Смекни!
smekni.com

Эволюция центральных представительных органов власти в России (стр. 1 из 20)

Южно-уральский Государственный Университет

РЕФЕРАТ

Предмет: История государственного управления в России

Тема: Эволюция центральных представительных органов власти в России

Выполнил: Евгений Соколов

Группа: ПМФ — 140

Проверила: Трошкова Елена Анатольевна

Челябинск — 2001


1. Введение.. 2

2.1 Демократизм древнерусского общественного устройства.. 3

2.2 Новгородское Вече.. 4

3. Земскиесоборы... 7

3.1 Классификация Земских соборов.. 7

3.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ.. 14

4.1 ОТ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ ДО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ... 24

5. Общероссийские представительные учреждения в начале XX века 29

5.1 Предпосылки создания Государственной Думы... 29

5.2 Учреждение Государственной думы... 32

5.3 I Гос.Дума.. 47

5.3 II Гос.Дума.. 49

5.4 «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ». 51

5.5 III ГОС.ДУМА.. 59

5.6 VI ГОС.ДУМА.. 61

5.7 Итоги законодательства думской монархии в цифрах.. 65

6. Вывод.. 85

7. Список литературы... 86

1. Введение

Выборы являются важнейшим элементом современной политической системы. Западная демократия, принятая российским обществом в качестве идеала государственного устройства, именно в выборном процессе видит механизм реализации базовых принципов демократического правления. Большинство западных исследователей признает избирательную систему и избирательный процесс определяющими элементами демократии как политического строя.

Действительно, если исходить из представления о том, что демократия — это система народного правления, то есть буквально — народовластие или народоправство, то выборы представляются наиболее действенным (хотя и не единственно возможным) механизмом реализации народной воли в государственном управлении.

Общества, признанные демократическими, демонстрируют широкое разнообразие форм организации государственной власти. Например, политические системы США и Японии мало похожи друг на друга, хотя обе относятся к эталонным демократиям. Выборы же представляются одним из немногих явлений, которое с необходимостью присутствует в любой демократической организации. С некоторой степенью приближения можно утверждать, что история становления демократии — это история развития выборных институтов.

С начала коренных преобразований в российском обществе политической наукой и общественным мнением активно обсуждается вопрос о соответствии особенностей российской политической жизни базовым характеристикам демократического общественного устройства.

Представляется полезным проследить историю развития выборных институтов в России с точки зрения укорененности в обществе демократических традиций.


2.1 Демократизм древнерусского общественного устройства

Древнерусскому обществу, как и древнейшим сообществам других народов, был присущ строй родовой демократии. Прокопий Кесарийский писал о славянских племенах: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, а издревле живут в народоправстве (демокра­тии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим».

Широко известна версия о призвании варягов на княжение в Новгороде. По данным летописи, прежде сами же новгородцы и изгнали их, отказавшись платить дань, что свидетельствует о наличии уже в то время в Новгороде порядка выборности княжеской власти. Подобные обычаи существовали во всех крупных поселениях Древней Руси, воплотившись в действиях городских вечевых сходов.

В домонгольский период вечевые собрания, как отмечает большинство исследователей, играли огромную роль в жизни русских городов. Во многих из них существовали выборные должности глав городских общин, а иногда глав общего городского управления: так называемые сотские и тысяцкие, старшие люди и «старцы градские». Выборы низших должностных лиц, вероятно, происходили на отдельных собраниях, в то время как кандидатов на общегородские должности выбирали на общих вечевых сходах. Достаточно известны случаи призвания князей на княжение, то есть, фактически ограниченный сословными рамками выбор правителя.

Собрания общинников не были достоянием лишь городской жизни. В сельских общинах существовал институт мирских сходок. «Мир» был самоуправляющейся общиной лично свободных крестьян. Мир выбирал старост, решал вопросы сбора дани или оброка для феодалов, разрешал споры, регулировал хозяйственную деятельность. Трудно переоценить культурное значение русской крестьянской общины и соответствующих ей отношений и психологии. Однако малоизученным оказался вопрос о демо­кратических традициях общины, среди которых — выборность и подотчетность должностных лиц, прямое народное управление мирского схода, принцип большинства в принятии решений.

С укреплением княжеской власти роль городских вечевых собраний снижалась, однако они не исчезли совсем. В период бедствий, нашествий кочевников и других чрезвычайных событий вечевые собрания созывались народом или властью для принятия наиболее трудных решений. Вече созывалось и бунтовщиками в ходе социальных и политических конфликтов

2.2 Новгородское Вече

В таком виде вечевые традиции долго существовали на Руси, являя своеобразие и устойчивость политической организации страны. В ряде городов вече сохранялось в XIV и XV веках. В Пскове вече регулярно собиралось до начала XVI века. Наиболее развитые формы народное правление получило в Новгородской республике.

Новгородская земля стала символом демократических традиций русской государственности, реальным прецедентом республиканского правления, успешно боровшегося с внешней агрессией и внутренним давлением русских феодалов на протяжении столетий. «Господин Великий Новго­род» был богатой и сильной республикой, имевшей городскую казну и вооружение, осуществлявшей экспансию и колонизацию северных земель, призывавшей на княжение русских князей с их дружинами и смещавшей их по своему произволению.

В Новгороде функционировала развитая и хорошо отлаженная система народного правления. Город делился на «концы», состоявшие из «улиц», в которых избирались кончанские и уличные старосты. Общегородское собрание избирало тысяцких и посадников, степенного (главного) и кончанских. Существовала своеобразная канцелярия — Вечевая изба во главе с вечевым дьяком, в которой велись все дела свободного города.

О высоком уровне организации свидетельствует твердая регламентация процедуры вечевого собрания. Его решения считались действительными только при подтверждении их представителями всех «концов» города, посадником, тысяцкими и архиепископом — должностные лица ставили на документе свои печати. Процедура принятия решения предполагала выступления должностных лиц либо заинтересованных сторон, обсуждение и голосование, которое осуществлялось криком — выигрывала та сторона, чей крик был громче. В случае серьезных расхождений или равенства противников окончательный вердикт выносился по результатам поединка — «поля». По древнему обычаю вверять решение божественному провидению на «поле» выходили противники и бились «стенка на стенку» до победы одной из сторон, при этом существовали твердые правила поединка: запрещалось приносить оружие, одевать доспехи и пр.

Серьезные разногласия разрешались также с помощью Владыки — новгородского архиепископа, роль которого в структуре городской власти была достаточно велика. Замечательно, что Владыка так же, как посадник, избирался вечевым собранием.

В отечественной исторической науке существует точка зрения, что Новгородская республика фактически управлялась олигархической верхушкой из глав пятидесяти боярских семей. Видимо, существовали методы воздействия на принятие решений народным собранием, в том числе и прямой подкуп общин. Отдельные боярские семьи покровительствовали «улицам» и «концам», обеспечивая тем самым поддержку своих интересов. Имеются свидетельства и о случаях найма профессиональных бойцов для вечевого поединка. Тем не менее большинство негативных фактов скорее можно отнести к неизбежным издержкам политической игры Как отмечал О. Мартышин, «подчеркивая роль боярского совета, нельзя забывать, что его воля облекалась в форму постановлений народного собрания и избранных им должностных лиц, что на пути к достижению целей в важнейших вопросах стояло завоевание любыми средствами вечевого боль­шинства».

В целом вечевой период в истории русского государства оставил заметный след в политической культуре народа, сформировав устойчивые модели политического взаимодействия, действовавшие длительное время после упразднения самого института. Есть многочисленные примеры прямых обращений к вечевым порядкам в истории русских городов, особенно во время народных волнений или кризисов государственной власти.

Сельская мирская сходка, бывшая прообразом веча, продолжала существовать и после исчезновения шумных городских собраний. Кроме того, имелись посадские общины лично независимого населения в городах. Именно низовая община и являлась на протяжении всей истории России тем звеном, на котором основывалось народное представительство. Таким образом, общинное самоуправление как таковое не исчезло с упразднением веча, хотя и было низведено до уровня низовой общественной организации.

Нельзя не заметить внешнеполитических факторов, предопределивших подавление выборных органов в русских городах. Представляется, что главным здесь стало установление монгольского ига. Симптоматично, что вечевые порядки сразу же оживали во время антимонгольских выступлений, а в северо-западных городах Руси, не испытавших ордынского нашествия, вечевое управление достигло своего расцвета.

Для понимания эволюции российской государственности от вечевых традиций к самодержавию необходимо обратить внимание на борьбу Новгородской республики и московских великих князей. Интересен отмеченный многими исследователямظ сепаратистский характер республиканских образований Северной Руси. Великий Новгород не смог выступить центром объединения русских земель. Борьба с внешней угрозой, прежде всего с Ордой, требовала мобилизации значительных людских и финансовых ресурсов, что было под силу лишь единому русскому государству. В этом аспекте противостояние Новгорода и Москвы выглядело как борьба автономной территории против главного претендента на звание столицы нового государства, а значит и против жизненно важной централизации. Республиканский Новгород был самодостаточен и в значительной степени равнодушен к национальному единству и возрождению. Напротив, московская монархия жила стремлением к объединению всех русских земель под своей властью. В этом споре народное политическое сознание, несмотря на сильные вечевые традиции, однозначно становится на сторону монархического начала. Этот исторический эпизод может стать иллюстрацией известной тенденции развития российского государства: подавление общественной автономии ради целостности и могущества страны.