Смекни!
smekni.com

Реформация в Европе (стр. 1 из 9)

МПС РФ

СГУПС

Кафедра Истории и Политологии

Курсовая работа

Тема: Реформация в Европе

Выполнил: студент второго курса

Гусев А. О.

Факультет МЭиП, группа СКС-211

Проверил: Кандидат исторических

наук Балахнина М.В.

Новосибирск 2002

Содержание:

- Введение. -3-

- Католическая церковь в 14-15вв. и причины

Реформации. -5-

- Начало Реформации. -8-

- Протестантская церковь. -11-

- Радикальная реформация. -15-

- Народная Реформация и секта анабаптистов. -16-

- Крестьянская война в Германии 1524-1525гг. -17-

- Кальвин и кальвинисты. -22-

- Реформация в Англии. -24-

- Реформация в Нидерландах. -26-

- Лидеры Реформации. -29-

- Контрреформация. Религиозные войны. -32-

- «Общество Иисуса» и иезуиты. -41-

- Заключение. -42-

Введение.

Актуальность.

Реформация (латинское «преобразование») - общепринятое обозначение общественно – религиозного движения начала 16в., охватившего почти всю Европу. Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции, воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав основы буржуазной морали, религии, философии, идеологию гражданского общества, заложив исходные принципы взаимоотношений индивида, группы и социума. Реформация стала духовным ответом на кризис, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией 16в.

Хотя явление Реформации оставило огромный отпечаток в мировой истории и носило глобальный, общеевропейский, характер, не многие современные люди интересуются Реформационным движением в Европе, а некоторые даже не знают что это такое! Конечно, 16в. и современность разделяет огромная пропасть, но не смотря на неё, Реформация протянула свои корни из глубины веков к каждому из нас. Она во многом воспитала основы деятельной, активной личности, а также сегодняшнее отношение к религиозной вере и труду.

Кроме того религия по-прежнему занимает значительное место в нашей жизни, а вместе с развитием общества неизбежными становятся религиозные реформы, поэтому было бы опрометчивым забыть опыт предков, приобретенный столь дорогой ценой.

Историография Реформации.

Западная историография посвятила Реформации огромную литературу. Историей Реформации занимаются многие общества по истории религии и церкви, а также специальные общества по истории Реформации в Германии и США, на нескольких языках издается специальный журнал «Archiv fur Reformationsgeschichte». Наибольшее внимание западных исследователей привлекает Реформация в Германии (точнее – исследование теологии М. Лютера), кальвинизм, христианский гуманизм (особенно Эразм Роттердамский). Наблюдается большой интерес к народным течениям реформации, в частности к анабаптизму.

Но для западной историографии до 20в. пресуще то, что большое внимание направляется на исследование теологических проблем. Другое направление, особенно характерное для немецкой протестантской историографии и восходящее к Л.Ранке, связывает Реформацию с историей государства, в западно-германской историографии 20в. крупнейший представитель – Г.Риттер. Многие представители этого направления именно Реформацию провозглашают началом эпохи новой истории.

Наконец в начале 20в. в западной науке возникло направ-ление, которое устанавливает связь между Реформацией и социальными изменениями эпохи. Религиозно-социологическая теория М. Вебера о роли протестантской (прежде всего кальвинистской) этики в формировании «духа капитализма» вызвала в науке интенсивную полемику. Связь Реформации с общим социально-экономическим развитием эпохи подчеркивается в работах таких по существу разных исследователей, как немецкий теолог Э.Трёльч, французский историк А.Озе, английский историк Р.Тоуни.

Марксистская историография в общих оценках Реформации отталкивается от характеристики, данной основоположниками марксизма, увидевших во всей совокупности социальных движений её первый акт европейской буржуазной революции. При этом наиболее интенсивно изучается народная Реформация в Германии, частично Нидерландах, Польше.

Современные иследователи все же склонны рассматривать Реформацию как религиозно-социальное движение, а не как «неудавшуюся буржуазную революцию».

Источники.

Процесс Реформации сегодня изучен достаточно хорошо, что обусловлено обилием источников и сведений, расказывающих о том периоде.

