Смекни!
smekni.com

Государство Бохай (698-926 гг.) (стр. 1 из 4)

Введение

Государство Бохай (698-926 гг.), включавшее в себя часть территории современного приморского края, Северную Корею, а также значительную часть Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), было создано древними тунгусоязычными племенами мукри, или уцзи, мохэ, в результате их поступательного социально-экономического развития. История этого государства неразрывно связана с историей средневековых государственных родоплеменных объединений Дальнего востока и Центральной Азии, в судьбах многих из которых оно сыграло весьма важную положительную роль.

В свете сказанного становится понятным тот повышенный интерес, который проявляют ученые разных стран к истории и культуре Бохая. К сожалению, сведения о нем, сохранившиеся на страницах китайских и японских исторических хроник, крайне отрывочны и неполны, в связи с чем трудно переоценить значение данных архиологических исследований в раскрытии происходивших в пределах границ государства Бохай социально-экономических, политических и этнокультурных процессов и их влияния на соседние народы и государства, а тем более на последующее развитие потомков и преемников бохайцев-чжурчжэней.

В XIX в., особенно со второй половины, интерес к археологии Дальнего востока резко возрастает, так как начинается интенсивное освоение этого региона. Участники экспедиций, которые снаряжаются сюда из центра России-люди чаще всего с техническим образованием- проявили большой интерес к археологическим памятникам, сохранив для науки ценнейшие сведения об их местонахождении и первоначальном состоянии. экономических, политических и этнокультурных п

Общая характеристика культуры Бохая

Еще в середине XIX в. русский востоковед В. Горский отметил, что "Бохай был одним из самых цветущих государств на берегу Восточного моря, страною просвещения и ученых". Такая характеристика этого государства полностью соответствует как данным письменных источников, так и материалам археологических исследований

По данным письменных и археологических источников становится также очевидным, что бохайцы пользовались по крайней мере тремя видами письменности, среди которых наибольшее распространение получила китайская иероглифическая письменность. К настоящему времени известно уже несколько письменных бохайских памятников на китайском языке. К их числу принадлежит, в частности, надгробие бохайской принцессы Чженхуй, текст которого составлен в литературном стиле, использовавшемся в Китае при династии Тан. Как следует из текста надгробия, оно было воздвигнуто в 780 г. отцом принцессы королем Да Циньмао. Содержание текста, стиль, в котором он составлен, ряд аллегорических сравнений свидетельствует о том, что в Бохае уже в VIII в. прекрасно знали китайскую классическую и историческую литературу и мифологию.

На Николаевском городище в Партизанском районе приморского края обнаружена вертикальная бирка в виде половинки отлитой из бронзы рыбки с текстом на китайском языке.

Считалось также, что к бохайским изделиям относятся бронзовая печать и диски с надписями на китайском языке, найденные в прошлом столетии в Приморском крае, но как оказалось, они были изготовлены в начале XIIIв. На территории созданного чжурчженьским военоначальником Цусянь Ваньну государства Восточная Ся.

Вторым видом письменности, получившем распространение в Бохае, было древнетюргское руническое письмо, которое в VIII-IX вв. применялось в соседнем Уйгурском каганате.

При раскопках остатков Верхней столицы Бохая вблизи Дунцзинчэна в Северо-Восточном Китае было обнаружено большое число кровельной черепицы, на которой имелись оттиски знаков, напоминающих китайские иероглифы или знаки большого киданьского письма. Но, как оказалось, в действительности они не имеют с ними ничего общего. Это обстоятельство позволяет высказать предположение, что в данном случае речь идет о третьем виде бохайской письменности, берущей, очевидно, свое начало от так называемого письма "иду", изобретенного в конце VI в в древнекорейском государстве Силла. В основу этого письма были положены несколько измененные по начертанию китайские иероглифы, которые по своему звуковому и смысловому значению позволяли вести записи на силланском языке. По такому же принципу, надо полагать, создали свою письменность и бохайцы, северные соседи силланцев.

Оба последних вида письменности, более соответствующие нормам и фонетическим особенностям языка бохайцев по сравнению с иероглифической письменностью китайцев, применялись, очевидно, широкими массами городского населения Бохая при составлении различных договоров, обязательств и других документов подобного характера, тогда как китайский язык и письменность употреблялась преимущественно узким кругом придворной знати и чиновничества. Это был язык, на котором составлялись официальные документы, в том числе дипломатического характера, язык законов и постановлений королевского двора, наконец, язык великосветской поэзии и литературы.

