Смекни!
smekni.com

О зарождении славянского государства (стр. 1 из 4)

Из первых летописных хроник типа ПВЛ до нас дошли истории о киевских князях Аскольде и Дире. Попробуем же разобраться - кто есть кто, и было ли это на самом деле.

Помните наши учебники истории? В них было написано приблизительно следующее:

"Повесть временных лет" сообщает, что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа - Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре. И отправились они в Царьград со своим родом. Когда они плыли по Днепру, то увидели на горе небольшой город и спросили: "Чей это город?" Тамошние жители ответили: "Было три брата - Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя многих варягов и стали владеть землей полян.

В 866 году Аскольд и Дир отправились войной на греков. Царь Михаил был в это время в походе на арабов, и дошел уже до Черной речки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. Русь же на двухстах кораблях вошла внутрь Суда, многих христиан убила и осадила Царьград. Предместья города были ограблены, жилища и нивы сожжены, множество детей, женщин и стариков перебито. Вода в реках обратилась в кровь, источники и водоемы нельзя было узнать, так как все они были завалены мертвыми телами.

Но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны разметали все русские корабли, их прибило к берегу и переломало, так что немногим из них удалось вернуться домой.

В 879 году на севере умер Рюрик, передав княжение Олегу, родичу своему, и отдав ему на руки своего сына Игоря, ибо тот был еще очень мал. Три года спустя Олег выступил в поход, взяв с собою много воинов, и пришел к горам Киевским, и узнают Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Он спрятал своих воинов в ладьях, других оставил позади, а сам послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де мы, купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря, придите к нам, к родичам своим. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", а когда вынесли Игоря, добавил: "Вот он, сын Рюрика". И так убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли. А Олег сел княжить в Киеве.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

Очень обидно, что в таких изданиях типа "серия все …" собираются откровенный байки и анекдоты. Так и хочется спросить: "Константин Рыжов, вы батенька на кого работаете? Если не по злому умыслу написали весь этот бред, то значит вы просто глупец и халявщик. Если же смеете держать ответ за свои слова, то действовали сознательно, а это уже преступный промысел. И за это надо по шее бить."

Первое, что вызывает смех в этой галиматье, так это прямая речь. Кто-то видно присутствовал при разговоре и смог документально засвидетельствовать именно такой разговор. Ссылка в данном случае на ПВЛ не очень уместна, ибо сама ПВЛ вызывает не однозначную реакцию. А ведь именно на цитатах и строиться весь рассказ. Если интерпретировать выдержку из сборника "Все монархи мира" на современный язык и проанализировать каждое предложение, то получается полная нестыковка. Давайте проверим на практике.

1). "Повесть временных лет" сообщает, что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа - Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре.

Если Рюрик правил в Новгороде, то он новгородский князь, если же он был князем у варягов, то тогда он не имел никакого отношения к Новгороду. Тем более, что у варягов не было князей. Если принять во внимание, что Рюрик был предводителем варяжской дружины, то Аскольд и Дир никак не могли быть боярами. Этот термин появился на Руси гораздо позднее. И к чему это летопись намекает, что они были не родственники. В бандитской шайке все равны и кровные узы не имели никакого значения.

2). И отправились они в Царьград со своим родом.

В те времена в Царьград ездили наниматься на службу к византийскому императору. Ватага добрых молодцев могла поехать на службы, только будучи полностью уверена, что ее примут. Путешествие туда и обратно как-то очень разорительно. Самим то ехать опасно, а тут еще свой род: дедушки, бабушки, малолетние дети орут. Род всегда находился на родовой земле и ждал свою ватагу с добычей, никто и никогда его не тянул, тем более в Царьград.

3). Когда они плыли по Днепру, то увидели на горе небольшой город и спросили: "Чей это город?" Тамошние жители ответили: "Было три брата - Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя многих варягов и стали владеть землей полян.

Отправиться в Царьград можно было двумя способами: пешим и водным. Аскольд и Дир "плыли по Днепру", значит выбрали водный способ. Водный маршрут тоже был двойной: через Балтику, Английский канал, Гибралтар и Средиземное море (тем более, что этот маршрут был им хорошо знаком) или речной путь через Двину, Днепр и Черное море. Но тогда этот путь должен был тоже хорошо известен. Как-то наивно смотрится вопрос: "Чей это город?". Киев расположен уж очень далеко от Хазарии, и если местные жители платили дань, то это был явно не маленький городок на холме. Тем более странно, что варяги его не знали. Что же их заставило прервать свое заграничное турне и осесть в Киеве не совсем понятно. Если Киев был маленьким городишкой, то прокормится ватаге викингом было бы в нем довольно трудно. А если Киев был большим богатым торговым центром, который и привлекал внимание Хазарии, то и охрана была солидная, бедных туристов разметали бы в два счета. И где это Аскольд и Дир собрали "многих варягов"? Такое чувство, что они прятались за первым бугром.

