Смекни!
smekni.com

История Дальнего Востока (вторая половина ХIХ века) (стр. 2 из 13)

Победа фабричного производства, быстрое развитие производительных сил вызвали коренную ломку социальной структуры. Основная тенденция капитализма состояла в превращении всей рабочей силы народного хозяйства России в наемную рабочую силу. Завершение перехода от мануфактуры к фабрике, образование капиталистических предприятий потребовали постоянного использования наемных рабочих, произошло завершение в целом формирования пролетариата как класса. Численность рабочего класса России, пополнявшегося за счет разорявшегося крестьянства, ремесленников, кустарей, постоянно возрастала. С 1860 по 1900 г. она увеличилась более чем в 4 раза (с 3,2 до 14,0 млн человек). Сложился слой крупной промышленной буржуазии, в руках которой все более концентрировались промышленное производство, транспорт, торговля, финансы.

В процессе буржуазной аграрной эволюции происходили разложение крестьянства и формирование классов сельской буржуазии и сельского пролетариата. Рост социальных противоречий внутри российского крестьянства — новое явление в пореформенной деревне, где стали разгораться две социальные войны: «1) борьба крестьянства против привилегированных землевладельцев и против остатков крепостничества;

2) борьба нарождающегося сельского пролетариата с сельской буржуазией» ".

Главная особенность пореформенного экономического развития России заключалась в растущем противоречии передовых форм капиталистической промышленности и отсталого сельского хозяйства. Незавершенность аграрной реформы в деревне делала пережитки крепостничества для основной массы населения особенно нетерпимыми, вела к обнищанию крестьянства, сдерживала процесс превращения зажиточных крестьян в мелких капиталистических предпринимателей.

В. "И. Ленин указывал, что развитие капитализма имеет две стороны:

«...развитие капитализма вглубь, т. е. дальнейший рост капиталистического земледелия и капиталистической промышленности в данной, определенной и замкнутой территории,—и развитие капитализма вширь, т. е. распространение сферы господства капитализма на новые территории». Наличие многочисленных остатков крепостничества в народном хозяйстве России тормозило развитие капитализма вглубь, способствуя

распространению капиталистических отношений на окраины. Особенностью России являлось наличие огромных, слабо освоенных и заселенных территорий. «Юг и юго-восток Европейской России, Кавказ, Средняя Азия, Сибирь служат как бы колониями русского капитализма и обеспечивают ему громадное развитие не только вглубь, но и вширь».

Возможность развиваться вширь временно сдерживала процесс развития капитализма вглубь. «Разрешение свойственных капитализму и порождаемых им противоречий временно отсрочивается вследствие того, что капитализм легко может развиваться вширь,— подчеркивал В. И. Ленин.—Напр., одновременное существование самых передовых форм промышленности и полусредневековых форм земледелия представляет из себя, несомненно, противоречие... Но возможность искать и находить рынок в колонизуемых окраинах (для фабриканта), возможность уйти на новые земли (для крестьянина) ослабляет остроту противоречия и замедляет его разрешение».

Эти два процесса — развитие капитализма вглубь и колонизация окраин, ь том числе Дальнего Востока,— были теснейшим образом связаны и взаимообусловлены. Рост трудовых ресурсов дальневосточного региона осуществлялся главным образом за счет переселенческого движения. Массовая аграрная колонизация, переселение крестьян, «выталкиваемых» из земледелия Европейской России, являлись такой формой развития капитализма которую В. И. Ленин характеризовал как «развитие капитализма на "новой земле"» или «образование новых капиталистических отношений на новой территории».

Многочисленные пережитки крепостничества в центре страны, сильно сужавшие развитие внутреннего рынка, заставляли российскую буржуазию искать новые рынки сбыта на колонизуемых окраинах. «Необходимость внешнего рынка для капитализма объясняется... тем обстоятельством, что капитализм не в состоянии повторять одни и те же процессы производства в прежних размерах, при неизменных условиях... он неизбежно ведет к безграничному росту производства, перерастающему старые, узкие границы прежних хозяйственных единиц», поэтому «если отсталость других сторон народного хозяйства суживает рынок в старом районе», то фабриканты «будут искать рынка в другом районе или в других странах или в колониях старой страны». Благодаря наличию большого колонизационного фонда расширенное воспроизводство капитала в России могло осуществляться в экстенсивной форме, т. е. путем распространения вширь.

Позиция царизма и российской буржуазии, рассматривавших Сибирь и Дальний Восток в первую очередь как рынок сбыта, как зону аграрной колонизации и как источник сырья, оказывала тормозящее влияние на промышленное развитие окраин: Урала, Сибири, Приамурского края. Положение аграрно-сырьевого придатка в системе российского капитализма обусловило проявление таких черт в экономическом развитии дальневосточного региона, которые дают основание рассматривать его как экономическую колонию Европейской России) (по ленинской терминологии, «как бы колония», «колония в экономическом смысле». Распространение капитализма на новые территории — своеобразное экономическое завоевание окраин.

