Смекни!
smekni.com

Умышленное убийство (стр. 1 из 8)

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей задачей государства является забота о человеке. Конституция в своих нормах провозглашает, гарантирует и защищает законные права и интересы личности, независимо от обстоятельств. Так, в ст. 18 Конституции записано: “Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения”, а в ст. 19 констатировано: “Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их”.

Во многих главах Конституции, например в главах “Личные права и свободы”, “Политические права”, “Экономические и социальные права” находит свое отражение правовая база защиты прав и свобод личности. “Государство, - говорится в статье 43 Конституции, - обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами”. “Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод”(ст. 44).

“Преступления против личности” УК предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь, здоровье, половую свободу, интересы семьи, молодежи, нравственности, свободу, честь, достоинство, конституционные права и свободы граждан.

Преступления, посягающие на права и свободы личности, представляют собой значительную общественную опасность, так как жизнь, здоровье человека являются неоценимыми благами и лишение этих благ или их повреждение приносит непоправимый урон личности. Пока человек живет, он получает удовлетворение от самой жизни, от тех благ, которые дает жизнь, с прекращением жизни все останавливается, поэтому лишение жизни ничем не восполнимо. Причинение вреда здоровью человека также существенно ограничивает его жизнедеятельность, причиняя ему физические, моральные, психологические нагрузки. Нарушение преступником других прав и свобод человека представляет собой не меньшую общественную опасность для личности.

Учитывая повышенную общественную опасность преступлений против личности, раздел “Преступления против личности” занимает первое место в Особенной части Уголовного кодекса.

Конечно, вред личности может быть причинен не только при совершении этих преступлений, но и при посягательствах на другие объекты, например, при совершении диверсии, разбоя, грабежа и других преступлений. Но при совершении этих преступлений вред интересам личности причиняется, как бы “попутно”, а при совершении преступлений против личности речь идет о таких противоправных деяниях, когда действия виновного направлены именно на причинение вреда личности.


1. ПОНЯТИЕ, АНАЛИЗ И ВИДЫ УБИЙСТВ

Пленум Верховного суда в своем постановлении от 20 декабря 1996 года №40 “О судебной практике по делам об умышленном убийстве” отметил, что необходимо “обратить внимание судов, что требование закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств совершенного преступления, обязательное при рассмотрении любого дела, должно в особой степени учитываться по делам об умышленных убийствах, поскольку к виновному в совершении этого преступления при отягчающих обстоятельствах закон допускает применение смертной казни”. 1

Преступления против жизни условно подразделяются на две категории:

1) убийства;

2) доведение до самоубийства.

Убийство - это умышленное, противоправное лишение жизни другого человека или причинение ему смерти по неосторожности независимо от возраста и состояния его здоровья.

Объектом убийства является жизнь другого человека. Жизнь, не только как биологический процесс (деление клеток), но и как определенное общественное отношение, закрепляющее положение личности в обществе и обеспечивающее возможность беспрепятственного пользования основным благом личности - жизнью.

Объектом преступления является жизнь любого человека независимо от возраста, состояния его здоровья или жизнеспособности, поэтому убийством признается как противоправное лишение жизни младенца, так и пожилого человека, как вполне здорового, так и безнадежно больного.

Для правильной квалификации преступления и отграничения убийства от преступного аборта важно точно установить момент начала жизни человека. Решение этого вопроса очень затруднительно.

В этой связи, прежде всего, возникает вопрос, с какого момента плод или новорожденный может выступать в качестве объекта этих преступлений. Речь идет о начальном моменте жизни человека, когда он как личность может выступать в качестве объекта посягательства.

Более правильной является позиция авторов, которые связывают начало жизни с появлением какой-либо части тела ребенка вне утробы матери.

Именно с этого момента он воспринимается окружающими уже не как плод, а как человек, личность. В связи с этим, началом жизни следует считать момент появления какой-либо части тела ребенка в процессе родов из утробы матери.

