Смекни!
smekni.com

Законодательство России в период 1237-1497 гг. (стр. 2 из 9)

10. «Избрание от закона Богом даннаго Израильтяном Моисеем о суде и правде». Приводятся извлечения из Моисеевых книг: Исход, Левит, Числа и Второзаконие, а также извлечения из гражданских законов.

11. «Судебник царя Константина» более известный, под названием «Закон Судный людем».

Пятый раздел в русских Кормчих содержит различные церковные и гражданские законы русских князей. Сюда включают: «Устав князя Владимира, крестившего Русскую землю, о церковных судах и десятинах», «Правило о церковных людях, о десятинах и о судах епископских, о мерилах градских и о прочих вещах», Устав Ярослава «о судах церковных», «Суд Ярославль Володимирович Правда Русская», Устав князя новгородского Святослава о десятинах. Здесь же приводятся и законодательные памятники созданные русским духовенством:

1. «Слово святых отец 165 о обидящих церкви святыя». В этом законе говорится о наказаниях за похищение церковных вещей, за грабежи монастырей и церковных имений, за церковные мятежи. Нет никакого сомнения, что это очень древний документ, скорее всего современник Русской Правды. Но он явно не русского происхождения, так как на Руси не существовало наказания сожжением, которое предусматривается за церковный мятеж.

2. Далее помещены статьи «о послусех». В них узаконяется норма не принимать в свидетели еретиков, и рабов, и только в крайности, за недостатком свидетелей из свободных, в незначительных тяжбах принимать свидетелем боярского тиуна, который был рабом только по должности, и закупа. Этот закон также не чисто русского происхождения, так как на Руси еретиков не было.

3. «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославова, игумена печерского Феодосия о Латыне» (Латинской церкви). Приводится перечень обрядов и правил, которыми латинская церковь отличается от греческой. Феодосий убеждает Изяслава строго держаться правил православной церкви, но и быть милостивым к иноверцам.

4. «Вопросы Кирика к епископу новгородскому Нифонту». Рассматриваются различные вопросы церковного устройства.

5. «Иоанна, митрополита русскаго, нареченнаго пророком, правило церковное к Иакову Черноризцу». В этом документе помещены 9 правил отражающих положение общества и характер церковного и гражданского устройства Руси того времени:

а) Больных младенцев крестить до 6 недель от рождения, не дожидаясь пока они выздоровеют; запрещалось есть звероядину и удавленину; предписывалось соблюдать посты, не иметь двух жен, не прибегать к волхованию и чародейству.

б) Священник обязан подчинятся своему архиерею.

в) Запрет на поставление в поддьяконы и дьяконы неженатых.

г) Описано устройство церкви.

д) Разрешено поставлять в священники того, кто поступил в монастырь, разведясь с женой.

ж) Требование к князьям, чтобы они не выдавали дочерей в чужую землю за иноверцев.

з) Разрешало священникам входить в церковь и совершать богослужения в овчинном платье «ради холода», и предписывало священникам, чтобы они не позволяли своим прихожанам приносить жертвы воде, болотам, бесам и жить с женами без церковного венчания.

и) Повелевает священникам отлучать от церкви, не покоряющихся им в правилах жизни прихожан.

й) Запрещает священнослужителям присутствовать на бесчинных пирах, продавать холопов-христиан иноверцам, определяет степени родства, при которых не допускается брак, запрещает монахом жить вне монастырей и устраивать пиры в монастырях и, наконец, чтобы священники не носили богатых одежд.

6. «Послание того же Иоанна, митрополита Русского к папе, архиепископу римскому о опресноках». В этом послании Иоанн убеждает папу отказаться от разногласий с православной церковью.

7. «Кирилла, епископа Туровскаго сказание о Черноризском чину». Приведены правила монастырской жизни.

8. «Исправление архиепископа новгородского Илии с белгородским епископом о забытии вина и воды, иже не влити при службе».

9. «Послание Германа, патриарха константинопольского и с ним 6 греческих митрополитов к русскому митрополиту Кириллу 1-му о непосвящении рабов в духовный сан».

10. «Правило Кирилла митрополита и епископов, сшедшихся на постановление владимирского епископа Серапиона». Эти правила предписывают чтобы епископы не поставляли в священники, дьяконов и игуменов «на мзде», чтобы до поставления собирали справки о лицах ищущих поставления, чтобы поставления не проводились тайно, запрещалось поставлять пришедших из другого города и рабов не получивших свободы, требовалось поручительство за поставляемого его духовного отца и 7 священников, устанавливался минимальный возраст поставляемого (в дьяконы 25 лет, в священники 30 лет), предписывалось крещение везде проводить одинаково, запрещались языческие игры в праздничные дни («бой дрекольем») и отказывалось в христианском погребении убитым в таких боях, устанавливаются правила богослужения.

