Смекни!
smekni.com

Средневековый религиозный дуализм (стр. 1 из 17)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО

МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ

ВВЕДЕНСКИЙ ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ДУАЛИЗМ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент

Прохоров Андрей Аркадьевич

Допущено к защите

15 мая 2003 года

Зав. кафедрой истории

древнего мира и средних веков

профессор В. А. Федосик

Минск 2003

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3

Глава 1. Гностицизм 9

а) Свидетельства христианских авторов 10

б) Сочинения гностиков 35

Глава 2. Религиозный дуализм 7-13 вв. 44

а) павликиане и богомилы 44

б) альбигойцы 46

Глава 3. Причины и последствия распространения

средневекового религиозного дуализма 52

Заключение 61

Библиография 62

ВВЕДЕНИЕ

Гностицизм и родственные ему течения религиозно-философской мысли на протяжении веков вызывали горячий интерес самых разных людей, и по сей день не перестают появляться посвященные этой теме научные и научно-популярные работы, причем авторы этих работ в своих мнениях и сейчас далеки от согласия. Нет согласия даже в таком важном вопросе, как проблема того, что же все-таки является общим для всех этих многочисленных учений. Ситуация странная: с тем, что тысячи гностиков из разных сект и веков, ведомые разными «учителями», представляли собой единое течение, вроде бы все согласны. Но что же тогда их всех объединяет? И здесь начинается полная разноголосица.

Кроме того, нужно отметить, что проблема эта, проблема гностического мировосприятия и сейчас остается актуальной – в противном случае она могла бы заинтересовать лишь ученых-специалистов по истории религии, а не провоцировать на протяжении веков ожесточенные споры. Более того, гностические исследования выделились в настоящее время в совершенно самостоятельную область исследования, со своей методологией и даже профессиональной этикой. Примечательно также, что в определенных интеллектуальных кругах в настоящее время возник «нео-гностицизм». Проходят гностические службы и проводятся собрания, на которых читается гностическая сокровенная литература, поются гимны, прослушиваются публичные лекции-проповеди, которые читают известные ученые. Но чем гностицизм может быть интересен сейчас, в новом тысячелетии? Почему он и сейчас актуален? Это еще один вопрос, на который нам предстоит ответить.

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, мы рассмотрим то, что писали о гностиках и их наследниках христианские авторы и неоплатоники, проанализируем некоторые из сохранившихся священных книг гностиков, предварив их кратким рассказом о времени и месте их написания и распространения, а также об условиях существования людей, для которых эти книги были руководством жизни, и в конце попробуем выделить главные черты учения гностиков и гностического мировоззрения.

По истории гностицизма главные источники таковы. Во-первых, это сведения, которые сообщают нам о гностиках христианские апологеты. Наиболее авторитетное собрание ересей принадлежит перу Иринея, епископа Лионского (около 150-200). Этот трактат, озаглавленный «Развенчание и опровержение того, что ложно зовется гносисом», полностью сохранился только в латинском переводе (озаглавленный более кратко: «Против ересей – Adversus Haereses»). Греческий текст частично восстанавливается по цитатам и компиляциям более поздних ересиологов, прежде всего Епифания и Теодорета. Кроме латинского перевода, существуют фрагментарные средневековые переводы на сирийский и армянский языки. К счастью греческий текст первой и наиболее важной книги трактата может быть почти полностью восстановлен по этим позднейшим компиляциям. Ириней утверждает, что он основывает свое изложение на подлинных текстах и устных сообщениях, что может быть правдой. Вполне вероятно, что более ранний труд – Синтагма Юстина – был им также использован.1

Теологический трактат Опровержение всех ересей (Elenchos или Refutatio omnium haeresium), авторство которого приписывается Ипполиту Римскому (около 170–235), принадлежит к той же ересиологической традиции, что и труд Иринея. Это произведение, озаглавленное (вероятно, на основании содержания первой книги) Philosophoumena долгое время приписывалось Оригену. Впоследствии текст был утерян и переоткрыт только в 1841 г. Вопрос о том, был ли римский епископ начала третьего века автором этого труда до настоящего времени, строго говоря, открыт. Большинство исследователей просто соглашаются с авторством Ипполита, не выдвигая никаких дополнительных аргументов. Однако вопрос об авторстве, интересный сам по себе, не очень важен для наших целей, и поэтому может быть пока оставлен.