К ним относятся множество документов того времени, такие как Нантский эдикт 1598г. или письмо М. Лютера « К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» 1520г., «Индекс запрещенных книг», изданный папой римским Павлом 3.

Многочисленные труды лидеров Реформации (Ж.Кальвин - «Наставления в христианской вере» и комментарии к Библии, М.Лютер - тезисы, перевод Библии на немецкий язык и литургические тексты ) и католических теологов.

Кроме того до нас дошли литературные произведения: Эразм Роттердамский «Похвала глупости», «Божественная комедия» великого Данте.

Также в число письменных памятников Реформации входят исторические хроники, в том числе католической церкви.

Конечно представления о том времени были бы не полными без материальных источников из которых мы имеем представление о скромности протестантских церквей и богатстве католических.

Католическая церковь в 14-15вв и причины Реформации.

Призыв к реформе был обусловлен множеством причин. В 14 – начале 15в. Европа переживала ряд серьезных внутренних потрясений. Начавшаяся в 1347г. эпидемия чумы унесла треть населения Европы. Из-за столетней войны и серии конфликтов между Англией и Францией (1337-1443) большой поток энергии оказался направленным на военные предприятия. Церковная иерархия погрязла в собственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики. Папство вступило в альянс с Францией и переместилось в Авиньон, который оставался его центром с 1309г. до 1377г. В конце этого периода кардиналы, пристрастия которых разделились между Францией и Италией, избрали одного папу в апреле, а другого – в сентябре 1377г.

Великая европейская схизма в папстве сохранилась в период правления нескольких пап. Это положение усложнилось в следствие решения Пизанского собора, который, объявив двух пап еретиками, избрал третьего. Лишь Констанцскому собору (1414-1417гг.) удалось положить конец схизме. Подобные трудности, переживаемые папством, считавшимся центральной осью христианства, означали глубокую нестабильность в Европе.

Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, государственные институты и государственную власть. Эти притензии католической церкви вызвали недовольство даже среди крупных светских феодалов. Еще больше чувствовалась неудовлетворенность политическими притензиями церкви с ее пропагандой презрения к светской жизни в среде жителей развивающихся и богатеющих городрв.

В то же время начало Ренессанса породило новое видение человека в литературе и искусстве. Возрождение интереса к человеческим эмоциям, форме, различным отраслям человеческого разума, зачастую следование древнегреческим образцам явилось источником вдохновения в различных областях творчества и заключало в себе вызов традициям средневековья.

В конце 14 – 15 веке стали заметны признаки упадка католической церкви. В «Атласе христианской Церкви» Имон Даффи перечисляет некоторые из этих признаков:

1. Коррупция и неравенство.

Из :70 европейских епископатов 300 находились в Италии; в Германии и Центральной Европе было лишь 90 епископатов. Епископ Винчестерский получал 1200 флоринов; епископ Росса в Ирландии получал 33 флорина

2. Необразованное приходское духовенство.

Многие священники были неофициально женаты и бедствовали.

«Внебрачное сожительство получило широкое распространение. Бедствующий священник, отец нескольких детей, по воскресеньям читал невразумитель-ную проповедь, а остальные дни работал с семьей на своем земельном наделе. Такая картина была характерна для всей Европы.»

3. Упадок монашества.

«Многие монастыри пользовались открыто скандальной репутацией. Численность послушников повсеместно сокращалась, и горстки монахов жили в роскоши на средства, предназначенные для существования сотен людей. Сексуальная распущенность не была чем-то необычайным.»

Но были и положительные моменты:

1. Реформаторские группы.

Они существовали во всех религиозных орденах. Некоторые епископы практиковали созерцательное благочестие, основанное на Евангелие. Это движение (Devotio Moderna, «Современная набожность») нашло классическое выражение в труде «Подражание Христу» Фомы Кемпийского (1380-1471).

2. Проповедь.

Проповедь была очень популярна, и службы, проводимые доминиканскими или францисканскими братьями, привлекали большое число людей.

3. Сильный общинный элемент среди мирян.

Каждый приход имел по меньшей мере одно «братство» : религиозное сообщество мирских людей. В Европе, особенно в Италии, эти братства занимались благотвори-тельностью: помощь умирающим, больным и заключен-ным. Они организовывали приюты для сирот и госпитали.