Смекни!
smekni.com

Адмирал Нахимов и синопская победа русского флота (стр. 1 из 3)

Адмирал Нахимов и синопская победа русского флота

Адмирал С. Г. Кучеров

Война, начавшаяся в 1853г. между Россией и Турцией, вскоре переросла в войну между Россией, с одной стороны, и коалицией в составе Англии, Турции, Франции и Сардинии, с другой. Эта война вошла в историю как Крымская война 1853-1856гг.

Районом боевых действий были главным образом Черное море и Крым, но действия распространились также на Дунай, Балтийское и Белое моря, кавказско-турецкую границу и даже Камчатку (воды Дальнего Востока — Петропавловск).

Основной причиной войны явилось столкновение на Ближнем Востоке экономических и политических интересов России, с одной стороны, и Англии и Франции, с другой.

Агрессивные круги английской буржуазии разрабатывали планы отторжения от России Крыма, Кавказа, Бессарабии, Финляндии, Прибалтийских территорий и Польши. По этому поводу один из виднейших руководителей английской политики того времени Пальмерстон писал, что его заветная цель в войне против России сводилась к следующему:

Аландские острова и Финляндию возвратить Швеции, часть провинций России у Балтийского моря передать Пруссии; восстановить крупное королевство Польское как барьер между Германией и Россией; Молдавию, Валахию и устье Дуная отдать Австрии; Крым, Черкессию и Грузию оторвать от России, при этом Крым и Грузию отдать Турции, а ту часть Кавказа, которую Пальмерстон назвал Черкессией, либо сделать независимой, либо оставить под властью турецкого султана.

Английская буржуазия, привыкшая загребать жар чужими руками, искала союзников для борьбы против России. Таким союзником оказалась Франция, буржуазия которой добивалась усиления своего влияния в Турции. Кроме того, французский император НаполеонII, сознавая непрочность своей власти, захваченной в результате переворота 2декабря 1851г., хотел успешной войной укрепить свое положение и предотвратить возможность новой революции.

Турецкое правительство также преследовало агрессивные цели, намереваясь оторвать от России северное побережье Черного моря и Крым.

Царское правительство стремилось к овладению Босфором и Дарданеллами, ибо они имели важное экономическое и военное значение для России. Овладение этими проливами обеспечивало оборону Черного моря и южных границ России от нападения со стороны английского флота.

Углубившийся кризис крепостнической системы, рост волнений среди крестьянства, боязнь революционного взрыва в стране толкали НиколаяI на развязывание войны против Турции, с тем, чтобы военными победами укрепить самодержавие.

Поводом к войне послужил начавшийся в 1850г. спор между католиками и православными в Иерусалиме по вопросу о правах на владение “святыми местами” (ключи от Вифлеемского храма и пр.). Этот спор о “святых местах” по существу отражал борьбу за влияние в Турции. НиколайI потребовал от турецкого правительства ряда привилегий для православной церкви.

Для предъявления ультимативных требований Турции НиколайI послал в Константинополь миссию во главе с князем Меншиковым. Турецкое правительство вначале пошло на уступки, но потом под давлением английского и французского послов султан отклонил ультиматум Меншикова.

9мая 1853г. Меншиков покинул Константинополь.

В начале июня этого же года русские войска вторглись в Молдавию и Валахию. 27сентября Турция, заручившись поддержкой Англии и Франции, предъявила ультиматум России об очищении русскими войсками Молдавии и Валахии. 15октября 1853г. турецкий султан объявил войну России. 20октября НиколайI подписал манифест об объявлении войны Турции. Так началась Крымская война 1853-1856гг.

Еще в период острых дипломатических переговоров между Россией и Турцией в середине июня английская эскадра в Средиземном море под командованием вице-адмирала Дендас в составе 7линейных кораблей и 8фрегатов стала на якорь в Безикской бухте у входа в Дарданеллы.

Вскоре в эту же бухту из Тулона прибыла французская эскадра под командованием вице-адмирала Гамелена в составе 9линейных кораблей, 4фрегатов и нескольких пароходов. 27октября 1853г. соединенные англо-французские эскадры, находившиеся в Мраморном море, прибыли в Константинополь. Эти мероприятия Англии и Франции были явно направлены против России и имели целью запугать русское правительство и вынудить его пойти на уступки.

30июля 1853г., т.е. за несколько месяцев до прибытия англо-французских эскадр в Константинополь, в Англии на Спитхедском рейде была проведена антирусская демонстрация: на маневрах условный “русский” флот был “разгромлен” английской паровой эскадрой в присутствии королевы и всех иностранных послов, в том числе и русского.

К началу войны между Россией и Турцией, т.е. в октябре 1853г., русский Черноморский флот состоял из 14линейных кораблей, 6фрегатов, 4корветов, 12бригов и 32транспортов. Кроме того, в составе флота имелось 7пароходо-фрегатов и 24малых парохода.

Орудий на всех кораблях было около 2600. Команда кораблей состояла из 1450 офицеров и 33000 нижних чинов. Боевая подготовка русского флота была на высоком уровне.

