Смекни!
smekni.com

Культура Украины в I половине XIX столетия (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по истории Украины на тему:

«КУЛЬТУРА УКРАИНЫ В I ПОЛОВИНЕ XIXСТОЛЕТИЯ»

студентки 1-го курса

заочного отделения

группы «А»

ПЕТРАСЮК ОКСАНЫ

Донецк – 2001

ПЛАН

Глава 1. Культурное возрождение Украины в начале XIX века в западно-украинских землях.

Глава 2. Культурное возрождение Украины в начале XIX века в Российской империи.

Глава 3. Новые направления в образовании, искусстве, архитектуре.


Глава 1. Культурное возрождение Украины в начале ХIХ веке в западно-украинских землях.

В это время украинский этнос на западно-украинских землях представляло большей частью крестьянство. Оно сохраняло родной язык и этнический характер традиционно-бытовой культуры, проявляло себя и активной общественной силой. Многочисленные выступления против повинностей носили вооруженный, антигосударственный характер. Такими же были и массовые бегства крестьян, и подпалы господских имений, да и крестьянские волнения, которые не раз вспыхивали с небывалой силой в разных местностях Восточной Галиции, Северной Буковины, Закарпатья.

Они подавлялись только с помощью военных частей и специальных карательных отрядов. А судебные процессы сельских и городских обществ с помещиками, коллективные жалобы в административные органы свидетельствовали не только о тяжелой доле народа, но и про гибкость системы, которая принимала конституцию и пробовала управлять законом.

Существенным было то, что в процессе борьбы росла и развивалась солидарность трудового селянства, как внутри общин, так и между ними, вырастали сознательные крестьянские ватажки. Особенно страшным был тот дух непокорности, который жил в душе народа.

Отношение народа к власти находило проявление и в его устном поэтическом творчестве. Вопреки официальной политике, галичские, буковинские, закарпатские крестьяне своей традиционной культурой и самоназванием “русин”, “руснак” удостоверяли чувство духовной связи со всем украинским народом. Этим отрицается утверждение современного польского исследователя Яна Козика о том, что люди Галиции в первой половине ХІХ века не имел национального сознания. (1)

Очевидно, что социальная активность и антифеодальная направленность народа влияла на формирование общественной мысли на западно-украинских землях. Понятно, что украинское панство и церковная греко-католическая иерархия этому расположению духа сочувствия не вызвали. Однако, и они не могли не призадуматься над тем, что ассимиляция украинцев, возрождение самобытности, культуры – это потеря грунта под собственными ногами. Это понимало низшее духовенство, которое повседневно сталкивалось с простонародьем.

Уже в конце ХVІІІ века здесь поднимались вопросы о необходимости обучения на родном языке. А в 1816г. в Перемышли возникло общество с целью подготовки книжек для народа образовательного и религиозного содержания. Там же для подготовки сельских учителей в 1818г. была основана дьяко-учительская школа. Но этой работе совершали всяческие препятствия официальные власти и в особенности отчаянное сопротивление - помещики. Они отдавали в рекруты дьяков-учителей, совершали расправу над крестьянами, которые поддерживали школу и посылали в нее своих детей.

На интерес жизнью народа, его образованием, традиционно-бытовой культурой имели влияние идеи просвещения, наполеоновской войны, революционное польское движение, пропагандированные романтизмом постулаты народности, интенсивное развертывание народоведческой робот в славянских странах.

Отголосок всех этих событий, идейных тенденций достигал и западно-украинских земель. Это отразилось на характере мышления и деятельности определенной части интеллигенции. Именно на это указывает Я. Головацкий в письме к Осипу Бодянскому в ноябре 1844г. Он говорит про обстоятельства зарождения народоведческого движения в Галиции: «Ні геній не пробудив здрімалу народність, ні жодне важке проісшествіє не потрясло народом, хіба грім, котрий у сусідстві загремів або приклад других словенських народів прочумав і нас» (2)

Пример культурного самоутверждения славянских народов послужил, в частности, толчком к научному исследованию украинского языка, написанию его грамматики, складыванию словарей. Такая работа уже довольно широкого разворачивалась в 20-х годах ХІХ века. Ее результатом были филологические работы Ивана Могильницкого и огромный, на то время, шеститомный словарь Ивана Лавривского, чистовая рукопись которого датирована 1826г.

