Смекни!
smekni.com

Откуда произошли казахи (стр. 3 из 5)

Это о его правлении сохранилось выражение "каждодневный сбор совета на берегу озера". Тогда с казахами враждовали катаганы (ойраты), калмаки, узбеки, таджики (сарты). Вскоре казахам пришлось покинуть захваченный ранее Ташкент и откочевать в 1652 г. к берегам Аму-Дарьи, до самых границ Персии.

Аз-Тауке родился от брака Салкам Жангира и дочери калмыцкого хана. Брат его Уалибек (Валибек) был рожден от дочери ургенчского Гаип-хана. Когда на место Жангира ханом сел Аз-Тауке, Уалибек, затаив обиду ушел к Гаип-хану.

В правлении Аз-Тауке, когда казахи проживали на Аму-Дарье, тюркское племя Акжол, подчиненное ранее персам, вывело из рода своего сильного человека по имени Надиршах

 [Видимо, Надир-Мухаммад-хан - правитель Балха. - Б.К.]

который сумел завладеть всей Персией. Испугавшись его, казахи вновь откочевывают, теперь уже к берегам Сыр-Дарьи. Около 1690 г. умирает Аз-Тауке, и к власти приходит сын Аз-тауке Болот-хан. В правление его казахские племена были захвачены калмаками (джунгарами). Между калмаками и казахами завязываются жестокие сечи. Самое кровопролитное сражение произошло в 1723 г. Войска калмаков, возглавляемые полководцем Цеван Раптаном (Цэван-Рабдан), наголову разбили казахов. Истерзанный, оборванный, голодный люд добрался до озера и пал, усеяв все побережье своими телами. И тогда (по преданию) один старейшина сказал: "Дети мои, как не забывает человек выпавшие на его долю многовенья счастья, так и мы должны запомнить великое горе, постигшее нас." И назвал это бедствие "Ак табан шубырынды, алка кол сулама" что означает: "брели, пока не забелели подошвы, упав (без сил), лежали вокруг озера".

 [Год 1723 считается годом начала Великого бедствия, именуемого в преданиях эпохой "Актабан шубырынды". Казахи Среднего и Старшего жузов, говоря о годах "Актабан шубырынды", употребляют выражение "Алкакол-сулама", что означает "в полном изнеможении от голода и усталости бросились на землю пластом и залегли у озера Алкаколь". История КазССР., 1979, т.3. С.18

предлагаю свой перевод: год, когда, "изранив ступни, вкруг озера без сил лежали". - Б.К.]

Тогда и родилась самая старинная казахская песня-плач: "Елим-ай " ("О, народ мой!"):

 [Название песни переводят обычно "Родина моя", так как слово "ель", "эль" имеет два значения: "народ", "население" и "край", "родина". - Б.К.]

С вершин Каратау спускается кош...

Среди других лишь верблюжонок идет без ноши.

О, как тяжко лишиться родных сестер и братьев!

Из черных очей, сверкая, текут слезы...

Что за время такое, что за эпоха такая жестокая,

Время, спугнувшее птицу счастья с нашей головы!

Бредем, не зная куда, поднимая пыль столбом...

Страшнее январской стужи, снежного бурана (это время)!

Что за время такое, время "багы" [1] ("самоназванцев")

Вернутся ли вновь прошлые времена? Осталось чернеть (пустовать) место родных [2],

Озеро слез пролил я из глаз моих [3].

 [1."Багы" - т.е. людей вольных, бунтарей, выступающих против ханов. В этой чрезвычайно тяжелой внешней и внутренней политической обстановке казахские ханы и султаны оказались неспособны организовать отпор джунгарским феодалам. Борьбу за независимость возглавили представители знати "черной кости", народные батыры трех жузов: Младшего - Тайлак, Среднего - Букенбай и Старшего - Саурык, ставшие героями борьбы в годы "Актабан-шубырынды, Алкаколь-сулама". История КазССР, т.3. С.20

2. Подтекст: "осталась зиять в душе рана по родным", "осталась чернеть наша Родина, превращенная в пепелище".

3. Подстрочник. - Б.К.]

Когда кош перевалил хребет Каратау, раздался громкий плач. Это верблюжонок оплакивал разлуку с матерью.

 [Плач верблюженка, плач верблюдицы - традиционный образ разлуки с Родиной в казахской поэзи. - Б.К.]

Плач его подхватил все, чьи родные были убиты калмаками. Песню эту, говорят, сочинили в карауле

 [Караул (каз.) - "карау" ("смотреть") аул, т.е. тот, кто смотрит за аулом, стережет его. Отсюда: караульный, караул в русском языке. - Б.К.]

батыры, сопровождавшие кош и все видевшие своими глазами. В этом (печальном) побеге отказали ноги у нашего предка - девяностосемилетнего Анет-бабы, и его оставили на перевале. Незадолго до этого случилась история с родичем его Калкаман-батыром, что полюбил дочь Мамбетая - Мамыр, за что был приговорен Анет-бабой к "ок байлау".

 ["Ок байлау" - буквально: "привязать к стреле (пуле" - вид казни или испытания приговоренного, который наудачу должен проскакать на коне меж двумя рядами стрелков (прежде лучников). - Б.К.]

(Раненнный в бедро) Калкаман в обиде на Анета, ушел в области Бухары. Пятеро же сыновей Анет-бабы - Болаты - все полегли в последней битве с калмаками.

