекни!
smekni.com

Византия и второй крестовый поход (стр. 1 из 3)

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет

им. А.М. Горького

исторический факультет

кафедра древнего мира и средних веков

Курсовая работа

ВИЗАНТИЯ И ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

Исполнитель:

Кетова Т.С.,

студентка 1 курса,

специальность «история»

заочное отделение

Преподаватель:

Степаненко В.П.

Екатеринбург

2003

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Причины крестовых походов………………………………..5

Глава 2. Состояние Византийской империи перед

крестовыми походами………………………………………..7

Глава 3. Ход второго крестового похода……………………………..10

3.1. Начало………………………………………………...10

3.2. Выступление………………………………………… 13

Глава 4. Итоги похода………………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………… 16

Литература………………………………………………………………18

Введение

В истории классического западноевропейского средневековья, вероятно, не было эпохи более захватывающей воображение своей грандиозностью, размахом и величием, чем эпоха крестовых походов, продолжавшаяся с конца XI века до самого XIII века. Это было время масштабных военных экспедиций западных держав и католической церкви на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождения Святой Земли от неверных – мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными якобы на поругание Исламу.

Крестоносное движение охватило почти два столетия, причем столетия решающие для развития этого типа общества, аккумулировавшие наиболее значимые и существенные его признаки.

В данной работе более подробно рассмотрен второй крестовый поход. Он оставил значительный след в мировой истории. Эта тема представляет собой интерес прежде всего потому, что второй крестовый поход стал следующей попыткой после взлетов и неудач первого крестового предприятия вернуть христианскому миру его святыни.

Византия, будучи восточным государством, не могла не испытать на себе те волнения, вызванные крестоносными движениями. Эта проблема тоже нашла отражение в данной работе.

С точки зрения восточноевропейской истории этот период представляет собой любопытнейший эпизод борьбы между Западом и Востоком, борьбы, которая еще не окончилась и поныне продолжается на наших глазах, соединив разнообразные интересы, как религиозные, так и политические и торговые, в так называемом Восточном вопросе. Крестовые походы с точки зрения русской истории получают важное значение как эпизод столкновения двух миров и поныне разделяющих господство в Европе и Азии. Мне кажется, что в этом и заключается актуальность данной работы.

Эта тема охватывает обширный исторический материал, знание которого позволяет глубже разобраться во многих существенных проблемах, имеющих принципиальное методологическое, общетеоретическое значение. Осмысление темы составляет одну из необходимых предпосылок для правильного понимания всей средневековой истории. Это необходимо еще и потому, что эти войны велись, главным образом, рыцарством, которое воодушевлялось церковными лозунгами. Это явление чрезвычайно характерно для эпохи средневековья, отмеченной господством религиозного мировоззрения.

Сложная и своеобразная картина социальных и социально-политических отношений в феодальном обществе Запада и Востока раскрывается при изучении крестовых походов с большой полнотой, так как события и факты, образующие их историю, обрисованы не только в источниках западного происхождения, но и в многочисленных повествованиях арабских, армянских, греческих, русских современников и очевидцев.

Основные известия о крестовых походах содержаться в западноевропейских хрониках XII – XIII вв., к которым примыкают произведения историков Латинского Востока.

Глава 1. Причины крестовых походов

Резко выдвигающаяся противоположность интересов и культур романо-германской и греко-славянской в первый раз обнаружилась в эпоху крестовых походов. Религиозная и национальная вражда к мусульманству, одушевлявшая первых крестоносцев и поддерживавшая их в перенесении громадных лишений и потерь, скоро уступила место другим побуждениям, которые, однако, оказались нисколько не слабее первых и продолжали увлекать на Восток новые и новые западные ополчения. Когда первоначальная цель крестоносного движения перестала быть руководящим мотивом, выдвинулись на первое место политические соображения. Не об Иерусалиме и не об освобождении Гроба Господня из рук неверных стали помышлять вожди крестоносцев, а об основании независимых княжеств на Востоке, о завоевании Византии, наконец, о торговых преимуществах в областях византийских и мусульманских.

Причины начала крестовых походов:

- сильное развитие папской власти, мечтавшей в конце XI века обратить греков к послушанию римской церкви;

- глубокое влияние духовенства, подвинувшего западные народы к исполнению воли римского первосвященника;

- тяжкое экономическое и социальное положение народных масс;

привычка к войне;

- элементарная жажда приключений.

