Смекни!
smekni.com

Карфаген в 9-5 веках до нашей эры (стр. 1 из 4)

План.

1) Вступление - 2

2) Возникновение Карфагенской морской державы - 3

3) Организация Карфагенского государства - 6

2.1 . Население - 6

2.2 . Управление - 8

2.3 . Хозяйство - 9

2.4 . Военная система - 10

4) Внешняя политика - 12

5) Культура Карфагена - 15

Вступление

Средиземное море как ни одно другое на Земле благоприятствует развитию мореплавания. Здесь сочетаются ряд важных условий – большое количество островов, достаточно теплый климат ну и, наконец, сама география побережий (малое количество удобной для обработки земли, наличие строительного леса и т. д.) заставляла людей искать пропитания у моря. Множество островов позволили постепенно освоить искусство мореплавания, переплывая с одного острова на другой. Такие каботажные плавания подготавливали выход в открытое море.

На роль первых покорителей Средиземноморья, безусловно, претендуют критяне. Точных сведений о флоте критян у историков пока нет, но одно можно сказать точно – он был. Наследниками критян стали жители Пелопоннеса – ахейцы. Их цивилизация имела обширные контакты и с Египтом, и с восточным средиземноморьем, а это не возможно без морской торговли. После крушения дворцов более пятисот лет на море господствовали финикийцы.

В конце II – начале I тысячелетия финикийцы были связующим звеном между народами Средиземноморья и более развитыми районами Передней Азии. Главным образом эта связь выражалась в обмене природными ресурсами (рудой, лесом) с одной стороны и ремесленными изделиями с другой. Для обеспечения надежности этого обмена, а также для приобретения рабов, во многих местах по всему Средиземноморью финикийцами было основано множество колоний. В будущем некоторые из этих колоний потеряли зависимость от метрополий, основав собственные государства. Одной из таких колоний суждено было стать и Карфаген.

Карфагенская морская держава была достаточно сильным государством, имевшая сильнейший флот, обширную территорию и значительное влияние в Западном Средиземноморье. Войны Рима с Карфагеном явились тяжелым испытанием для римлян, и в них бывали моменты, когда римское государство было на краю гибели. Никогда больше вплоть до нашествия варваров римлянам не придется сталкиваться с врагом более опасным, чем Карфаген. Недаром Тит Ливий, римский историк, описавший войну Рима с Ганнибалом, писал: «Я буду писать о войне самой достопамятной из всех, которые когда-либо велись, войне которую карфагеняне вели против римского народа. Ведь никогда еще более мощные государства и народы не поднимали оружие друг против друга, и сами они никогда еще не достигали такой силы и могущества…»

Если культура античной и средневековой Европы была латинской, а не карфагенской, то произошло это прежде всего потому, что римляне сумели одолеть своего самого страшного противника, разгромить его и уничтожить.

1 . Возникновение карфагенской морской державы.

Самой главной областью финикийской колонизации была Северная Африка, где на территории современного Туниса было основано несколько городов и среди них Карфаген — по-финикийски «Карт-Хадашт», что озна­чает в переводе «Новый город», может быть, в противо­положность более древней колонии Утика.

Карфаген был основан в 825 — 823 годах вы­ходцами из финикийского города Тира. Благодаря удоб­ному географическому положению Карфаген рано стал крупным центром посреднической торговли, поддержи­вая тесные связи со странами Восточного Средиземно­морья, Эгейского бассейна, Италией и Тартессом.

В VIII веке положение финикийских колоний в Западном Средиземноморье сильно изменилось. Во-первых, захват Ассирией Кипра и Финикии отрезал их от метрополий, и те колонии, что раньше политически зависели от метрополий, стали самостоятельными государствами. Во-вторых, в это время началась великая греческая колонизация и греки, опираясь на ряд основанных ими колоний (Сиракузы, Наксос, Катана, Леонтины и другие), стали вытеснять финикийских купцов с западных рынков. В этих условиях была необходима сила, которая бы противодействовала грекам и защищала интересы финикиян.

Попытки создать эту силу предпринимались финикиянами неоднократно. Так в Сицилии финикийские колонии – Панорм, Солунт и Мотия – создали единое государство и заключили союз с элимами. По сообщению Павсания и Диодора, когда греки (выходцы из Книда и Родоса) в 580 году пытались обосноваться на землях этого государства, они были разгромлены союзным элимо-финикийским войском. Другим объединением такого рода был союз финикийских городов на юге пиренейского полуострова, существовавший в VII-VI веках. Никаких точных данных об этом союзе у историков нет, известно лишь то, что Гадес и некоторые другие города, входившие в этот союз, долгое время соперничали с Тартессом.

Видимо, примерно из такого же союза выросла и карфагенская держава. Первоначально это был союз Карфагена и Утики.

Карфаген в ранний период значения не играл. Но уже к началу VII века это крупный ремесленный и важный торговый центр, имеющий связи по всему Средиземноморью. Благоприятное географическое положение, рост его торговли вело к увеличению населения, в связи с чем создается новый городской район - Мегара и расширяется искусственная гавань – котон, путем постройки специальной гавани для военного флота.

