Смекни!
smekni.com

Древний Рим (стр. 4 из 9)

Другие реформы Диоклетиана усиливали власть землевладельцев над крестьянством, так как землевладелец нес ответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец получил право посылать по своему выбору определенное число зависимых людей на военную службу, в императорскую армию.

Начатые Диоклетианом реформы продолжил император Константин (285–337 гг. н.э.), более всего известный своей церковной политикой, благоприятной для христиан, до той поры гонимых государством. Миланским эдиктом 313 г. Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии (незадолго до смерти император крестился и сам).

При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов. Согласно имперской конституции 332 г., колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившегося этому закону колона заковывали в кандалы, как раба, и в таком виде возвращали собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину полную сумму платежей, причитающегося с беглого колона.

Та же линия проводилась и в отношении ремесленников. Например, императорский эдикт 317 г. предписывал мастерам монетного дела, корабельщикам и многим другим работникам "навсегда оставаться в своем состоянии".

Непосредственное присвоение прибавочного продукта стало основной формой эксплуатации крестьян и ремесленников.

При Константине Столица Римской империи была перенесена старый Византий, названный затем Константинополем (11 мая 330 г.). Соответственно туда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения, воссоздан сенат.

Государственное устройство РИМА

Устройство Римской общины

Ромулу приписывают организацию римской общины (от лат. civitas). Население города в то время составляли две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и не-граждане – плебеи. Плебеи не входили в общину полноправных граждан и составляли свободный, но лишенный политических прав слой населения, обвешенный различными повинностями, однако, они несли военную службу наравне с патрициями. При завоевании соседних общин римляне отторгали часть их земли в общественный фонд, но плебеи к пользованию этой землей не допускались. В руках плебеев было сосредоточено, главным образом, торговое и промышленное богатство: гордые своим происхождением патриции считали унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности и военной службы. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени (трибы). Три племени – рамны, тиции и луцеры – составляли "римский народ". Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины – куриатные комиции. Народной собрание принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и т.д.

Итак, говоря о происхождении римских сословий, следует взять за основу его "комплексную теорию":

патриции были действительно коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

клиенты были в непосредственной связи с патрициями, они получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Римская патрицианская община представляла собою примитивный город-государство с типичными чертами "военной демократии". Еще одним органом демократии был совет старейшин – сенат. Его члены назывались "отцами" (от лат. patres – отцы). В компетенцию римского сената входили дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира. Он состоял из старейшин всех 300 родов, поэтому и назывался сенат (от лат. senex – старый, старейшина). Старейшины составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Согласно легенде, Ромул создал сенат из 100 сенаторов, Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний Древний довел их до 300.

Со временем патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев. Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями, первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми царю Сервию Тулию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое деление населения по имущественному и территориальному признакам.

В ходе реформы "военной демократии" все римские граждане, как патриции, так и плебеи, были "оценены" по их наличному имуществу (земля, скот, инвентарь и пр.) и разделены на 193 сотни – центурии. То есть, согласно реформе было произведено деление на 5 имущественных разрядов или классов:

– в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);

– во втором - 75.000 ассов;

– в третьем - 50.000 ассов;

– в четвертом - 25.000 ассов;

– в пятом - 12.500 ассов.

Те, у кого состояние было очень мало, стояли "ниже класса" и назывались "пролетарии" (лат. proletarii, от слова proles – потомство), т.е. люди, которые имели только детей.

Каждый разряд населения выставлял определенное количество своих представителей – восковых единиц – центурий (буквально – сотня). По центуриям стало теперь проводиться голосование в народное собрание; каждая центурия имела один голос. Пролетарии, т.е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения. Вместо старых родовых триб было введено деление на территориальные трибы. Реформы "военной диктатуры" Сервия Тулия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основу государства, т.е. было разрушено общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создано государственное устройство, основанное на имущественном различии и территориальном делении.

Имущественным положением определялось и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не служили.

Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их некоторыми политическими правами посредством организации новой формы народного собрания. В нем участвовали оба сословия. Оно называлось центуриатным собранием.

Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старых собраний – объявление войны, выбор должностных лиц, суд и пр.

На тот период времени данные реформы были прогрессивной формой управления.

Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых, произошло в конце VI – начале V вв. до н.э. в форме насильственного свержения последнего царя и передачи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались консулами. Таким образом, был осуществлен переход к республике.

Государственный строй Древнего Рима в период республики

509 г. до н.э. – установление республиканского строя после изгнания Тарквиния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась. Сочетались аристократические и демократические черты.

На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

Высшим государственным органом считается – народное собрание. У народного собрания было три вида – комиций (от лат. соmitia – сходка); – куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода. В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. – предварительно рассматривал вопросы повестки комиций.

Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат – контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным органом, его постановления – сенатусконсульты. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику (утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими.