Смекни!
smekni.com

Некоторые особенности агрессии НАТО в Югославии (стр. 1 из 5)

Руководство НАТО с 24 марта по 10 июня с.г. осуществило вооруженную агрессию против Союзной Республики Югославии (СРЮ) в рамках операции под условным названием "Решительная сила".

Операция имела следующие основные цели:

а) продемонстрировать решимость НАТО любой ценой добиться урегулирования косовской проблемы на своих условиях;

б) вынудить С.Милошевича прекратить якобы имеющее место физическое уничтожение албанского мирного населения в крае;

в) существенно подорвать военно-экономический потенциал в СРЮ и лишить федеральную власть страны возможности проводить в будущем силовые акции в Косово;

г) установить контроль над таким стратегически важным районом как Балканы.

В сложившейся ситуации НАТО, присвоив право принимать единоличное решение на проведение военной акции против суверенного государства, фактически взяло на себя функции Совета безопасности, игнорируя тем самым роль и место ООН в системе международных отношений.

В начале агрессии группировка военно-воздушных и военно-морских сил НАТО насчитывала около 230 боевых самолетов ВВС и ВМС, 8 стратегических бомбардировщиков (СБ) и свыше 30 боевых кораблей. В последующем она была увеличена до 631 самолета, из них 25 СБ, 64 кораблей различных классов, в том числе 2 авианосца (схема 1).

Наиболее значительный наряд сил выделили США. В частности, в составе авиационной группировки американские самолеты стратегической, тактической авиации (ТА) ВВС и авианосной авиации составляли 55%. Морская группировка НАТО на 26% состояла из боевых кораблей ВМС США.

Общее руководство натовской группировкой, задействованной в воздушной операции, было возложено на ВГК ОВС НАТО в Европе, а ответственность за её организацию и проведение - на командующего ОВВС НАТО на ЮЕ ТВД. К непосредственному управлению авиацией в воздухе привлекались воздушный командный пункт ВГК ОВС НАТО в Европе, центр управления воздушными операциями при штабе 5 ОТАК (Виченца, Италия), центры управления и оповещения в Виченца и Маунт Джеконтене (Италия), командно-диспетчерские пункты, расположенные на итальянских авиабазах, а также самолеты ДРЛО Е-3А системы "Авакс-НАТО".

В интересах операции задействовались 12 аэродромов на территории Италии, авиабазы Шпангдалем, Брюгген (ФРГ), Фэрфорд (Великобритания), Соленцара (Франция), Тасар (Венгрия), Балыкесир и Бандырма (Турция). Кроме того, с континентальной части США осуществлялись беспосадочные боевые вылеты стратегических самолетов В-1В и В-2А. С бортов авианесущих кораблей в зоне кризиса применялось около 90 самолетов.

В первые 2 суток были нанесены 2 массированных авиационно-ракетных удара (МАРУ) каждый продолжительностью более 3 часов. МАРУ проводились по принятой в НАТО типовой схеме. Оперативно-тактическое построение сил включало 3 эшелона: эшелон крылатых ракет (КР), прорыва ПВО и ударный. Всего в 2-х МАРУ было задействовано 308 самолетов боевой и вспомогательной авиации, в том числе 5 СБ В-52Н, 4 В-2А и более 220 КР.

В последующие дни НАТО перешло к тактике массированного применения сил и средств и ведения систематических боевых действий с нанесением выборочных и групповых ударов по вновь выявленным и ранее не пораженным объектам.

С момента развязывания НАТО 24 марта агрессии против СРЮ по 10 июня было совершено свыше 20000 самолето-вылетов боевой авиации и применено 870 крылатых ракет морского (КРМБ) и воздушного базирования (КРВБ). При этом основу ударных сил составляла авиация США, Великобритании, Франции, Италии и ФРГ (схемы 2,3).

В течение всего периода удары были нанесены по 498 объектам, из них почти 50% - объекты гражданского назначения. При этом поражались в первую очередь объекты промышленности и инфраструктуры, непосредственно обеспечивающие боеспособность и маневренность войск: склады ГСМ, ремонтные предприятия, нефтеперерабатывающие заводы, мосты. Кроме того, в интересах дестабилизации внутриполитической обстановки, создания хаоса и паники в стране были нанесены удары по гражданским объектам: фармацевтическим и химическим предприятиям, электростанциям, теле- и радиотрансляционным центрам, школам и больницам.

Эффективность вооружения и военной техники противостоящих сторон

По оценке военного командования НАТО в ходе операции были выявлены недостаточно высокие показатели боевой эффективности действий сил, а также некоторых вооружений блока.

Считается, что в основе такого положения дел лежат 2 группы причин: - недостатки планирования, подготовки и проведения операции, учета всех влияющих на нее факторов; - контрмеры югославской стороны, направленные на снижение боевой эффективности вооружений США и НАТО.

Применение высокоточного оружия.

В ходе военной операции НАТО против Югославии странами альянса применялись высокоточные средства поражения, к числу которых относятся КРМБ ВGМ-109 "Томахок" и КРВБ в обычном снаряжении AGM-86С САLCM, различные управляемые ракеты (УР), бомбы (УАБ) и кассеты (УАК).

