Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 1 из 5)

1. В чем причина бедности в России, по мнению И. Т. Посошкова? Справедливы ли его воззрения для современной России и в чем?

Крупные экономические преобразования петровских времен были поддержаны экономистом Иваном Тимофеевичем Посошковым (1652-1726гг.), написавшим обстоятельный трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724г.).

Отвечая на вопрос: «Почему приключается напрасная скудость и почему приумножается богатство?», И.Т. Посошков утверждал, что для изжития скудости и обогащения государства и народа необходимо, прежде всего, побороть праздность и привлечь к трудовой деятельности все трудоспособное население. Каждый труженик должен производить больше, чем требуется для его собственного потребления, то есть трудиться с «прибытком» или, говоря по-современному, работать прибыльно, рентабельно. Петровский экономист призывал в своей книге к строжайшей экономии как одному из важнейших источников богатства. Он утверждал также, что первостепенная задача государства состоит в проявлении заботы о благе народа.

Посошков выступал за промышленное развитие России, признавая в то же время роль сельского хозяйства, крестьянского богатства, которое он называл «царственным».

Еще в то время посошков призывал вывозить из России не сырье, а промышленные товары, не ввозить из-за границы продукцию, которую Россия способна производить самостоятельно, соблюдать баланс экспорта и импорта.

Кроме того, он рекомендовал ограничить крестьянские повинности, закрепить за крестьянами земельные наделы. В части налогообложения он предлагал заменить подушную подать поземельной, ратовал за введение особого налога в пользу церкви – десятины. Все эти мероприятия, по его мнению, призваны были увеличить заинтересованность крестьян в труде, заставить работать их с «прибытком», что и увеличивало, в конечном счете, благосостояние государства в целом.

По моему мнению, экономические проблемы России петровских времен обозначенные Посошковым являются во многом актуальными и для современной России. В частности такая проблема, как преобладание экспорта сырья над экспортом промышленных товаров остается и по сей день не решенной, импорт товаров, которые Россия вполне может производить самостоятельно также на лицо.

Утверждение Посошкова о том, что первостепенная задача государства должна состоять в проявлении заботы о благе народа является также актуальным, как и в те времена. Грамотная социальная политика государства направленная на обеспечение максимальной занятости населения, на повышение жизненного уровня населения ведет в конечном итоге к повышению благосостояния всей страны.

2. Богатство нации, по мнению меркантилистов, физиократов и классиков.

Меркантилисты превозносили и абсолютизировали созидательную роль торговли, что было обусловлено небывалым ростом торговых операций, великими географическими открытиями и усилением роли и влияния представителей торгового капитала. Накопление благородных металлов, золота и серебра меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства. Меркантилисты считали, что государство богатеет, если увеличивается денежная масса.

Физиократы, стремившиеся отбить натиск торгового капитала, утверждали, что национальное богатство увеличивают только «дары земли», т.е. сельское хозяйство. Физиократы рассчитывали с помощью реформ сохранить старый порядок с господством земельной собственности, избежать острых коллизий и «жестокостей» нового общественного строя.

Развитие рыночных отношений периода свободной конкуренции породило необходимость создания системы экономических знаний, нашедшей свое выражение в формировании классической школы. Богатством нации классики считали, прежде всего, совокупность всех материальных и духовных благ накопленных в обществе.

3. Что является богатством нации (при капитализме) по К.Марксу? Почему?

Существенное влияние на формирование взглядов многих представителей экономической науки оказала концепция материалистического понимания истории, основополагающие принципы которой были разработаны К.Марксом (1818-1883).

Исходные положения концепции состоят в том, что основой существования и развития общества является материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производственных сил.

По Марксу общественное богатство выступает как результат процесса производства. Общественное богатство Маркс характеризует как воплощенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений.

Маркс отмечал, что все, что «не является результатом человеческой деятельности, результатом труда, есть природа и в качестве таковой не является социальным богатством».[1]

Вклад труда, как фактора производства в создание богатства Маркс считал решающим. Он подчеркивал мысль У.Петти о том, что «труд – отец богатства, земля – его мать».1

Им была создана трудовая теория или прибавочная теория стоимости – К. Маркс утверждал, что только живой труд участвует в создании стоимости. Прибавочная стоимость – стоимость, создаваемая наемными рабочими сверх стоимости рабочей силы.