4). В 866 году Аскольд и Дир отправились войной на греков. Царь Михаил был в это время в походе на арабов, и дошел уже до Черной речки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. Русь же на двухстах кораблях вошла внутрь Суда, многих христиан убила и осадила Царьград. Предместья города были ограблены, жилища и нивы сожжены, множество детей, женщин и стариков перебито. Вода в реках обратилась в кровь, источники и водоемы нельзя было узнать, так как все они были завалены мертвыми телами.

Где же Аскольд и Дир набрали стольких добровольцев, чтобы оснастить двести кораблей. Такая экспедиция дорого стоит и в случае неудачи грозит большими неприятностями. Цель похода такого рода - грабеж и мародерство, то кровавых вакханалий дело редко доходило, все больше откупались богатыми дарами. А уж Византия знает толк в таких мероприятиях. Тем более странно выглядит басня о бесчисленных жертвах - Император Михаил уже на подступах к городу и как-то недосуг заниматься резней.

5). Но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны разметали все русские корабли, их прибило к берегу и переломало, так что немногим из них удалось вернуться домой.

Великая буря с ветром уж очень смахивает на мистику. Летописец опять совершил прокол - если была осада и "страшная резня", то славянская ватага высадилась с кораблей. Не очень удобно сидеть на корабле и убивать местных жителей. Потеря транспортной эскадры не очень страшно, если ты на суше. Ведь пеший путь никто не перекрывал?

6). В 879 году на севере умер Рюрик, передав княжение Олегу, родичу своему, и отдав ему на руки своего сына Игоря, ибо тот был еще очень мал. Три года спустя Олег выступил в поход, взяв с собою много воинов, и пришел к горам Киевским, и узнают Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Он спрятал своих воинов в ладьях, других оставил позади, а сам послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де мы, купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря, придите к нам, к родичам своим. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", а когда вынесли Игоря, добавил: "Вот он, сын Рюрика". И так убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли. А Олег сел княжить в Киеве.

Отчего умер Рюрик и умер ли он своей смертью не совсем ясно. Странно другое - что заставило Олега с малолетним сыном Рюрика пустится в дальнее и опасное путешествие. Вот так, просто не бросают насиженное место. Кто же остался вместо Олега? И зачем в боевой поход взят маленький ребенок? В те стародавние времена нравы были подстать нынешним и Олегу ничто не мешало втихаря придушить младенца или перерезать горло. И правь спокойно в Новгороде и будь светлым князем. И чего его понесло в Киев? Украинского борща захотелось или галушек? А может черноокая дивчина спидманула? Тем более странно выглядят речи про княжеский род. Олег может быть в Новгороде и княжеского рода, только в Киеве это липовое княжеское звание ничего не стоило. Тем более, если известно, что у варягов не было титулов.

Одним словом темная история. Мне думается, главная затея этой сказки была в том, что бы убрать с глаз долой нежелательных статистов, то есть самих славян.

В 1901 г. И. Джанашвили в газете "Кавказ" опубликовал статью о поступлении в церковный музей грузинского экзархата 16 манускриптов из Тифлисского Сионского собора. Статья была перепечатана в "Вестнике Всемирной Истории" и в "Византийском Временнике". Среди вышеупомянутых 16 рукописей оказался "грузинский пергаментный манускрипт 1042 г. об осаде Царь-града русскими в 626 г.".

Манускрипт этот представляет собой большой сборник из 322 листов. В последней части было помещено: "Осада и штурм великого и святого града Константинополя скифами, которые суть русские".

При описании истории этой осады упоминается, что в борьбе императора Ираклия и персидского царя Хозроя, последний был разбит в 625 г. "Его главнокомандующий Сарварон склонил "русского Хагана" сделать общее нападение на Константинополь. Последний принял это предложение. Как известно, этот Хаган еще при Маврикии нападал на империю, пленил однажды 12 000 греков и затем потребовал по1 драхме за человека".