Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 1 из 14)

Введение.

I.Экономическая мысль Древней Греции, Древнего Рима и средневековья.

1. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

2. Экономическая мысль средневековья

П. Первые экономические школы.

1. Меркантилизм.

2. Физиократы.

Ш. Классическая экономическая теория - истоки.

1. Экономические взгляды У.Петти.

2. Становление политэкономии как науки. Экономические взгляды А.Смита.

3. Экономические взгляды Д.Рикардо.

4. Экономические взгляды Т.Мальтуса

1У. Развитие классической политэкономии в трудах экономистов 19 века.

1. Экономические взгляды Ж.-Б.Сэя.

2. Экономические взгляды Дж.Милля.

3. Экономические взгляды С.Сисмонди.

У. Марксистская политэкономия.

1. Экономические взгляды К.Маркса.

2. Социально-философские взгляды К.Маркса.

У1. Австрийская экономическая школа.

1. Теория предельной полезности как теория ценообразования.

2. Теория издерожек производства.

3. Теория процента Бем-Баверка.

УП.Теория предельной производительности.

1. Теория предельной производительности Дж.Кларка.

УШ. Теории частичного и общего равновесия.

1. Теория частичного равновесия А. Маршалла.

2. Л. Вальрас. Создание модели общего экономического равновесия.

1Х. Историческая школа и институционализм.

1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории.

2. Институционализм. Экономические взгляды Т. Веблена.

Х. Экономические взгляды Й. Шумпетера и эволюция теории прибыли.

1. Экономические взгляды Й. Шумпетера

2. Эволюция теорий прибыли и предпринимательства.

Х1. Теории монополии и монополистического ценообразования.

1. Анализ процесса монополизации экономики.

2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

3. Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

ХП. Экономические теории благосостояния.

1. Взгляд на экономическую теорию благосостояния В. Паретто

2. Теория экономического благосостояния А. Пигу

ХШ. Экономические взгляды Дж. Кейнса

1. Теория эффективного спроса

2. Теория занятости и безработицы.

3. Цена и инфляция в теории Дж. Кейнса

ХIV. Неолиберализм.

1. Экономические идеи Л. Мизеса

2. Экономические воззрения Ф. Хайека

XV. Монетаризм и теория рациональных ожиданий.

1. Эволюция количественной теории денег. Основные

постулаты монетаризма.

2. Экономические взгляды М. Фридмана.

3. Теория рациональных ожиданий.

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

История экономической мысли - история попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях. Именно исследование проблемы рыночного обмена дало начало именуемое экономической наукой (вспомним взгляды Аристотеля). Если каждая из этих попыток, воплощенная в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость всех экономических перемен и избежать так свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных проблем.

И трудно спорить с М.Блаугом, который пишет: “Гораздо лучше знать интеллектуальное наследие, чем договариваться, что оно хранится в неизвестном нам месте и написано на незнакомом языке”.*

---------------------------------------------------------------------------

· Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.-М.,1994,с.660.

1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

И ДРЕВНЕГО РИМА

1.Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима первоначально не отделяется от других форм мышления от общества и отделить первые ее проявления невозможно.

“Экономика” - слово древнегреческого происхождения, в переводе означает “домоводство” - впервые встречается у древнегреческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, посвященных разумным правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия. Этот смысл сохранялся в течение веков.

Экономическая мысль - предполагает обобщение, абстракцию, т.е. экономический анализ. Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н. э.) Его можно назвать первым экономистом в истории науки. Экономические воззрения Аристотеля получили развитие в экономической мысли средневековья. Оно покоится на так называемых догмах Аристотеля. В своей Nicomachean Ethics Аристотель утверждал, что меновая стоимость или договорная справедливость требует обмена эквивалентов. Аристотель поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении столетий и до сих пор является предметом дискуссий, которая формулируется : “Чем определяются пропорции обмена товаров”(что делает товары сравнимыми). Это разделило экономистов на сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории. Последние считали стоимость категорией субъективной и выводили ее оценивая полезность товара.

В трудах Аристотеля можно найти зачатки и как первой, так и второй теории стоимости. Аристотель сформулировал проблему (четко сформулировать проблему - на половину решить ее). Аристотель провел анализ капитала, при этом он разделил капитал на торговый и денежный. Для анализа капитала Аристотель ввел понятие “хрематистика” (“хрема” - “имущество” (греческое) - извлечение прибыли, накопление богатства). Аристотель считал эту деятельность (накопление богатства) противоестественной, отрицательной, относящейся к ростовщичеству. Его волновал вопрос “о справедливой цене”. Экономические и этические проблемы Аристотель не рассматривал порознь в отличие от древнеримских мыслителей, которые экономические проблемы отделяли от этических.

Древнеримские мыслители исследовали практические вопросы организации крупного хозяйства рабовладельческого типа. Представителем этого типа является Марк Катон (234-149 вв. до н.э.). Он ввел критерии выбора земли для организации хозяйства, также дал рекомендации по определению структуры угодий (шкала доходности отраслей сельского хозяйства), по организации подневольного труда. Катон считал, что “хозяйский глаз” является важным фактором организации труда в поместье.

Ю.Колумелла (1 в. до н.э.) в истории античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Условием интенсификации хозяйства считал реорганизацию рабского труда. Рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников - от тюрьмы в подвале до обмена шутками и совместного обсуждения новых работ. Все это можно рассматривать как зачатки теории “человеческих отношений”, получивших распространение в 20 веке.

Древний Рим - круг рассматриваемых экономических вопросов сводил к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания факторов производства. В 19 в. эти вопросы стали центральными для экономической теории и в настоящее время представляют существенную часть современного курса “микроэкономика”.

2. Экономическая мысль средневековья

Экономическая мысль средневековья опирается на труды Аристотеля, на так называемые “догмы Аристотеля”. Влияние Аристотеля видно в экономических взглядах Ф.Аквинского (1225-1274 гг.).

Аристотель одобрял тот вид хозяйствования, который сводился к приобретению благ для дома и государства. Это естественная хозяйственная деятельность, получившая со времен Ксенофонта название “экономика”, включала обмен в пределах, нужных для удовлетворения разумных человеческих потребностей. В то же время деятельность, направленную на обогащение, т.е. деятельность ростовщическо-торгового капитала, Аристотель характеризовал как противоестественную, назвав ее “хрематистикой”.

Фома Аквинский, развивая мысль об естественности натурального хозяйства , в связи с этим производит деление богатства на естественную (продукты натурального хозяйства) и искусственную (золото и серебро). При чем Ф.Аквинский считал, что золото и серебро не делают человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в “нравственном усовершенствовании”. Это вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество (“постыдное ремесло”). Давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной ,требуют проценты как плату за время, предоставляемое им заемщику. Время, считает Ф.Аквинский, это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.

Фома Аквинский считал, что торговля занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Богом. Торговая прибыль само по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь, поскольку может быть использована для честной цели, и к тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, “измененной к лучшему”.

Интересен у Фомы Аквинского взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Он отвергает идею о равнозначности всех видов труда, физический труд считает рабским занятием. Частную собственность считает необходимой, когда добро принадлежит отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости.

Фома Аквинский считал, что общество - иерархическое и сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. Принадлежность к сословию и определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его сословию, а сверх того - смертный грех.