Смекни!
smekni.com

Русско-иранские отношения (век 20 и современность) (стр. 1 из 4)

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

Русско-иранские отношения

( век XX и современность).

Выполнил: Магомедов Г.Г.

Москва 2003 г.

Содержание

Стр.

Введение. ……….………………………………………………………... 3

Глава I: Россия и Иран в XX веке. ……………………………………… 4

Глава II: РФ – ИРИ. Политический диалог: 1999-2000гг. ……………. 14

Заключение. ……………………………………………………………… 19

Список использованной литературы. …………………………………... 20

ВВЕДЕНИЕ

2.12.1954 г. в Тегеране было подписано соглашение между СССР и Ираном об урегулировании финансовых и пограничных вопросов. Оно положило конец спорам между двумя соседними государствами, длившимся на протяжении свыше 100 лет. Оно положило конец, в частности, ежедневной дипломатической переписке, которой занимались МИД Ирана и МИД СССР, с объяснениями причин, почему советская корова зашла на иранскую территорию или почему иранский крестьянин пас овец на советской территории.

Однако, если оценивать советско-иранские отношения в целом, то можно сказать, что тенденция на улучшение отношений Ирана с Советским Союзом в тот период носила скорее специфически-спекулятивный, временный характер. Это отчетливо проявилось в декабре 1958 – феврале 1959 г., когда между Ираном и Советским Союзом по инициативе Ирана велись переговоры о заключении договора о дружбе и ненападении сроком на 20 лет. Тогда в ходе переговоров иранцы потребовали внести в текст советско-иранского договора дополнения, санкционирующие обязательства Ирана, вытекающие из его участия в агрессивном Багдадском пакте. СССР отказался от подписания пакта.

Срыв этих переговоров и последующее за ними заключение Ираном 5 марта 1959 г. агрессивного ирано-американского двустороннего военного соглашения открыло период наибольшего обострения в советско-иранских отношениях.

Генерал и сенатор Джаханбани, в то время председатель Иранского общества культурной связи с СССР, 10 лет спустя после этих событий, в 1969 г. говорил автору данного сообщения о том периоде, что ирано-советские отношения висели на волоске от разрыва и что только его совет шаху о том, что «с врагом надо быть на близком расстоянии», удержали шаха от разрыва дипломатических отношений Ирана с СССР.

Началом новой тенденции к переходу к более гибкому политическому лавированию между Востоком и Западом и установлению экономического сотрудничества Ирана с СССР и другими странами социалистической системы хронологически можно считать осень 1962 г. 15 сентября иранское правительство заверило советское правительство в том, что Иран не предоставит никакому иностранному государству права иметь ракетные базы всех видов на территории страны и не допустит, чтобы Иран стал средством агрессии против Советского Союза.

Глава I

Россия и Иран в XX веке.

Первая мировая война возникла летом 1914 г. между двумя союзами государств – Англии, Франции и России и Германии, Австро-Венгрии и Турции. Причиной возникновения войны явилось крайнее обострение противоречий в ходе борьбы за сферы влияния, источники сырья, за мировое господство

Иран формально не был вовлечен в войну, начавшуюся 1 августа 1914 г. 1 ноября 1914 г. иранское правительство официально объявило о нейтралитете. Тем не менее почти с самого начала и на протяжении всей первой мировой войны территория Ирана явилась плацдармом военных действий воюющих держав – Англии и России, с одной стороны, Германии и Турции – с другой[1].

В конце ноября 1914 г. турецкие войска, угрожая русскому Закавказью, вторглись в Иранский Азербайджан и заняли его западные районы. 14 ноября турецкая армия занял Табриз. В ответ на эти действия германо-турецкого блока в конце января 1915 г. русские войска начали наступление против турецких войск и иранском Азербайджане. 31 января 1915 г. ими был занят Табриз. Одновременно с русскими войсками в юго-западную нефтеносную область Ирана были введены новые английские войска.

Экономическое и политическое закабаление Ирана, оккупация части его территории английскими и царскими войсками, соглашение о разделе Ирана на сферы влияния – все это усилило антианглийские и антирусские настроения в Иране. В этих условиях Германия, воевавшая против Англии и царской России. Германия выступала в Иране под флагом «третьей силы», не имевшей якобы никаких колониальных интересов. «Симпатии населения» Ирана к немецкому проникновению в страну являлись следствием умело поставленной немецкой пропаганды, которая с началом войны изображала Германию «защитницей и спасительницей» мусульманства от Англии и России[2].

Особенно широко развернулась деятельность немцев в Иране в 1915 г. в Бендер-Бушире, Ширазе, Керманшахе, Исфахане, Йезде и Кермане. Германии удалось привлечь на свою сторону многих депутатов иранского меджлиса. Правительство и меджлис высказались за поддержку германо-австро-турецкого блока.

В результате к 1917 г. Иран был оккупирован почти полностью: весь север страны вплоть до Исфахана – царской Россией, южный Иран – Англией; Турки оккупировали часть западных районов, включая Хамадан. В Тегеране был сформирован новый кабинет министров из сторонников Англии и России.