Носителями данного оружия являются боевые корабли и самолеты ТА стран НАТО, а также СБ США. КРМБ BGM-109 "Томахок" в период с 24 по 26 марта с.г. применялись в 2-х МАРУ, в ходе которых было израсходовано 183 КРМБ (66 и 117 единиц соответственно), что составило 56% от их начального количества. При этом около 80% ракет было применено для поражения стационарных объектов с высокой степенью защищенности и сильной ПВО (важные государственные и военные объекты, пункты управления и узлы связи, авиабазы, средства ПВО) - в интересах снижения потерь в ходе последующих действий авиации, а оставшиеся 20% - по промышленным объектам двойного назначения (предприятия химической промышленности, нефтеперерабатывающие и машиностроительные предприятия).

Впоследствии в ходе систематических боевых действий КРМБ применялись главным образом в ночное время для поражения доразведанных целей - от 4 до 16 ракет ежесуточно. Выявлена также закономерность преимущественного применения КРМБ в те дни, когда отмечались неблагоприятные метеорологические условия, которые не позволяли эффективно использовать для нанесения ударов ТА.

Тип боевой части (БЧ) КРМБ "Томахок" - фугасная массой 320 кг. Среднее количество ударов по различным объектам от 1 до 4-6 ракет (повторные удары) в зависимости от размеров, защищенности, степени поражения и т.д.

Предпочтительное время пуска - 12.00-14.00 (отдельные КРМБ), 22.00-24.00 (массированные удары) и 05.00-06.00 (отдельные КРМБ). Высоты полета КРМБ - малые (при подлете к цели) - 10-250м.

Анализ эффективности применения КРМБ свидетельствует о том, что назначенные объекты поразили около 60% из 870 выпущенных ракет (по расчетам американских разработчиков, этот критерий должен составлять 80%). К основным причинам невысокой результативности относятся: технические неисправности (стартовые ускорители, маршевые двигатели, бортовые системы управления полетом), поражение зенитными средствами ПВО при хорошей видимости с применением заградительного огня (более 40 ед.).

КРВБ AGM-86C CALCM применялись с американских СБ В-52Н для нанесения ударов по важным заранее разведанным стационарным объектам на территории Югославии. Типы целей, по которым наносились удары с использованием КРВБ, практически те же, что и для КРМБ.

Ракета AGM-86С оснащена инерциальной навигационной системой (ИНС) с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС) "Навстар" и имеет максимальную дальность стрельбы около 1500 км. Точность наведения КРВБ (КВО) составляет 6-13 м. Тип боевой части КРВБ AGM-86С - осколочно-фугасная, масса БЧ - 1360 или 680 кг.

Координаты цели закладываются в электронную память КР заблаговременно, на земле. В полете осуществляется контроль по электронной карте местности. Отклонения КР от цели связаны, в основном, с техническими (инструментальными) ошибками, возникающими в системе наведения. Если в системе наведения КР, и в частности, КРМБ, возникает значительная ошибка, то ракета самостоятельно выбирает направление, где отсутствуют объекты.

Среднесуточное количество пусков КРВБ: в первом и втором ударе - 14 и 6 соответственно, далее - 2-4 ракеты с сутки. Среднее количество ударов по различным объектам - от 1 до 4 в зависимости от размеров, защищенности, точности попадания и других факторов. Предпочтительное время пуска - 23.00-01.00. Высоты полета КРВБ - малые - 10-250м.

К основным недостаткам боевого использования СБ В-52Н с КРВБ AGM-86С относятся:

- низкая интенсивность их использования, обусловленная малым количественным составом передовой группировки, а также ограниченными возможностями по техническому обслуживанию самолетов и подготовке их к боевым вылетам в условиях передового базирования. Среднее боевое напряжение (количество самолето-вылетов на один самолет в сутки) для передовой группировки В-52Н за первые 3 недели операции составило 0,17;

- сравнительно низкая эффективность боевого применения В-52Н, связанная с выявленной недостаточной технической надежностью крылатых ракет и универсальных роторных пусковых установок, что не позволяло осуществлять максимально полное использование имевшегося на борту боезапаса (нормальная боевая загрузка В-52Н - 8 КРВБ). По этой причине, а также из-за отмены ряда предварительно назначенных целей во время полета бомбардировщиков в район оперативного предназначения до 40% имевшихся на борту самолетов ракет оказывались неиспользованными.

В ходе операции НАТО против Югославии впервые было осуществлено применение СБ В-2А из состава 509 тбакр БАК ВВС США в реальных боевых условиях. По имеющимся сведениям, в ходе боевых действий самолетами В-2А осуществлялось бомбометание УАБ GBU-31 JDAM калибра 2000 фун. и GBU-37 GAM калибра 5000 фун. с ИНС с коррекцией по данным КРНС "Навстар". Точность наведения (КВО) данных УАБ - 6-13м. Бомбы JDAM оснащаются осколочно-фугасной (Мк84) или бетонобойной (BLU-109) боевой частью, УАБ GAM - проникающей бетонобойной боевой частью BLU-113. При боевом применении одному самолету (максимальная боевая нагрузка - 16 управляемых авиабомб калибра 2000 фун.) назначалось для поражения от 1 до 4 целей. Бомбометание проводилось с больших высот до 12 000 м.