Наряду с традиционными формами религиозных представлений в Бохае не без влияния проживавшихся на его территории когуресцев среди привелегерованных кругов общества большое распространение получает буддизм, о чем свидетельствует многочисленные остатки буддийских храмов и кумирен, обнаруженных во время раскопке Верхней столицы вблизи Дунцзинчэна в Северо-Восточном Китае, а также в Приморском крае. Интересно отметить, что при раскопках буддийской кумирни на левом берегу р. Кроуновки у подножья сопки Абрикосовой в Уссурийском р-не зафиксирована керамическая продолговато-овальной формы плакетка с изображением несторианского креста. Конечно, на основании этой пока единственной находки трудно сделать какие-либо определенные выводы, однако не исключено, что в Бохай наряду с буддизмом проникает и несторианство, имевшее в VII вв. широкое распространение в странах Центарльной Азии и Дальнего Востока, в том числе и в соседних с Бохаем китайской империи Тан и Уйгурском каганате.

Внедрение в Бохае буддизма и несторианства способствовало, естественно, распространению соответствующей религиозной литературы, а также утверждению определенных архитектурных и декоративно- изобразительных канонов, существовавших в соседних странах. Все это свидетельствует о том, что формирование и дальнейшее развитие культуры Бохая проходили во взаимодействии с культурами других народов и стран.

В свою очередь, Бохай также оказывал немалое воздействие на культуру соседних стран и народов, что можно проиллюстрировать на примере Японии. Известно, например, что в 822 г. Прибывшие в Японию бохайцы приняли участие в матче верховой игры в поло.

Под влиянием Бохайцев в Японии утверждается особый жанр театрального представления –« боккай гаку», т.е. бохайская музыка, который исполнялся еще в нынешнем столетии. от них же японцы заимствовали художественно исполненные брелоки в виде миниатюрных скульптурных изображений животных, людей, птиц , рыб и цветов, с помощью которых к поясу крепились кисеты и коробочки с письменными принадлежностями, лекарствами, огнивом и другими предметами повседневного обихода.

Большое развитие в Бохае получают поэтическое творчество и музыка. Так, приезжавшие в Японию бохайские послы принимали активное участие в специально организуемых в их честь состязаниях японских придворных поэтов и музыкантов. Положительная сторона этих состязаний заключалась в том, что они способствовали взаимообогащению культур обеих сторон. Таким образом, на основании немногих сохранившихся на страницах древних хроник разрозненных данных о Бохае, а также исходя из восстанавливаемого по результатам архиологических исследований общего уровня матриальной культуры материальной культуры его населения на ткрритории Приморья, становится очевидным, что это государство обладало высокой для своего времени самобытной, хотя еще и не дор конца изученной культурой.

Декоративно-изобразительное искусство.

Верования

Как уже отмечалось, Бохай был полиэтническим государством, на территории которого наряду с тунгусоязычными племенами проживали когуресцы, уйгуры, шибэлы, согнийцы и другие народы. Это, естественно, не могло на наложить определенного отпечатка на культуру Бохая, что и нашло свое отражение в декоративно-изобразительном искусстве бохайцев, в том числе проживавших на территории Приморского края.

Одним из важных элементов одежды бохайцев Приморья, как и у большинства средневековых народов Евразии, был наборный пояс, представленный многочисленными находками изготовленных из бронзы, железа и кости бляшек и пряжек.

Вместе с тем встречаются намеренные накладки из кости, декорированные сюжетными рисунками, которым нет аналогов за пределами Бохая, в связи с чем их следует отнести к разряду типично бохайских по происхождению. Это прежде всего обнаруженная на Марьяновском городище двухпластинчатая прямоугольной формы намеренная накладка из кости с двумя отверстиями по краям для заклепок (сохранилась только одна, железная).

Вторая намеренная накладка из кости найдена на городище Николаевское II и имеет подпрямоугольную форму. Судя по всему, эта накладка еще находилась в стадии изготовления, так как она декорирована далеко не полностью и у нее нет отверстий для заклепок. Как и на второй пластинке накладки из Марьяновского городища, эта находка в центре разделена на две половинки антиподально расположенными по отношению друг к другу в нижней части треугольниками, а в верхней- тремя вписанными полуокружностями, или дугами.

Обращает на себя внимание тот факт, что все накладки, хотя и были обнаружены на двух далеко отстоящих памятниках, имеют одну общую для них деталь в виде «разделительной» фигуры в центре треугольников или дуг.