Начатый Советским правительством вывод русских войск из Ирана, после заключения с немцами Брест-Литовского перемирия, завершился 23 марта 1918 г.; их позиции тут же занимали английские войска. 9 августа 1919 г. иранское правительство Восуга од-Доуле подписало англо-иранское соглашение, которое превращало Иран в английский протекторат. Вскоре советское правительство – 28.08.1919 г. – опубликовало обращение «К рабочим и крестьянам Персии», в котором заявило, что не признает англо-иранского договора, осуществляющего порабощение иранского народа.

В ноябре 1920 г. в Москву прибыл чрезвычайный посол Ирана Мошавар оль-Мамалюк. В результате состоявшихся советско-иранских переговоров 26.02.1921г. в Москве был подписан советско-иранский договор первый равноправный договор, заключенный Ираном после векового господства капитуляционного режима в стране. В этом договоре был зафиксирован отказ Советской России от всего, чем владела царская Россия в Иране. Советско-иранский договор был не просто равноправным договором: он создавал благоприятные условия для укрепления экономической и политической независимости и самостоятельного развития Ирана. Он способствовал провалу кабального для Ирана англо-иранского соглашения 1919 г. и освобождению страны от английской оккупации. Вместе с тем он препятствовал использованию территории Ирана в будущем для нападения на Советскую Россию: статья 6-я договора предусматривала ввод советских войск в Иран в случае, если друге страны будут «превращать Иран в базу для военных выступлений против России» и если правительство Ирана будет не в состоянии предупредить эту опасность.

Известие о подписании советско-иранского договора с радостью было встречено иранской общественностью. Многие видные государственные деятели Ирана приветствовали заключение договора с Советской Россией, в том числе и военный министр Ирана Реза-хан (будущий шах Ирана).

Советско-иранский договор явился серьезным ударом по политике колониальных держав на Востоке. Американский журнал «Нейшн» 3.06.1921 г. писал: «Россия пожинает теперь в Персии плоды ее политики самопожертвования, ибо она отказалась от всего – от концессий, дорог, телеграфов, банков, не прося ни пенса вознаграждения за убытки…».

Не представляя себе возможность таких договоров, американские авторы называли договор Советской России с Ираном «удивительным документом».

Почти в тот день, когда в Москве был подписан советско-иранский договор 1921 г., в Тегеране был совершен государственный переворот: в ночь на 21 февраля 1921 г. передовые подразделения отряда полковника Реза-хана овладели столицей. 1 марта 1921 г. Сеид Зия ад-Дин сформировал правительство, а Реза-хан указом Ахмед-шаха получил титул «Сардар сепах» («Военачальник») и назначение командиром казачьей дивизии, наиболее боеспособной воинской частью среди вооруженных сил Ирана. В правительство Реза-хан вошел в качестве военного министра при сохранении командования казачьей дивизией. С тех пор во всех правительствах, создаваемых после государственного переворота – сначала Сеид Зия эд-Дином, затем Кавамом ос-Салтане, Мошир эд-Доуле и снова Кавамом, а затем Мостоуфи оль-Мамалеком и Мошир од-Доуле, - Реза-хан постоянно оставался военным министром.

На протяжении ряда последующих лет культ Реза-шаха все более разрастался и достиг к концу 30-х годов небывалых размеров. Реза-шах был убежден, что любые перемены должны исходить только от него[3].

Осуществлявшиеся Реза-шахом экономическая модернизация и социальные программы были рассчитаны на то, чтобы «обеспечить безопасность власти, на вершине монархии которой находился шах»[4].

Развитие национальной промышленности Ирана началось лишь с 30-х годов. Всего к 1941 г. в Иране насчитывалось около 400 фабрик и заводов. Численность промышленных рабочих (не считая нефтяного сектора) утроилось между 1931 и 1941 г. К концу правления Реза-шаха в стране насчитывалось от 500 до 700 тыс. рабочих[5].

Советский Союз оказал значительную помощь Ирану в промышленном строительстве. При помощи СССР в Иране были построены несколько элеваторов, в том числе самый крупный тегеранский элеватор, мельничный комбинат в Тегеране, несколько рисоочистительных заводов и др. предприятий. В 1924 г. в Иране были созданы Русско-персидский коммерческий банк («Русперс»), русско-персидское торговое общество («Рупето»), русско-персидское хлопковое товарищество («Персхлопок»), русско-персидское импортно-экспортное общество («Шарк»). Но если в 20-е годы Реза-шах придерживался добрососедских отношений с СССР, что способствовало укреплению экономической и политической самостоятельности Ирана, то к концу 30-х годов Реза-шах начал проявлять враждебное отношение к СССР. В стране усилилась антисоветская пропаганда. Все не только советское, но и вообще русское жестоко преследовалось. Свертывалась советско-иранская торговля, закрывались ранее смешанные советско-иранские общества. Люди, которые обвинялись в связях с советскими организациями (обществ «Шарк», «Бюро Перс», «Персхлопок» и др.), рассматривались как русские агенты и подвергались суровым репрессиям. Людям, знавшим русский язык, разговаривать по-русски не разрешалось. В 1938 г. Реза-шах отказался подписать новый торговый договор с СССР, что привело к резкому сокращению советско-иранской торговли, на долю которой в 1938 г. приходилось 38 % всего внешнеторгового оборота.