В год Великого бедствия Средний жуз перекочевал в области Бухары и Ташкента, Средний дошел до (берегов) Ишима, Нуры и Сарысу. Кипчаки ушли еще дальше - до Аральского моря и Белого моря.

 [По видимому, Каспийского моря - Б.К.]

Башкиры и Младший жуз - алшыны - отошли на северо-запад. Тогда в Младшем жузе ханом был один из сыновей хана Аз-Тауке - Карт (Старец) Абулхаир.

 [Серьезное положение на восточной границе настоятельно требовало объединения сил трех жузов. На народном собрании военноначальников ополчения был избран хан Младшего жуза Абулхаир. Точная дата события не установлена. Можно только предполагать, что это произошло после 1728 г. К этому времени Абулхаир завоевал авторитет как умелый военноначальник. История КазССр, т.3. С.22. Убит в 1748 г. султаном Среднего жуза Бараком.]

В Среднем жузе - хан Самаке (Семеке), сын Болот хана. В Старшем и самом старшим (над остальными ханами) ханом был сын Болот-хана Абу Мухаммед. Казахи звали его Абульмамбет. По словам Аристова, в год Великого бедствия роды Среднего жуза - канлы и дулат - оказались в подчинении калмаков. Упорней и дольше всех сражались (с ойратами) батыры Среднего жуза. Перед тем как разойтись, разделившись на три жуза, казахи поклялись, собравшись с силами, вновь объедениться, чтобы вернуть свои исконные земли, захваченные калмаками.

Казахи, оказавшиеся вблизи границ с русскими, дабы уберечь себя от калмаков, в 1731г. решили присоедениться к России.

 [8 сентября 1730 г. в Уфу прибыло посольство Абулхаира во главе с Сеиткулом Койдагуловым и Кутлумбетом Коштаевым, которые обратились с посланием к императрице Анне Иоанновне с просьбой о включении Младшего жуза в состав Российской империи. История КазССР., т.3.- С.36. - Б.К.]

Спустя некоторое время Абу-Мухаммед разослал гонцов, призывая казахов собраться и пойти на калмаков. В то время в Старшем жузе выдвинулся еще молодой, впоследствии знаменитый хан Аблай. Это повествуется следующим образом:

Выше было сказано, что один из претендентов на ханский престол - сын Салкам Жангира Уалибек ушел в Ургенч, к своему дяде Гаип-хану (Каип). Сын Уалибека бек Абылай прославился в (батырских) поединках своей беспощадностью, за что и получил прозвище Кровопийца. Сын его - Коркем Уали ("Красавец Вали"), сын которого Абулмансур и есть Аблай, известный под этим именем среди казахов. Все три вышеупомянутых колена его

 [Т.е. - Валибах, Абылай, Коркем Вали. - Б.К.]

умерли при дворе хана Гаипа, так и не став ханами. В его же время потомки Гаипа лишились власти и мальчик-сирота Абулмансур в поисках родичей-казахов и отчего края - Сары-Арки попадает к уйсыну Толебию.

 [Знаменитый бий в Старшем жузе. - Б.К.]

У Толебия он поначалу пасет верблюдов, затем лошадей и в конце концов настолько пришелся по нраву Толебию, что тот решил его усыновить. Но вопрос, откуда он родом, говорит, не знаю; на вопрос, как тебя звать, отвечает - как назовете, так и будет. Тогда Толебий за обросший вид его и лохмотья на нем прозвал мальчика Сабалаком.

 [Сабалак (каз.) - лохматый, растрепа. - Б.К.]

Прослышав о том, что хан Абульмамбет собирает казахов на битву с калмаками, (Сабалак) пришел к Толебию и поросил у него разрешения пойти на войну. Чем воевать, не лучше ли за лошадьми смотреть, сказал ему Толебий, на что тот сказал: "Лучше умереть, чем не быть под развевающимся знаменем, когда земля прогибается под тяжестью воинов". После слов таких Толебию ничего не оставалось, как отпустить его. Придя на поле брани, (Сабалак) видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга. А посередине перед войсками один лишь сын (джунгарского) хунтайжи (воеводы), зять самого Галдан Церена, батыр Чарыш казахских батыров на поединок вызывает. Абульмансур тогда приблизился к хану Абульмамбету, спросил его разрешения выйти на поединок. Получив благославение хана, он разогнал коня и, издав клич: "Аблай! Аблай!", налетем и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком "враг сражен!" увлек за собой казахских воинов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. Устав от погони, Абульмамбет приказал разбить шатер и, подозвав и усадив Абульмансура подле себя, спросил того: кто ты будешь, батыр, и почему клич твой был "Аблай"? Тогда тот признался, что он внук Аблая Кровопийцы, потому и выбрал кличем его победоносное имя. Растроганный хан обнял батыра, расцеловал и так сказал народу: "Я, слышал, что от Уалибека остался единственный наследник - и вот он перед вами. Если вы согласны, он по праву станет ханом всех казахов". Народ выразил согласие, и девяносто знатных людей из все трех жузов отвели его к почитаемому всеми святому старцу шакшаку Жанбеку (Джанибек) из рода аргын. По его благославению Абульмансур был избран старшим ханом казахов. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай. Ханом всех казахов Аблай стал в 1735 году.

 [В 1771 г. после смерти Абульмамбета в Туркестане в мечети Ходжа Ахмета Ясави "ханы и султаны купно" подняли на белой кошме нового хана Среднего жуза Аблая. История КазССР., т.3., С.81]