Уровень и темпы развития окраин находились в прямой зависимости от экономической связи их с центром страны. Узость дальневосточного рынка усугублялась отсутствием дорог, отдаленные населенные пункты подолгу находились в полной изоляции. Это сдерживало развитие товарно-денежных отношений. Развитие капитализма в Приамурском крае вплоть до конца XIX в. осуществлялось медленными темпами.

Говоря о развитии капитализма вглубь и вширь, В. И. Ленин подчеркивал, что «в действительности обе стороны процесса тесно слиты». Если в 1860—1890 гг. на Дальнем Востоке России развитие капитализма вширь явно преобладало над развитием вглубь, то в 1890-е гг. в социально-экономической сфере произошли качественные изменения. Период с 1893 по 1900 г.— это время крупнейшего в истории капиталистической Россия промышленного подъема, охватившего все отрасли промышленности, связанного с усиленным железнодорожным строительством. За десятилетие (1891-1900) сооружено свыше 21 тыс. верст новых железнодорожных путей. Это потребовало огромного количества металла, леса и топлива, привело к значительному росту соответствующих отраслей промышленности. Одно из самых грандиозных сооружений этого периода — Транссибирская магистраль, строительство которой оказало глубокое влияние на экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока, вызвало качественно новые сдвиги, свидетельствовавшие о развитии капитализма вглубь, особенно в районах, прилегавших к железной дороге.

Необходимо отметить особую роль государственного капитала в ускорении капиталистического развития края в конце XIX — начале XX в. Государство строило и финансировало крупнейшие предприятия:

железные дороги, рудники, заводы, портовые сооружения и т. д. На казенных подрядах и поставках наживались многие дальневосточные предприниматели. С обширным казенным строительством связаны крупное

расширение рынка потребления и рынка наемной рабочей силы, приток капиталов и рабочих па дальневосточную окраину, что, конечно, ускорило развитие капитализма вглубь. К периоду империализма на Дальнем Востоке вполне применима ленинская характеристика пореформенного периода в России: он «...был периодом усиленного роста капитализма снизу н насаждения его сверху». По мере втягивания России в мировой капиталистический рынок в эксплуатации природных ресурсов окраин стала принимать участие и иностранная буржуазия. Следует отметить, что экспансии иностранного капитала в экономику региона способствовало и существование порто-франко, окончательно отмененного лишь в 1909 г.

Развитие капитализма в промышленности и сельском хозяйстве Дальнего Востока привело к изменению социальной структуры населения региона: формированию рабочего класса и буржуазии, обострению социальных противоречий. Вследствие этого и дальневосточная окраина России становится ареной классовой борьбы, местом вызревания движущих сил буржуазно-демократической революции.

Международное положение на Дальнем Востоке

во второй половине XIX в.

Несмотря на высокие темпы экономического развития в пореформенный период, Россия продолжала отставать от таких капиталистических государств, как Англия, Франция, Германия, США, Япония. Этот фактор, а также нехватка финансовых ресурсов, слабость вооруженных сил и морского флота, отсутствие развитых путей сообщения особенно негативно сказывались на ее положении на Дальнем Востоке. В силу этого дальневосточная политика царизма во второй половине XIX в. была направлена на сохранение статус-кво. Русская дипломатия занимала традиционно доброжелательную позицию в политических отношениях с ближайшими соседями: Китаем,, Японией, Кореей, стремясь мирными средствами разрешать спорные вопросы. Другой задачей дальневосточной политики России было сдерживание экспансии развитых капиталистических держав, которые начиная с 70-х гг. XIX в. активизировали борьбу за раздел мира, претендуя в том числе на земли Китая и других стран Азии, а также на дальневосточные владения России.

Особенно большое значение имело установление дружественных отношений с Китаем. Заключение Айгунского, Тяньцзиньского и Пекинского договоров 1858—1860 гг. привело к урегулированию пограничных вопросов и сближению двух величайших государств Азии. Будучи заинтересованным в сохранении мирных отношений с Китаем, царское правительство стремилось не выходить за рамки условий этих договоров. Установление добрососедских отношений было важно для обеих сторон, так-как со второй половины XIX в. Россия приступила к плановому засолению земель Приамурья и Приморья, а цинский Китай усилил колонизацию северо-восточных провинций (Маньчжурии). В процессе хозяйственного освоения новых территорий основной формой экономических отношений двух соседних стран стала приграничная сухопутная беспошлинная торговля. Интенсивность русско-китайской торговли возрастала в течение всей второй половины XIX в.