Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование деятельности коммерческих банков в России (стр. 6 из 17)

Действующим законодательством предусмотрено сразу четыре состава административных правонарушений в сфере валютного регулирования[54].

Уголовная ответственность установлена за такое валютное преступление, как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту - УК РФ)[55].

Согласно ст. 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.

Согласно п. 1 ст. 14 УК РФ валютное преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Важно, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 миллионов рублей, прописанная в примечании к ст. 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты будет меньше 5 миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права.

Валютное преступление - это преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в ч. 3 ст. 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы[56].

Согласно ст. 8 УК РФ к уголовной ответственности можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии - действии или бездействии - состава преступления, сформулированного в статье УК РФ.

Рассмотрим подробнее характеристики состава валютного преступления по ст. 193 УК РФ.

Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.

Субъективной стороной валютного преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект сознавал, что не возвращает иностранную валюту, и желал этого.

В данном случае используемые в уголовном праве другие признаки субъективной стороны - мотивы и цели невозвращения иностранной валюты значения не имеют и могут выступать только лишь в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.

Объектом валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают между уполномоченным банком и юридическим лицом и связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации.

Объективную сторону валютного преступления составляет невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. Понятие «крупный размер» расшифровано в примечании к ст. 193 УК РФ. На практике эта сумма достаточно незначительна, поскольку речь идет о сумме рядовой сделки между организацией и ее иностранным партнером.

Действующее законодательство определяет ситуации, когда в силу обстоятельств деяние не считается противоправным. Статья 2.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состояние крайней необходимости определяет следующим образом: «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значимым, чем предотвращенный вред».

В ч. 2 ст. 39 Уголовного кодекса Российской Федерации также дано определение понятию «крайняя необходимость». «Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости».


Глава 2. Регулирование деятельности коммерческих банков

2.1 Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков

Одним из методов регулирования и надзора за функционированием банков являются экономические нормативы (их соблюдение контролируется через банковскую отчетность), которые «в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать...» банкам согласно ст. 62 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[57].

В период кризиса Банком России активно используются нормы, регулирующие требования к резервам кредитных организаций. Официальная статистика показывает[58], что период с 15 октября 2008 г. по 30 апреля 2009 г., который совпадает с первой фазой мирового финансового кризиса, характеризуется резко сниженными требованиями к кредитным организациям по резервированию.

Экономические нормативы широко применяются во всем мире, но ни в одной стране нет такого широкого спектра и большого количества нормативов, как в России. Так, например, в Японии утверждаются нормативы, регулирующие достаточность собственного капитала, ликвидность активов, предоставление крупного кредита и выплату дивидендов. В Германии регулируются достаточность собственного капитала, ликвидность и предоставление крупных кредитов[59]. Причем в России вместо одного общего норматива ликвидности, как в развитых странах, действуют сразу три: Н2, Н3, Н4; по кредитным рискам - четыре: Н6, Н7, Н9.1, Н10.1.

Экономическим нормативам дана характеристика в названном выше Законе в ст.ст. 62-72 «Банковское регулирование и банковский надзор», а в ст. 35 эти нормы не названы в списке основных инструментов денежно-кредитного регулирования, хотя присутствовали в ст. 13 «Денежно-кредитное регулирование» Закона РСФСР от 02.12.1990 № 394-1 «О Центральном банке РСФСР»[60].

Одна из основных задач нормативов - лимитирование кредитной экспансии коммерческих банков, что при излишнем ограничении может вызвать нехватку денег в экономике.

Обязательные экономические нормативы имеют денежно-кредитную экономическую сущность.

Данные нормативы являются относительными (процентными), кроме перечня видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Это следующие нормативы:

- предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- нормативы ликвидности кредитной организации;

- нормативы достаточности собственных средств (капитала);

- размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

- нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Значение экономических нормативов настолько велико, что представляется целесообразным рассмотреть эти нормы не только как инструмент «обеспечения устойчивости кредитных организаций», а значительно шире - в плане влияния обязательных экономических нормативов на эффективность работы банков и, главное, как инструмент государственной денежно-кредитной политики на экономику России в целом.

С 01.04.2004 действует Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»[61], которая существенно отличается от старой, отмененной Инструкции Банка России от 01.10.1997 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков»[62]. С 18 до 10, а затем до 9 сократилось число обязательных нормативов, определяемых новой Инструкцией, с сохранением прежней нумерации и названий нормативов и с некоторым изменением методики расчетов и предельных значений двух нормативов Н2 и Н3, зато сама Инструкция увеличилась в объеме почти в полтора раза, вероятно, за счет предусмотренных новым документом положений, которые, по оценке Банка России, будут препятствовать применению кредитными организациями схем по искусственному приведению этих параметров в соответствие с обязательными экономическими нормативами, что раньше делалось в конце месяца.

Величина капитала является базой для расчета большинства экономических нормативов в связи с использованием его расчетной величины при исчислении большинства прочих относительных нормативов, когда капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетной формулы этих норм и, таким образом, является одной из нескольких (чаще всего двух) величин, определяющих значение норматива.