Труд Ипполита состоит из десяти книг (из которых сохранилось восемь), и делится на три части. Книги 1 и 4 описывают дохристианские «ереси» философов, астрологов, магов и т.д. Книги 5–9 посвящены христианским «ересям» и включают в себя описание более тридцати гностических систем. Последняя книга, называемая Syntagma (или Epitome), представляет собой краткую сводку «всех ересей» и является, по сути, независимым произведением. 2

Еще одно описание гносиса Валентина, именно, Извлечения из Теодота и так называемой восточной школы времен Валентина (Excerpta ex Theodoto), принадлежит перу Климента Александрийского (около 150-215). Это весьма примечательное собрание высказываний некоего Теодота и других валентиниан, сопровождаемое комментариями Климента, частично восходит к тому же источнику, что и вторая часть описания системы валентиниан у Иринея.

Извлечения из Теодота представляют собой собрание свидетельств о гносисе Валентина во многих отношениях уникальное. Свидетельства эти, вместе с многочисленными выдержками из валентиниан, которые содержатся в других произведениях Климента, вместе составляют довольно пеструю и интересную картину, не лишенную, однако, противоречивых черт. Проблема заключается также в том, что источники Климента неизвестны, многие его свидетельства уникальны и, как следствие, не могут быть проверены на основании других текстов. Новые находки валентинианских текстов на коптском языке, как отмечают исследователи, скорее запутали и осложнили проблему, нежели прояснили ее. На этом фоне старое и хорошо известное не только не утрачивает своего значения, но и приобретает новый смысл, поскольку служит как бы пробным камнем, давая возможность понять и оценить смысл и содержание вновь найденных документов и поместить их в культурный контекст, который более или менее известен. Свидетельства Климента в этой связи, будучи информацией из первых рук, неоценимы.1

Другим ценным источником стал еще один трактат Климента трактат, «Строматы или Гностические заметки для памяти об истинной философии». Он посвящен изложению учения о христианском знании, которое он называет истинным гносисом. Ясно, что ложному гносису уделяется в этой связи значительное внимание. Фактически, понятие «истинного» выкристаллизовывается в Строматах в сравнении с ложными аберрациями и искажениями, присущими «ложному» гносису. О гностиках Климент говорит постоянно. Он приводит обширные сведения о гностицизме, прежде всего о Валентине, Василиде и Исидоре, карпократианах.2

Последним большим сводом «всех ересей» является Panarion епископа саламского (на Кипре) Епифания (около 315 – 403). Этот автор лично общался с гностиками. Основную часть трактата составляют буквальные и очень пространные выдержки из трудов его предшественников. Однако время от времени к ним добавляются новые сведения, ранее неизвестные, типа упомянутого выше описания его общения с гностиками. Среди немногих новых гностических текстов, которые также включены Епифанием в его труд, находится Послание Флоре Птолемея.3

Помимо свидетельств христианских писателей, мы располагаем критикой на гностиков представителей философской школы неоплатоников. Плотин посвятил этому свой единственный полемический трактат «Против гностиков» и завещал своим ученикам продолжить борьбу с ними. Трактат Плотина «Против гностиков» состоит из 18 небольших глав, в которых он развивает свою аргументацию. Плотин половину своей работы тратит на разоблачение формальных нестыковок и нелогичностей в построениях гностиков. Впрочем, вполне в духе того времени, завершается этот научный труд градом обвинений в адрес оппонентов.4

Богатые материалы для исследования трудов самих гностиков предоставила ученым знаменитая находка гностической библиотеки на коптском языке, сделанная на месте древнего Хенобоскиона в Верхнем Египте. В III - IV вв. христианские группы, жившие в этом районе, собрали свои "священные" книги, отражавшие основные положения их учения и наиболее ими чтимые. Мы для наших целей отобрали три сочинения из этой библиотеки: Евангелие Истины, которое, по мнению ученых, мог написать Валентин или его ученики; Евангелие Филиппа, объемный трактат-поучение посвященным; и Толкование о Душе, приписываемое Симону Магу.

Для исследования позднейших дуалистических верований, мы воспользовались: трактатом «Осуждение и опровержение ереси манихеев, называемых также павликианами, начертанная для архиепископа Болгарии», написанным Петром Сицилийским, священником, посетившим во второй половине 9 века павликианские области Армении; трудом болгарского священника Козьмы Пресвитера«Беседа о возникновении и сущности богомильства, о деятельности богомильских проповедников» и «Синодиком болгарской церкви о Соборе 1211 г. против богомилов»; а также «Тайной Книгой», являвшейся священной книгой катаров.

Гностицизм и родственные ему религиозные течения неоднократно становились объектом изучения ученых. Отметим те из них, которые написаны или же переведены и опубликованы на русском языке.