Наличие различных точек зрения по этому вопросу, его дискуссионность обусловлены, видимо, попытками определить объективные признаки начала жизни, основанные на физиологических или медицинских критериях. Но такие признаки определить невозможно. Жизнь - процесс непрерывный. С зачатием и рождением плода меняются лишь формы ее проявления. Поэтому вопрос о моменте начала жизни не может и не должен решаться на основе заключения судебно-медицинской экспертизы. При его решении надо учитывать направленность умысла субъекта, осознание им того, что его действия направлены на причинение вреда личности, а не плоду, которое возможно, когда субъект визуально воспринимает плод, когда вне материнского организма появляется какая-либо его часть, на которую воздействует виновный.

К компетенции судебно-медицинской экспертизы должно быть отнесено только установление того, был ли плод в момент посягательства жив, так как в противном случае умышленное посягательство на него должно расцениваться как покушение на негодный объект.

Если в момент появления какой-либо части тела ребенка из утробы матери его здоровью причиняется вред по неосторожности в процессе родовспоможения, в результате неосторожных действий врача, акушерки, уголовная ответственность наступает по ст. 102 УК за причинение смерти по неосторожности.

Внутриутробное уничтожение плода с согласия беременной женщины до момента появления какой-либо части тела ребенка из ее утробы нельзя считать убийством. Такие действия виновного лица следует квалифицировать по ст. 114 УК как преступный аборт независимо от срока беременности. По поводу момента окончания жизни в теории уголовного права, как и в медицине, существует единое мнение, согласно которому таковым признается наступление биологической смерти, выражающейся в необратимой гибели мозга, то есть с наступлением физиологической смерти.

Наступление клинической смерти (остановка сердца) еще не говорит о смерти человека, так как медицинские работники в современных условиях в состоянии восстановить функции сердца.

Посягательство на мертвого человека, ошибочно принятого виновным за живого, необходимо квалифицировать как покушение на убийство.

Объектом преступления является жизнь другого человека, то есть период существования человека с момента появления какой-либо части тела ребенка из утробы матери и до наступления биологической смерти. Самоубийство не наказуемо. Например, по различным причинам человек решает покончить со своей жизнью, однако по независящим от его воли обстоятельствам, смерть не наступает (в результате употребления малой дозы яда, вмешательства посторонних лиц и т. д.). Но, тем не менее, самоубийство осуждается обществом и оценивается как проявление малодушия.

Объективная сторона убийства заключается в противоправном лишении жизни другого человека.

Убийство человека может быть совершено как путем активных действий, так и путем бездействия. В большинстве случаев убийство совершается путем активных действий, когда виновный для достижения преступной цели совершает определенные физические действия (например, использование любого вида оружия, предметов, которые по своим физическим свойствам способны причинить смерть, удушение, сожжение, отравление, воздействие электротоком, термовоздействие и т. д.). Возможно причинение смерти и в результате психического воздействия (в судебно-следственной практике имеют место случаи наступления смерти от испуга, угроз).

Убийство может быть совершено и путем бездействия, когда виновное лицо не совершает действия, которые оно было обязано и имело возможность совершить, но не сделало этого с целью причинения смерти (например, врач умышленно, с целью причинения смерти, не дает больному необходимые для выздоровления лекарства; мать умышленно не кормит новорожденного ребенка; спасатель умышленно не оказывает помощи утопающему и т. д.)

Убийство бездействием возможно только тогда, когда виновное лицо было обязано заботиться о потерпевшем и могло предотвратить наступление смерти путем совершения определенных действий. Ошибка в объекте, то есть противоправное посягательство на жизнь другого человека вместо намеченного объекта при совершении убийства, не влияет на квалификацию преступления. При наличии данных обстоятельств действия виновного должны квалифицироваться как убийство.

Убийство является преступлением с материальным составом, то есть для признания убийства оконченным преступлением необходимо наступление последствия - смерти потерпевшего. Ненаступление такого последствия исключает признание убийства оконченным преступлением, но при наличии приготовительных действий к совершению убийства, или покушение на убийство, влечет ответственность виновного за убийство с ссылкой на ст. 25 УК «Приготовление к преступлению и покушение на преступление».

Для привлечения виновного лица к ответственности за оконченное убийство необходимо установить причинную связь между преступным деянием виновного и наступившей смертью.