Смекни!
smekni.com

История Дальнего Востока (вторая половина ХIХ века) (стр. 9 из 13)

На Дальнем Востоке, богатом лесом, развивался лесной промысел. Крестьяне Амурской области, живущие по р. Зее, занимались гонкой дегтя и смолы, сплавом дров и строевого леса в Благовещенск и т. д. В 1886 г. на сплаве леса они заработали 16 000 р. п на производстве смолы и дегтя — 3000 р., а казаки на том н другом вместе — 50 000 р. Развитие производительных сил в сельском хозяйстве Дальнего Востока во второй половине XIX в. проходило значительно быстрее, чем в европейской части страны. В. И. Ленин писал: «Именно на наших окраинах, где крепостное право либо вовсе не было известно, либо было всего слабее, где крестьяне всего менее страдают от малоземелья, отработков, тяжести податей, там всего больше развился капитализм в земледелии». Сельское хозяйство на Дальнем Востоке сделало большой шаг вперед по пути капиталистического развития. Об этом свидетельствует рост сельскохозяйственного производства — посевных площадей, валовых сборов зерновых п других культур. Качественные изменения связаны с

растущим применением машин, в том числе сложных (конных сенокосилок, жаток, молотилок).

Большой приток переселенцев, сравнительно хорошая обеспеченность землей благоприятствовали развитию аграрного капитализма. В Приамурье и Приморье происходило разрушение патриархально-натурального хозяйства, шло становление мелкотоварного, а на его основе — капиталистического производства.

Развитие промышленности

Промышленное развитие дальневосточного региона, как и всей страны, в пореформенный период было связано с утверждением капитализма. Ему способствовало переселение мелких предпринимателей и ремесленников из Европейской России, а также приток иностранных отходников (из Китая, Кореи, Японии). Развитие мелкотоварного производства происходило в первую очередь в процессе ремесленной колонизации окраины, на что указывал В. И. Ленин.

Вместе с тем развитие товарно-денежных отношений вело к капитализации традиционных промыслов, из которых наибольшее значение имели охота, рыбная ловля, сбор дикоросов, лесной промысел, заготовка угля и дров. В последней четверти XIX в. в промыслах все более широко применялся наемный труд, а их продукция поступала на дальневосточный рынок. Так росла товарность местного хозяйства. В Петропавловском, Анадырском и Охотском округах Приморской области пушной промысел и разведение оленей составляли главную статью дохода местного населения, хотя оставались по своему характеру кустарными. На эти округа приходилась основная часть добычи пушнины в регионе.

На Дальнем Востоке развитие ремесленного производства в пореформенные десятилетия отставало от потребностей населения. В обзорах, составлявшихся губернаторами в 90-х гг. XIX в., констатируется крайняя недостаточность кустарной и ремесленной продукции, нехватка специалистов. Так, численность ремесленников в Благовещенске в 1893 г. была 1777 человек, в 1896 г.— 1880, в 1890 г.— 1331, в 1903 г.— 1747 человек. Развитие ремесленного производства происходило медленными темпами. Объяснялось это не только нехваткой свободной рабочей силы и капиталов, но и активным ввозом фабричных товаров как отечественного, так п иностранного производства (благодаря существованию порто-франко). Известный дореволюционный экономист и агроном Н. А. Крюков писал. что ремесленное производство в Приморской и Амурской областях развито «чрезвычайно слабо и весьма редко можно встретить в крестьянском доме какое-нибудь ремесло. Население почти ничего не производит из предметов одежды и домашнего обихода, а все покупает. Ситцы, шапки, обувь, шубы, сбруи и прочие предметы в значительных количествах привозятся из Одессы и Сибири»; такая же картина была характерна для Забайкалья: «Главная масса изделий всякого рода привозится из Европейской России, частью из Америки». Характеризуя подобного рода явления, В. И. Ленин писал: «Здесь, следовательно, рост товарного производства и капитализма проявляется уже в вытеснении мелкого промысла фабрикою» зэ.

Именно поэтому развитие обрабатывающей промышленности происходило в первую очередь за счет тех отраслей, которые не испытывали сильной конкуренции со стороны фабрично-заводской промышленности центральных районов России и зарубежных стран, имели прочную сырьевую базу и давали большие прибыли. Наиболее активно развивались отрасли по переработке природных и сельскохозяйственных продуктов;

ведущими отраслями являлись мукомольная, винокуренная, кожевенная, маслобойная, рыбная. В середине 90-х гг. XIX в. сумма годового производства дальневосточной обрабатывающей промышленности по основным отраслям распределялась следующим образом (в %): мукомольная — 40,8; винокуренная — 31,0; кожевенная, свечная, мыловаренная — 7,4;

силикатная (производство кирпича, цемента, извести и т. д.) — 9,3; маслобойная и жировая — 4,9; металлообрабатывающая — 3,5; спичечная — 2,1; лесообрабатывающая — 1,0 ". Эти данные иллюстрируют аграрную направленность экономики Дальнего Востока (что типично для колонизуемой окраины.