Турецкий флот состоял из 6линейных кораблей, 10фрегатов, 10корветов и бригов. Кроме того, у турок было 6колесных вооруженных пароходов. Боевая подготовка турецкого флота была значительно ниже, чем русского. Необходимо отметить, что на турецком флоте имелось значительное число английских инструкторов.

Для выяснения намерений Турции на море Черноморский флот выслал в сторону турецких берегов ряд крейсерских отрядов и эскадр с целью наблюдения за движением турецких кораблей. Особое внимание обращено было на Босфор и на пути, ведущие к берегам Кавказа.

В сентябре в Севастополе стало известно, что турецким кораблям в случае встречи с русскими приказано атаковать их. Для усиления Кавказской армии с 17 по 25сентября эскадра под командованием Нахимова, державшего свой флаг на корабле “Великий князь Константин”, в составе 12линейных кораблей, 2фрегатов, 2корветов, 4пароходо-фрегатов, 3пароходов и 11парусных транспортов перевезла полностью 13-ю пехотную дивизию с двумя батареями полевой артиллерии, обозом и десятидневным запасом продовольствия и боеприпасов из Севастополя на Кавказское побережье и высадила личный состав в Анакрии, а обоз в Сухум-Кале (всего было перевезено 16939 человек, 827лошадей, 16орудий). 4октября эскадра возвратилась в Севастополь. 11октября в связи с угрожающей позицией, занятой Турцией, Нахимов, имея флаг на линейном корабле “Императрица Мария”, вышел в море с эскадрой в составе 4линейных кораблей, фрегата и брига для крейсерства. У Анатолийского побережья. Нахимову было дано приказание: “без особенного повеления не начинать боя, разве турки сами начнут его”.

Английские газеты в это время уже не скрывали, что часть стоявшего в Босфоре турецкого флота была предназначена к перевозке не только оружия и боевых припасов, но и десанта на кавказский берег.

23 октября начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Корнилов на пароходо-фрегате “Владимир” (командир — капитан-лейтенант Г.И.Бутаков) вышел из Севастополя для разведки занятого турками черноморского побережья от Сулины до Босфора. 26октября, обнаружив при входе в Босфор турецкую эскадру в составе 5фрегатов, корвета и парохода, он донес об этом главнокомандующему сухопутными и морскими силами в Крыму Меншикову, а сам 28октября вернулся в Севастополь. По прибытии в Севастополь Корнилов вступил в командование эскадрой в составе 6линейных кораблей, брига и 2пароходов и 29октября вышел в море с задачей отыскать и уничтожить турецкие корабли.

Эскадра, продержавшись в море при бурной погоде до 4ноября, не встретила турецкого флота. Корнилов передал командование эскадрой контр-адмиралу Ф.М.Новосильскому и приказал ему идти на соединение с эскадрой вице-адмирала Нахимова, находившейся в крейсерстве у кавказских берегов. Сам же Корнилов на пароходо-фрегате “Владимир” направился в район Пендераклии.

Еще 30октября в Севастополь прибыло известие о начале войны России с Турцией. Это известие было немедленно отправлено с пароходом “Бессарабия” эскадре Нахимова.

1 ноября Нахимов получил извещение об объявлении войны флотом, что ему в связи с этим предоставляется свобода действий против турецкого флота. 3ноября на корабли эскадры были переданы приказы Нахимова о задачах эскадры. В первом приказе Нахимов писал: “..с уверенностью в своих командирах и офицерах и командах, я надеюсь с честью принять сражение... Не распространяясь в наставлениях, я выскажу свою мысль, что, по мнению моему, в морском деле близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика”.

Во втором приказе говорилось: “...считаю нужным предуведомить командиров судов вверенного мне отряда, что в случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело”.

Уверенность Нахимова в победе, оправдавшаяся в Синопском бою, основывалась на отличной боевой подготовке и высоком моральном состоянии черноморских моряков. Все это явилось результатом колоссальной воспитательной работы выдающихся русских адмиралов Лазарева, Корнилова и самого Нахимова с личным составом Черноморского флота. В условиях николаевского крепостнического режима, когда мордобой считался обычным явлением, Нахимов настойчиво требовал человеческого отношения к матросам. Он говорил офицерам: “Пора нам перестать себя считать помещиками, а матроса крепостными людьми. Матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. Матрос управляет парусами; он' же наводит орудия на неприятеля, матрос бросится на абордаж, ежели понадобится, все сделает матрос, ежели мы, начальники, не будем эгоистами, ежели не будем смотреть на службу, как на средство для удовлетворения своего честолюбия, а на подчиненных, как на ступень для собственного возвышения. Вот кого нам нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость и геройство, ежели мы не себялюбивы, а действительные слуги отечества...Вот это-то воспитание и составляет основную задачу нашей жизни; вот чему я посвятил себя, для чего тружусь неусыпно и, видимо, достигаю своей цели: матросы любят и понимают меня. Я этою привязанностью дорожу больше, чем отзывами чванных дворянчиков”.