Располагая значительными материальными и людскими ресурсами, Карфаген стал пытаться выйти за пределы северной Африки. Прежде всего, это проявилось в колонизации Питиусских островов и создание колонии Эбесс в 664 году. Эти районы традиционно находились под влиянием Тартесса, и появление здесь карфагенян означало начало борьбы Карфагена с Тартессом. В борьбе за господствующее положение в торговле оловом, серебром и золотом в середине или второй половине VII века Карфаген захватил Гадес, а затем постепенно подчинил себе остальные финикийские колонии на юге Пиренейском полуострове.

Второй этап в формировании карфагенской морской державы - это борьба против фокейского проникновения в западное Средиземноморье. Начало этому проникновению было положено в 600-м году основанием колонии Массалия в устье Родана. В VI веке фокейцы заключили союз с Тартессом. Попытки карфагенян противодействовать поначалу провалились (у Фукидида в книге I главе 13 есть упоминание о победах фокеян).

После прихода к власти Магона было проведено «упорядочение военного дела» - замена народного ополчения наёмниками. Тогда же был заключен союз с этрусками. Все это позволило переломить ситуацию. В битве при Алалии (537 год) карфагеняне и этруски разгромили фокейцев и заставили их покинуть Корсику. Видимо после разгрома фокейцев взялись за Тартесс. Он был разрушен вскоре после битвы при Алалии.

В Сицилии Карфаген для защиты интересов финикийских колоний вел войны в 60-50 годах под руководством Малха против тирана Акраганта и Гимеры Фаларида. Экспедиция Малха в Сицилию привела к закреплению, если не к созданию карфагенского господства в северо-западной части Сицилии.

Но поход Малха в Сардинию был неудачен – он потерпел поражение от сардов. Это осложнило дальнейшее проникновение Карфагена на Сардинии. Там Карфаген основал две колонии – Каларис и Сулх. В конце VI –начале V веков карфагеняне вели тяжелые войны с сардами. Об ожесточенности войн говорит запустение сардских поселений в конце VI – начале V века, в том числе и крупных как, например, Ангела Рей. Но окончательно сардов подчинить так и не удалось.

Объединение финикийских колоний в Африке источниками не освещается, но видимо здесь оно шло в борьбе с греками и ливийцами. С греками в этом районе велась длительная война между Киреной и Карфагеном, закончившаяся установлением границ в местечке Муктар на побережье Большого Сирта (VI). С ливийцами же карфагеняне вели войны на протяжении нескольких веков с переменным успехом. Только в V веке удалось создать подвластную Карфагену Ливийскую провинцию.

Таким образом, в создании карфагенской морской державы можно выделить два периода:

1) период создания локальных объединений финикийских городов.

2) Период развернутого наступления Карфагена в Испании, Сицилии и Сардинии.

Об организации и структуре возникшей державы точных данных нет. По договору Ганнибала с Филиппом V в составе карфагенской державы можно выделить следующие группы:

1) города имевшие те же законы и находившиеся под протекторатом Карфагена

2) так называемые «покорные территории»

3) Утика – древнейший союзник Карфагена.

2. Организация Карфагенского государства

2.1. Население

В самом тяжелом положении на землях, принадле­жавших Карфагену, были коренные жители Север­ной Африки — ливийцы. Для того чтобы удерживать их в повиновении, карфагенское правительство раз­делило свои ливийские владения на территориальные округа и подчинило их стратегам; оно ликвидирова­ло суверенитет местных общин, их самостоятельность не только в области внешней политики, но и в реше­нии вопросов внутренней жизни. Ливийцы платили Карфагену высокие налоги. Полибий следую­щим образом характеризует поведение пунийских властей на территории Ливии в период I Пунической войны: «Ведь во время предшествующей войны, пола­гая, что имеют благоприятный предлог, они жестоко властвовали над населением Ливии: от всех прочих плодов они собирали половину, установив городам также и двойные налоги по сравнению с прежним временем, не проявляя пощады к неимущим или снис­хождения во всем, что касалось взыскания податей. Они прославляли и почитали не тех военных прави­телей, которые относились к народу милостиво и че­ловеколюбиво, но тех, кто обеспечивал им наиболь­шие повинности и запасы, а с населением обращался самым жестоким образом». И далее он го­ворит о мужчинах — главах семей («мужья и отцы»), которых уводили под арест или в рабство за неупла­ту налогов и поборов. О жестокости пунийцев в Ли­вии сообщает и Диодор. Значительные по размерам и лучшие по качеству земельные массивы в долине р. Баграда, а также на средиземноморском побережье карфагеняне отобрали у ливийцев; эти зем­ли захватили пунийские аристократы и создали здесь свои виллы. Наконец, на территории Ливии карфагеняне проводили регулярные мобилизации рекрутов в свою армию. Положение в Ливии всегда было крайне напря­женным; время от времени здесь вспыхивали бунты, жестоко подавлявшиеся; враги карфагенян, высажи­ваясь на территории Северной Африки, всегда могли рассчитывать на дружественное отношение и прямую поддержку коренного населения.