Мукомольное производство наибольшее развитие получило в Амурской области, где на его долю в 1896 г. приходился 71% всей суммы годового производства обрабатывающих предприятий. В Приморской области доля винокурения в 3 раза превосходила объем мукомольного производства. В Забайкалье в конце 90-х гг. винокуренное производство являлось основным и превосходило по стоимости выпускаемой продукции другие отрасли обрабатывающей промышленности: в 1,5 раза кожевенную (включая мыловаренное и свечное производство) и в 6 раз мукомольную. В 1900 г. сумма производства винокурения в Приамурском генерал-губернаторстве составляла 37% от суммы производства всей обрабатывающей промышленности, уступая лишь мукомолью. Экономическая отсталость дальневосточного региона проявлялась как в ориентации на переработку сельскохозяйственного сырья, так и в низком удельном весе металлообработки, кирпичной, цементной и других отраслей (всего 12,8% суммы годового производства). При этом доля металлообработки была в 2,6 раза меньше доли силикатной промышленности, которая в 90-е гг. XIX в. развивалась под влиянием строительного бума.

свидетельствует о некотором росте концентрации производства. К этому времени в крае появились первые предприятия фабричного типа, началось техническое перевооружение местной промышленности. Коснулось оно прежде всего мукомольной промышленности. Одна из первых технически совершенных паровых мельниц построена во Владивостоке в 1879 г. компанией О. В. Линдгольма. Мельница была хорошо оборудована, имела 30-сильную паровую машину, 3 жернова, могла переработать до 200 тыс. пудов зерна в год. В Приамурском крае в 90-е гг. число паровых мельниц быстро возрастало. Так, с 1890 по 1900 г. в Амурской области оно увеличилось с 10 до 24. в Приморской — с 5 до 11, в Забайкальской—с 2 до 11. В середине 90-х гг. 13 крупнейших паровых мельниц края (7 в Амурской области, в 2 и Забайкальской и 4 в Приморской) имели сумму годового производства около 1 млп р., энерговооруженность — 655 л. с., рабочих — 395.

Из 21 винокуренного и пивоваренного завода в середине 90-х гг. XIX в. только 3 предприятия имели заводское оборудование: Михайловский винокуренный завод В. М. Лукииа в Амурской области, Воскресенский винокуренный завод Д. М. Буивпд в с. Красный Яр в Забайкальской области и Павлиновский винокуренный запод торгового дома «М. Пьян-ков с братьями» близ г. Никольска-Уссурийского Приморской области. На этих предприятиях имелись паровые котлы и паровые машины общей мощностью 186 л. с., на них работало 230 человек, сумма годового производства составляла более 700 тыс. р. Остальные предприятия этой отрасли были мелкими заведениями с 2—9 рабочими, общая энерговооруженность их составляла всего 12 л. с.

Кожевенная отрасль была представлена небольшими заведениями многопрофильного типа, т. е. занимавшимися не только обработкой кожи, но и изготовлением мыла, свечей, а иногда и шитьем изделий из кожи и меха. Во всех этих заведениях господствовал ручной труд.

Техническая перестройка почти, не коснулась быстро развивавшегося кирпичного производства, которое отличалось самой высокой концентрацией рабочей силы. Наиболее крупные предприятия отрасли (их было 17) имели каждое от 20 до 300 рабочих. Всего на кирпичных заводах трудилось 1140 рабочих. Однако производство кирпича почти целиком и полностью базировалось на ручном труде. Единственный паровой котел, обеспечивавший тепловой энергией горизонтальную паровую машину в 12 л. с., был установлен на предприятии А. Д. Старцева на о-ве Путятина.

Становление дальневосточной металлообрабатывающей промышленности относится к 60-м гг. XIX в., когда во Владивостоке были построены в порту судоремонтные мастерские. В 1872 г. в связи с переводом во Владивосток главного тихоокеанского порта мастерским передано оборудование Николаевского (на Амуре) судоремонтного завода, они преобразованы в завод. В 1885 г. Владивостокский судоремзавод стал расширяться на современной (по тому времени) технической основе. В 1869 г. в мастерских работало от 40 до 60 человек, в 1886 г.— около 300, в 1896 г.- 697, в 1900 г.- 813 человек. Частные металлообрабатывающие предприятия возникают в 80-е гг. В середине 90-х гг. XIX в. наиболее значительными из них являлись: машиностроительный завод Товарищества Амурского речного пароходства, литейно-мехапиче-скпй завод И. П. Чепурина и чугуномеднолитейньш завод Першина (все три в г. Благовещенске), чугуномеднолитейный и механический завод Р. Бюргппа во Владивостоке и чугуномеднолитейньш завод Кузнецова— Ласькова в пригороде Хабаровска. Энерговооруженность названных заводов 148 л. с., число работающих 145 человек.

В конце XIX в. создавались капиталистические предприятия в лесообрабатывающей промышленности, которая особенно быстро развивалась и Приморской области. В 1881 г. было построено две лесопильни во Владивостоке, одна из них принадлежала Ж. Монсэ, другая — русскому купцу М. К. Федорову. В середине 90-х гг. в Приамурском крае насчитывалось шесть паровых лесопилен (две в Амурской области и четыре в Приморской). Эти предприятия имели самую высокую в обрабатывающей промьнллсштостп энерговооруженность — 210 л. с., на пих работало 78 человек.