Польские и австрийские члены правительства считали непригодной к употреблению украинский язык в народных школах, так как она есть “необразованным наречием” русского или польского языка. (3) Ведь И. Могильницкий в своем трактате “Сведение о русском языке” с научной аргументацией показал историческую глубину и самобытность украинского языка, его общность для населения всей Украины, пригодность для литературного употребления. В связи с этим ученый рассматривает Восточную Галицию как “знакомиту часть Малой Руси”, определяет равноправие украинского языка в семье славянских языков, трактует язык как одну из важнейших признаков народа. (4)

Положительно сказалась в Галиции деятельность Зориана Доленги-Ходаковского, его народоведческие странствия по этому краю, его знаменитая статья “О Славянщине перед христианством”, напечатанная в Кременце в 1818г. Высокая оценка им произведений устной народной поэзии оказывала содействие усилению внимания в Галиции к фольклору. (5)

В 1822-1823гг. На страницах двух выпусков альманаха “Львовский пилигрим” впервые в Галиции были напечатаны подборка украинских и польских песен, статьи про народные песни, написанные профессором Львовского университета Карлом Гютнером и будущим галичским историком Денисом Зубрицким.

Отдельные представители западно-украинской интеллигенции обнаружили живой интерес к развитию новой украинской литературы на Приднепровье, к русской литературе и науки, поддерживали личные связи со славянскими деятелями науки и культуры.

В начале 30-х годов возникает кружок “Русская троица”, который был создан М. Шашкевичем, И. Вагилевичем и Я. Головацким. Организатором кружка был М. Шашкевич, который не был равнодушным к народной поэзии. Он принес живой интерес к ней и в муры львовской семинарии, в которую вступил в 1829г. Во Львове он стал одним из участников общего собирательного фольклорного движения 20-30-х годов. Уже в начале пребывания в семинарии М. Шашкевич сблизился со своим ровесником И. Вагилевичем, который принес из родного карпатского села увлечения народно-поэтичным словом. В 1831г. в семинарию вступил Я. Головацкий.

Своей разносторонней деятельностью “Русская троица” осуществила переход от фольклорно-этнографического этапа национального движения к культурническому, сделала первые шаги в направлении политического решения национальных проблем.

Члены кружка находились под влиянием идей романтизма, произведений историков, этнографов и литераторов Приднепровской Украины, поэтому стремились поднять народный дух, просветить народ.

Исследователь истории этой организации Р. Кирчев справедливо замечает, что все сделанное “Русской троицей” в области этнографии и фольклористики, - большая и очень важная часть обще-украинского народоведческого задела І половины ХІХ ст. Не регионального галичского или западно-украинского, а именно всеукраинского. (6)

В конце 1836г. в Будапеште увидела мир “Русалка Дністрова” – сборник литературных, фольклорных работ членов “Русской троицы”. Это было новаторское произведение и по форме, и по смыслу. Он написан на народном украинском языке, фонетическим правописанием, “гражданским” шрифтом. Это делало сборник понятным украинскому читателю. Три идеи пронизывают сборник: признание единства украинского народа, разделенного границами разных государств, и призыв к его возобновлению; положительное отношение к общественным движениям и установкам народных предводителей восстаний; пропаганда идеи собственной государственности и политической независимости.

Буржуазная революция 1848г. в Западной Европе – “Весна народов” – и реформы в Австрийской империи.

В 1848г. волна революционного духа охватила всю западную половину европейского материка. В Австрийской империи это движение откликнулось более громко, чем в других странах: восстала Венгрия, восстали славянские народы Австрии, которые были подготовлены предшествующим культурническим и общественным движением. Сначала это были чехи и словаки, которые создали федеративный сейм в Праге. Борьба порабощенных народов Центральной и Восточной Европы за свободу и дала название революции – “Весна народов”.

Венское правительство быстро пошло навстречу требованиям народов империи. По отношению к Галиции эта скорость была большей, потому что Австрия рассчитывала найти в русинах во время революции противовес более настроенным полякам. Цесарские милости посыпались на украинцев как из рога благосостояния. Сразу же было уничтожено крепостное право. Для народа Галиции была написана конституция. То есть русины получили сразу полноту не только гражданских, но и политических прав. Был снова открыт Львовский университет, и на кафедрах богословия, украинской словесности и украинской истории снова началось преподавание на украинском языке.

13 апреля 1848г. был создан поляками Центральный Народный Совет как орган самоуправления для координации всех революционных действий в г. Львове.

15 апреля 1848г. была ликвидирована барщина в Галиции, на пять месяцев раньше, чем в самои Австрии.

Для противопоставления Центральному Народному Совету в начале мая 1848г. был создан украинцами Главный Русский Совет во главе с Григорием Ефимовичем. В мае 1848г. Главный Русский Совет передал петиции губернатору графу Франсу Стадиону с требованием распределения Западной и Восточной Галиции и объединение последней с Закарпатьем и Буковиной, как отдельной Украинской провинции. (7)