Маркс говорит о двойственном характере труда, воплощенного в товаре. С одной стороны, это всегда определенный конкретный труд, и в этом качестве он создает конкретную потребительную ценность. Но всякий труд, независимо от его конкретного вида, есть затрата человеческой энергии, мускулов, нервов, и это делает продукты труда сравнительными. Труд, рассматриваемый в таком плане, Маркс называет абстрактным трудом. Абстрактный труд создает стоимость товара, проявляющуюся в меновой ценности (или меновой стоимости), т. е. пропорции, в которой товар обменивается на другой товар.

Деньги возникли из товарного обращения исторически. Вначале обмен носил случайный характер, затем он стал постоянным явлением и тогда из общей массы товаров стал выделяться один как всеобщий эквивалент. Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом (или серебром), которое и стало деньгами. Поскольку стоимость создается только трудом, прибыль капиталиста есть результат присвоения продукта труда рабочих. Английская классическая школа не могла объяснить происхождение прибыли без признания нарушения закона стоимости: если капиталист покупает труд рабочего по стоимости, прибыль невозможна; если она существует, значит труд покупается ниже стоимости. Маркс предлагает такое решение: капиталист покупает не труд, а рабочую силу, т. е. способность трудиться. Стоимость рабочей силы определяется затратами на ее воспроизводство: на питание, одежду, образование и приобретение квалификации, содержание детей, которые должны будут заменить физически выбывающую рабочую силу родителей и т.п. Разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс именует прибавочной стоимостью. Прибавочная стоимость — источник прибыли капиталиста. В течение рабочего дня рабочий должен прежде всего произвести стоимость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачиваемый на это труд Маркс именует необходимым трудом. Всю остальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда (или, что то же самое, прибавочного и необходимого рабочего времени) характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами. Маркс видит два пути повышения степени эксплуатации: прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения рабочего дня и изменение соотношения прибавочного и необходимого труда в пределах фиксированного или даже сокращенного рабочего дня. Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной стоимости, второй - получением относительной прибавочной стоимости. Первый характерен для раннего капитализма, второй - для зрелых его форм. Сокращение необходимого времени может быть достигнуто без понижения жизненного уровня работников при удешевлении средств существования рабочих за счет роста производительности труда. Маркс выделяет еще один путь увеличения прибавочной стоимости: получение избыточной прибавочной стоимости путем снижения индивидуальных (для данного предприятия) издержек производства по сравнению с общественно необходимыми. Но этот вид прибавочной стоимости не может присваиваться всеми капиталистами и даже у отдельных капиталистов он носит временный характер. Марк вводит деление капитала на постоянный (представленный в виде средств производства) и переменный (вложенный в рабочую силу). Отношение постоянного капитала к переменному он называет органическим строением капитала и связывает с ним динамику занятости, движение нормы прибыли и ряд других явлений.

Прибавочную стоимость Маркс рассматривает как единый источник промышленной прибыли, процента, торговой прибыли и земельной ренты..

4. Состояние равновесия в экономике предполагает наличие трех условий. Каких? (по Л.Вальрасу).

Леон Вальрас (1834—1910) стал основателем так называемой Лозаннской школы маржинализма. Ею труд "Элементы чистой эко­номической науки, вышедший в 1874 г, ознаменовал собой начало первого шествия математики по пространствам экономического знания. Стремление математизировать всякое экономическое рассуждение — характерная черта Лозаннской школы и ее последователей. Вальрас утверждал, что только с помощью математики можно доказывать экономические теории корот­ко, ясно и точно.

То, что вскоре было названо предельной полез­ностью, Вальрас называл редкостью (rarete). Оп­ределил он ее, так: убывающая функция от по­требленного количества (т.е. чем более растет по­требленное количество какого-то блага, тем мень­ше становится величина его rarete).

Вальрас установил, что предельная полезность достигается тогда, когда последние порции средств, расходуемых потребителем (при данном его доходе), принесут ему одинаковое удовлетво­рение от всех потребляемых им благ (еще раз вспомним второй закон Госсена). При этом по­требитель сам учитывает, что благо А для него бо­лее ценно, чем благо Б. Иначе говоря, из своего фиксированного дохода он купит каждого блага такое количество, при котором получается одинаковое удовлетворение от последнего блага. Только тогда совокупность всего купленного им даст ему максимальное общее удовлетворение.