Смекни!
smekni.com

Культурная революция на Смоленщине в 1920-30 годах (стр. 1 из 6)

Министерство образования РФ.

Муниципальная средняя школа №17.

реферат

Культурная революция

на Смоленщине

в 1920-1930г.

Работа

ученика 9 «Г» класса

Басова Сергея.

Учитель-консультант

Антонова Е.Г.

Смоленск 1999 г.

План.

I. Введение. (стр. 3)

II. Трудности и достижения первых лет культурной революции. (стр. 5)

1. Национализация культурных ценностей на Смоленщине. (стр. 5)

2. Проблемы образования. (стр. 6)

3. Создание ВАРНИТСО и его деятельность. (стр. 6)

4. Развитие театрального искусства на Смоленщине. (стр. 7)

5. Кино. (стр. 13)

6. Развитие радиовещания. (стр. 13)

7. Пресса. (стр. 14)

8. Пролеткульт. (стр. 15)

III. Культурная жизнь Смоленщины в 30-е годы. (стр. 16)

1. Открытие ряда институтов и университетов на Смоленщине. ( стр. 16)

2. Открытие и работа научно-исследовательских учреждений. (стр. 17)

3. Успехи образования. (стр. 17)

a) Программа всеобуча и семилетнего образования на Смоленщине. (стр. 17)

b) Увеличение преподавательских кадров. (стр. 18)

c) Укрепление и увеличение числа высших учебных заведений. (стр. 19)

4. Дальнейшее развитие театрального искусства и художественной

самодеятельности в 30-е годы. (стр. 20)

5. Литература и художественное искусство. (стр. 21)

6. Печать. (стр. 22)

IV. Репрессии. (стр. 22)

V. Итоги культурной революции. (стр. 24)

VI. Вывод. (стр. 25)

VII. Сноски. (стр. 26)

VIII. Приложение. (стр. 28)

IX. Литература. (стр. 38)

Я выбрал именно эту тему моего реферата, так как мне хотелось побольше узнать и изучить культурную жизнь Смоленщины в послереволюционный период. Почему именно Смоленщины? Потому что каждый человек должен знать и любить историю и культуру своего родного края, своей «малой родины» (Соколов- Микитов).

Революция 1917 года не только изменила политический строй страны, но и быт, мировоззрение людей. Не смотря на то, что это время, когда наша страна шла к строительству «светлого будущего, когда в стране был тоталитарный режим, и государство не соблюдало политические права граждан, но даже вмешивалось в частную жизнь человека, контролируя все сферы его жизни. Не смотря на всё это, мы всё равно не можем забывать и пропускать историю этого социалистического периода времени. Ведь без изучения прошлого не возможно изучение настоящего и будущего.

Много слухов ходят о тех временах. В силу того, что эта эпоха была столь противоречивой, люди 90-х часто впадают в те или иные крайности - то идеализируют 30-е, то сводят всё к репрессиям и страху. Поэтому мне хотелось узнать, узнать, что же было на самом деле в этот период времени, отметить как положительные, так и отрицательные стороны.

Мне интересно было узнать о творчестве смоленских писателей и поэтов, которые прославили не только Смоленский край, но и всю Россию. Выяснить, какие произведения были созданы ими в то время, и какие темы они отражали в них. Узнать, как быстро на Смоленщине развивался театр, кино, радиовещание, и какую информацию они пропагандировали. Какой в то время была пресса, и какая существовала на неё цензура. Мне так же было интересно узнать, какие театры были открыты в те года, и какие пьесы ставились на их сценах. В своих исследованиях я попытался выяснить отношение самих смолян к культуре, и какой вклад они внесли в её развитие,

стремились ли народ к образованию, и на сколько быстро проходило его приобщение к культуре. С помощью моих исследований я попытался узнать, как относились смоляне к культурным ценностям своего родного края. Коснулись ли массовые репрессии населения Смоленщины, и какой чёрной полосой отразились они в истории нашего края и как повлияла «пролетарская культура» на жизнь и быт смолян.

С 1921 г. партия стала проводить в жизнь новую эко­номическую политику. Был издан декрет о земле, который начал национализацию достояния иму­щих классов. Несколько позже общественной собственно­стью стали музеи, библиотеки, архивы, памятники искусства. Запрещался вывоз за границу любых культурных ценностей.

К лету 1919г. в губернии было национализировано 149 помещичьих имений, среди имущества которых было немало полотен известных художников, редких книг, изделий из фарфора, бронзы, серебра, золота. К сожалению, усадьбы часто варварски разграблялись крестьянами, в результате чего погибло много уникальных коллекции. Порой этому способствовали и решения местной власти. К примеру, Вяземский уездный отдел народного образования 8 августа 1918 г. постановил уничтожить картины, напоминавшие старое время. Подобные случаи не были типичными. Так, 24 июля 1918г. Смоленский городской Совет решил привлекать к суду лиц, разрушающих крепостную стену. Некоторые уездные исполкомы ввели должности хранителей памятников древности. В Рославле было организовано общество по изучению местного края.

На восстановление разрушенных полной промышленности, транспорта, сельского хозяйст­ва требовались огромные средства, и Советское прави­тельство вынуждено было ограничивать ассигнования на нужды народного образования и культуры. На пути школьного строительства сразу же встре­тились серьезные трудности. Не хватало средств, педагогических кадров, школьных помещений, учебного оборудования, почти не было тетрадей, чернил, перь­ев, карандашей и прочих ученических принадлежно­стей.