11. «Поучение к попам» того же Кирилла. Включающее в себя «обращение к князю», которого Кирилл называет сыном Александра Невского, и напоминает ему о соблюдении десятины и суда церковного, узаконенных в уставе Владимира Святославовича.

12. Вопросы, предложенные Константинопольскому собору Феогностом, епископом Сарским и Подонским в 1301 году. Касаются в основном чина священослужения.

13. «Правила Максима, митрополита русского (написанные в 1305 г.), о среде и пятнице, о мясопусте и о законном браце».

14. Грамота Великого князя Василия Дмитриевича митрополиту Киприану о судах церковных, дана в 1403 году. Этой грамотой князь подтверждает все права церкви по Номоканону и по уставам Владимира и других русских князей.

15. Постановления Великого князя Ивана Васильевича, касающиеся церковных дел, изданные по совещанию с митрополитом Симоном.

Кроме перечисленных, в некоторые списки Кормчей включались церковно-юридические статьи, относящиеся к западной и литовской Руси.

В шестом разделе Кормчей помещались статью не юридического содержания, греческие и русские, например такие как «Речь жидовского языка, переложенное на русское, неразумное – на разум», «Князя Владимира о крещении Русской земли и похвала ему», «Беседа полоцкого князя Костянтина с епископом о тиуне» и т.д.

Состав Кормчих, хотя и носит на себе более или менее одинаковый характер, по преимуществу – характер юридического сборника, но, тем не менее, он очень разнообразен. В Кормчих русское духовенство, а может быть и князья, видели общий юридический кодекс законов не только церковных, но и гражданских. К ним обращались для решения различных юридических вопросов, как церковных, так и светских.

3. Двинская и Белозерские уставные грамоты

Впервые уставные грамоты стали применяться Великими князьями литовскими. По отношению к вошедшими в состав литовского княжества русскими землями они придерживались принципа «мы старины не рухаем, а новин не вводим» и довольствовались сбором дани с присоединенных земель, да привлечением к ополчению местных княжеских дружин. Такого рода отношения закреплялись в специальных договорах – уставных грамотах, весьма напоминавших договоры Новгорода с князьями. Фактически формировалось федеративное государство, со своеобразной, средневековой, но федерацией.

Появившиеся на Руси в рассматриваемом периоде Двинская (1397 г.) и Белозерская уставные грамоты, отражают стремление центральной власти ограничить самовластие наместников – с одной стороны, а с другой – признание центром большой значимости в местном самоуправлении общинных организаций. Несмотря на то, что уставная грамота обращена непосредственно к населению только одного уезда, это документ принципиального значения. Уставные грамоты необходимо рассматривать как типовые, которые видимо, предполагалось дать и другим уездам Русского государства.

Некоторые нормы и положения Двинской и Белозерской уставных грамот вошли в первый общерусский свод законов Московской Руси – Судебник 1497 года.

3.1. Двинская уставная грамота

Двинская уставная грамота является самым древним памятником законодательства Руси после Русской Правды. Она была дана Великим князем московским Василием Дмитриевичем Двинской области в 1397 году. В это время двиняне отделились от Великого Новгорода, которому были подчинены до этого и признали власть московского князя. Так как после присоединения двинян к Москве и суд у них должен был стать московским, то они обратились к московскому князю, прося его дать им такой устав, который бы служил для руководства в судных делах. Результатом этого и стала Двинская уставная грамота.

Эта уставная грамота регулировала судебные дела и доходы, которые имел с Двинской области Великий князь московский. Суд по Двинской грамоте очень близок к Русской Правде, но вместе с тем, она включает в себя несколько нововведений в судопроизводство.

По своему содержанию Двинская грамота разделяется на следующие части: о видах суда по уголовным преступлениям; о порядке суда; о подсудности; о торговых пошлинах.

Раздел I: Первым видом суда по Двинской грамоте, так же как и по Русской Правде, становится суд «в душегубстве». Суд по делам об убийствах принадлежал князю, вершился княжеским наместником, а пошлина от таких судных дел, в случае не отыскания убийцы, платилась в княжескую казну и сохранила прежнее название – вира. В случае убийства община должна была отыскать убийцу и выдать ее княжескому наместнику. Если община не могла отыскать убийцу, то она должна была платить в княжескую казну дикую виру – 10 рублей.

Однако в отличие от Русской правды Двинская уставная грамота вводит несколько важных нововведений:

а) По закону Русской Правды виры собирались особым княжеским служителем – вирником, который в определенной время объезжал волость. По Двинской же грамоте сбор вир принадлежал княжескому наместнику.