Смекни!
smekni.com

Женщины в войнах XX века (стр. 6 из 9)

Не было адекватной реакции на это явление и на международной арене. Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права не только прав и свобод отдельно взятого человека, но и стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т.д.) долгие годы не просто отрицался. Сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция. Именно в этом ключе рассматривалось в те годы в условиях жесткой идеологической борьбы стремление СССР добиваться признания мировым сообществом коллективного права народов и наций на самоопределение, борьба с колониализмом и апартеидом. Отзвуки этих идеологических битв слышны и поныне, хотя и применительно к совсем другим объектам. Иначе чем можно объяснить полнейшее безразличие российских правозащитников к проблеме грубейших нарушений - в условиях провозглашенной Конституцией РФ правовой государственности - коллективных прав и свобод российских женщин, составляющих более половины населения страны? Молчат в условиях свободы слова те самые правозащитники, которые когда-то поступались личной свободой, чтобы добиться выезда за рубеж, публикации книг и т.п. отдельно взятого правдолюбца.

Однако жизнь постепенно ломала догму об исключительно индивидуальном характере прав человека. Даже персонализм - философское течение, утверждающее примат человеческой личности по отношению ко всем остальным феноменам цивилизации и культуры, стремится откреститься всячески от попыток отождествления с антиколлективизмом. Одна из ключевых идей персонализма - это мысль о единстве рода человеческого, который имеет свою историю и коллективную судьбу. Соответственно один из основоположников персонализма Э. Мунье высказывается по этому поводу следующим образом: .Мы не говорим более о свободе человека: мы сторонники коллективизма и, утверждая это, мы порываем со вчерашним миром. Суверенность внутреннего мира личности здесь никак не оспаривается".

На международном уровне эти новые тенденции проявились в нарождении третьего (после политических, гражданских и социально-экономических прав) поколения прав человека. Оно охватывает права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества в целом. Круг носителей таких коллективных прав достаточно широк. Он включает, в частности, молодежь и пенсионеров, инвалидов и безработных, беженцев и лиц некоренной национальности. Однако в эпицентре этого круга стоят женщины, поскольку они не только нуждаются в особой защите государства, так как в силу причин физиологического характера не имеют равных с мужчинами возможностей осуществления общих для всех людей прав человека, но и могут быть одновременно подростками, престарелыми, инвалидами, беженцами, мигрантами, безработными и т. д., иными словами, ущемленными в реализации прав и свобод также и по этим основаниям.

Вот почему уже в 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. СССР ратифицировал эту конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по международным пактам и договорам, в том числе и в вопросе прав и свобод граждан, вытекающих из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

Наиболее существенное значение с точки зрения защиты индивидуальных и коллективных прав женщин имеют статьи 1 и 4 Конвенции ООН 1979 г. В первой из них дается легальное определение понятия "дискриминация в отношении женщин", во второй разъясняется, какие временные меры не считаются дискриминационными применительно к мужской половине человечества. Согласно ст.1 Конвенции 1979 г., "понятие "дискриминация в отношении женщин" означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание или осуществление женщинами независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области". Вместе с тем согласно ст.4 Конвенции ООН 1979 г. не считается дискриминационным принятие государствами-участниками не только мер по охране материнства, но и "временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами". Однако такие временные специальные меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного положения мужчин и женщин.

Тем самым Конвенция ООН 1979 г. внесла существенные коррективы в трактовку прав человека, установившуюся со времен французской революции XVIII в. Впервые мировым сообществом в один ряд с категориями "свобода" и "равенство" как предпосылками и сущностью прав человека была поставлена категория "справедливость".

Такая принципиальная новация в понимании международным правом категории "права человека" произошла не случайно. Ей предшествовали на национальном уровне существенные экономические, политические и правовые изменения. Научно-техническая революция, начавшаяся вскоре после второй мировой войны, привела к значительному росту технологически сложных и наукоемких производств, требовавших большого числа работников, обладавших не столько мужской физической силой, сколько многими чисто женскими качествами: тщательностью в работе, терпением, четкостью движений, тонкостью осязания и др. Наемный труд женщин, подобно наемному труду мужчин, стал массовым явлением. Это требовало и соответствующей корректировки национального законодательства. В течение семидесятых годов большинство развитых западных стран издало законодательные акты против дискриминации граждан по половому признаку прежде всего в сфере трудовых отношений, в том числе в вопросах оплаты труда. Все это привело к росту самосознания женщин. Кроме того, впервые на протяжении многих тысячелетий женщины получили пусть и не полную, но хотя бы относительную экономическую независимость.

Существенные изменения произошли вскоре после окончания второй мировой войны также в политической и правовой сферах участвовавших в ней государств, и прежде всего в области развития института прав человека, которое шло на международной и национальной аренах если не всегда синхронно, то при всех условиях согласованно во времени. Вот почему международно-правовое признание важности и значимости прав человека дало в послевоенные годы наряду с другими факторами импульс для постановки на практическую основу разработанной наукой еще ранее идеи правового государства. При этом в качестве краеугольного камня концепции правового государства выдвигались рядом с верховенством закона и разделением властей те же закрепленные во Всеобщей декларации прав человека и международных пактах о социально-экономических, культурных, а также политических и гражданских правах постулаты: свобода и равенство граждан. В полном соответствии с тем, что было начертано на знаменах французской революции XVIII в., речь шла о свободе и равенстве по закону, а не в жизни, хотя естественно-правовая трактовка этих основных прав, которая отстаивалась их апологетами, должна была бы, по логике, предполагать обратное. В результате правовое государство стало трактоваться как система конституционных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций.

В приведенном определении обращает на себя внимание акцент на праве собственности, которое трактуется как предпосылка и условие свободы и равенства граждан и тем самым по сути предстает как бы в качестве исходной базы правового государства. Однако история человечества учит нас, что попытка отождествления собственности и свободы в лучшем случае представляет собой идеализированный взгляд на мир. Во все времена и у всех народов в основе обогащения обнаруживаются весьма далекие от права явления: обезземеливание крестьян, грабежи, насилия, обман, подкуп, противозаконные махинации, войны и прочие действия отнюдь не правового характера. Другими словами, понятие "частная собственность" сопрягалось в реальности и сопрягается поныне не с понятием "право", а прежде всего со словом "сила" - будь то физическая сила, военная, сила государственного принуждения, власть денег и т. д., что дает собственнику подлинную возможность обладать всеми правами, причем во многом за счет других лиц.

При такой постановке вопроса становится понятно, что в условиях патриархата женщина, отчужденная мужчинами от власти, ограниченная в правах на имущество, не могущая постоять за себя при помощи кулака или оружия, неизбежно оказывается слабее, а следовательно, менее свободной, чем мужчина, если не в формальном обладании правами, то в возможности их претворения в жизнь даже в условиях правового государства. Менее конкурентоспособны по сравнению с мужчинами женщины в условиях рыночной экономики и из-за различий в иерархии ценностей каждого из полов.