В создавшихся условиях местные Советы изыскива­ли различные источники для накопления средств на нуж­ды просвещения. На эти цели отчислялась часть средств, поступавших от самообложения, проводились «недели помощи школе», само население создавало бригады по ремонту и строительству школьных помещений и т.д. До войны в царской России по грамотности населения губерния занимала З6-е место, а из се почти 1,9 млн. жителей лишь 17,3% умели читать и писать. Вузов не было, а число учителей едва превышало 5 тыс. Для борьбы с невежеством масс 16 февраля 1918 г. был учрежден губернский комиссариат по просвеще­нию (вскоре такие органы возникли и в уездах). Организова­лись курсы «активного ликбеза», проводились переписи неграмотных, «недели просвещения», а кое-где даже создавались чрезвычайные комиссии для его осуществления.

Характерной чертой того времени была огромная тяга трудящихся к культуре, что выражалось в повсеместном создании просветительных кружков. Их члены ставили спектакли и организовывали вечеринки отдыха. Обычно в одном уезде таких обществ насчитывалось несколько десятков с числом членов от 12 до 150. К концу 1920 г. в крае имелось 749 культпросвет кружков, 196 Народных домов и свыше 40 клубов. В Смоленске 17 ноября 1918 г. открылась Народная консерватория. В некоторых уездных городах были созданы музыкальные школы.

Шире развертывалась работа и по ликвидации негра­мотности среди взрослого населения. В 1923 г. в стране было организовано под председательством М. И. Кали­нина общество «Долой неграмотность» (ОДН). Вскоре отделы этой организации появились во всех уездах Смо­ленской губернии. При их содействии к 1 мая 1925 г. ра­ботало 119 сетевых и 1053 несетевых пункта по ликвида­ции неграмотности. Причем к этому времени в губернии уже было обучено грамоте 14967 человек.

В первые годы нэпа в трудных условиях оказался и университет. Некоторое время студенты не получали государственной стипендии, и остро нуждавшимся оказы­вали материальную помощь различные кооперативные и общественные организации. К концу восстановительного периода университет снова был взят на государствен­ное обеспечение. Студентам стали выплачивать стипен­дии. Для создания своего подсобного хозяйства универ­ситету передали совхозы «Вонлярово» и «Семичевка», что позволило улучшить питание студентов и повысить продовольственные пайки преподавательскому составу.

В конце 20-х годов при университете открылся краеведческий научно-исследовательский институт, в задачу которого входило изучение производительных сил обла­сти, истории и природы своего края.

В 1927 г. по инициативе передовых ученых страны в СССР создается Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому стро­ительству (ВАРНИТСО), которая должна была пропа­гандировать и распространять среди трудящихся дости­жения науки и техники, сближать науку с производст­вом, с практикой социалистического строительства, вне­дрять научные открытия и технические достижения в производство. Ученые Западной области в 1928 г. откры­ли в Смоленске отделение ВАРНИТСО, которое объеди­нило профессоров и научных работников университета, а также ряд других специалистов города и области. Открывались средние специальные учебные заведения — педагогические, сельскохозяйственные, медицин­ские и др.

Яркой чертой культурной жизни тех лет был расцвет театрального дела. Если до Октября о крестьянских театрах в России и помину не было, то через три года их насчитыва­лось 3 тысячи. «Деревня сейчас вся охвачена театральным строительством», - отмечали «Известия Гжатского Совета» осенью 1919г. К концу гражданской воины на каждую волость в губернии приходилось по 2-3 любительские труппы, а из уездных городов они имелись в Вязьме, Дорогобуже. Ельне, Духовщине и Ярцеве. Репертуар постановок был очень широкий - от «Гамлета» и «Ревизора» до водевилей.

В Смоленске первым советским театром стал Художест­венный передвижной театр Западной области, открывшийся летом 1918 г. Особой популярностью он не пользовался, рядовому зрителю были малопонятны его спектакли в стиле новых веяний. 27 декабря 1919г. начал свою работу Пролетарски государственный театр (в нем ставились и оперы). В самом конце 1920 г. был создан Театр производст­венной пропаганды - в то время один из лучших в стране театр революционной сатиры.

Октябрьская социалистическая революция широко распахнула перед трудящимися Смоленщины двери в мир искусства. Бурное развитие получило по­всеместно на Смоленщине самодеятельное драматиче­ское искусство. Любительские драматические кружки появились в школах, учреждениях, на промышленных предприятиях, в красноармейских частях, при сельских и городских клубах, красных уголках и т. д. К 1920-году по Смоленской губернии насчитывалось 758 всевозмож­ных кружков, зажимавшихся самодеятельным театраль­ным искусством. В деревнях застрельщиками драмати­ческой самодеятельности чаще всего выступали учите­ля. Кое-где инициативу в этом культурном начинании проявляли профессиональные актеры разной степени одаренности и добросовестности, бежавшие из Москвы и Петрограда от голода, холода и безработицы. Да и не только они. В 1918 году дядя будущего первого космо­навта мира Ю. А. Гагарина (брат его матери) рабочий Путиловского завода Сергей Тимофеевич Матвеев, при­ехав на родину в Гжатский уезд, организовал в селе Во­робьеве любительскую труппу из 10 девушек и 20 пар­ней. Труппа ставила спектакли и показывала их в окрестных селах и деревнях. Просуществовала она до 1920 года.