Итак, разберемся поподробнее, что же привело к началу столь масштабных, мировых по меркам того времени, экспедиций европейцев на Ближний Восток? Что заставляло на протяжении почти двухсот лет десятки тысяч людей отправляться, зачастую оставив хозяйство, родину и т.д., в мало известные многим из них, но сильно манящие земли знойной Палестины?

Жизнь европейцев в конце X – начале XI столетия была связана с большими испытаниями. Рубеж тысячелетий как всякая крупная дата прочно утвердил в настроениях большей части общества мысль о близящемся конце света, пророчества о наступлении которого то и дело будоражили сознание людей. И действительно, казалось, что природа являет все признаки этого. На протяжении всего XI века территории Франции, Германии, Англии неоднократно подвергались различным стихийным бедствиям, их население терзали бесконечные эпидемии инфекционных болезней. Практически непосредственно перед началом походов Европу потрясали так называемые «семь тощих лет», когда на ее территорию обрушились наводнения, заморозки и – как следствие этого – голод. Повсеместным явлением стал побег крестьян из пораженных голодовками и эпидемиями районов. Понятно, что среди подвергавшихся таким напастям крестьян и бедных горожан апокалипсические настроения не исчезали и усиливались с каждым годом, а стремление вырваться из этого ада, усугублявшееся к томе же не уменьшавшимся гнетом и произволом со стороны своих сеньоров, пусть даже в неизведанные земли Востока, неизбежно должно было найти себе выход.

Слухи и рассказы людей, посетивших Святую Землю либо наслышанных о ней, часто – помимо повествований об иерусалимских чудесах – сводились к описанию того блистательного богатства, которое они наблюдали в Византии и на Арабском Востоке. Действительно, для среднего европейца того времени уровень тамошней жизни казался сказочной мечтой. Европа кануна крестовых походов может быть (конечно, в первую очередь в «бытовом» смысле) названа варварской по сравнению с этими регионами.

Иные цели преследовало шедшее в крестовые походы западноевропейское рыцарство. Практически с самого начала в их устремлениях доминировало желание приобрести новые земли, новых поданных, новые богатство, а желание отвоевать христианские святыни, как правило, отходило на второй план. Тяга феодалов к новым землям вполне понятна. В Европе того времени существовал такой порядок наследования, при котором вся земля передавалась старшему сыну. Остальные же пополняли ряды безземельного рыцарства, которое не всегда могло найти себе применения на родине. Ситуацию осложняло еще и то, что в самой Европе уже не было возможности для внутренней колонизации, так как бесхозных земель попросту не было.[1]

Глава 2. Византия накануне крестовых походов

Маленькие, тесные и очень грязные европейские города с населением 2-3 тысячи человек, небольшие и не очень в своем большинстве уютные рыцарские замки меркли перед храмами и дворцами византийских и восточных владык, роскошью восточных городов. А привозимые с Востока дорогие ткани, пряности, ювелирные украшения создавали впечатление о необычайном богатстве восточных земель и, вероятно, легкости, с которой все это при определенных условиях может быть обретено. Этим и объясняется то поистине детское восхищение, с которым крестоносцы говорили о богатствах Константинополя после его захвата в 1204 году.

Как это ни парадоксально, но большую роль в подталкивании запада к агрессии на Восток сыграла невольно и сама Византия. Дело в том, что к концу XI века эта бывшая некогда могущественной держава оказалась в сложном положении. С востока ее сильно теснили новые захватчики — турки-сельджуки, которые, разгромив Багдадский халифат и отчасти государство Фатимидов, в 1071 году нанесли византийским войскам страшное поражение при Манцикерте, в результате которого в плен попал византийский император Роман Диоген, чего прежде в истории этого государства не бывало, и отняли у Византии большую часть Малой Азии. С запада империю теснили норманны, отвоевавшие у нее падения в южной Италии. Правда, благодаря привлечению на свою сторону в качестве cоюзника Венеции, Византии удалось приостановить победное шествие северян. За это Венеция получила многочисленные торговые льготы и целый квартал в Константинополе. После победы при Манцикерте турки-сельджуки, вдохновленные успехом, готовили новое наступление на Византию. С севера империи угрожали печенеги. В 1091 году они сумели подойти к самым стенам Константинополя, но византийцам удалось отбить этот нежданный натиск, заключив договор с половцами, которые и разгромили печенегов.