Смекни!
smekni.com

Частные военные компании, их создание, развитие и опыт работы в Ираке и других регионах мира (стр. 1 из 4)

Олег Валецкий

В современных международных миротворческих операциях частные военные компании (PMC-private military companies) являются равноправным правовым субъектом наряду с родами и видами вооруженных сил.

Согласно заключениям американских экспертов корпорации подобного типа со временем будут приобретать все большую роль в войне, а и ныне это влияние очевидно по опыту войн в Ираке и Афганистане. Эти компании берут, уже сегодня на себя все больше функций армии и полиции.

В большом объеме это началось в ходе войн на территории бывшей Югославии (1991-1995 в Хорватии, в 1992-1995 в Боснии и Герцеговине, в1998-1999 г в Косово и Метохии, и в 2000-2001 в регионах Южной Сербии и Западной Македонии)

ЗдесьследуетотметитькомпаниюМПРИ (Military Professional Resources Incorporated http://www.mpri.com)

Американское правительство, заставившее в феврале 1994 года в Вашингтоне подписать президента боснийских мусульман Алию Изетбеговича и президента Хорватии Франьо Туджмана договор об остановке боевых действий между хорватами и мусульманами в Боснии и Герцеговине (война 1993-94 годов) заставила их подписать и военный союз против сербов. Проведение в жизнь этого договора американское правительство доверило как раз для этого и созданной компании МПРИ. Эта компания собрала несколько десятков высокопоставленных американских офицеров в отставке которые и занялись подготовкою высшего звена армий Хорватии и Босния, как впрочем, и установлением оперативной связи штабов этих армий с командованием НАТО. Успешные наступательные операции, проведенные хорватскими и боснийскими войсками весной-осенью 1995 против сербов в Хорватии и в Боснии и Герцеговины в немалой доле заслуга МПРИ. Не удивительно, что эта компания продолжила свою работу с так называемой Освободительной Армией Косово(по-албански УЧК) в 1998-99 годах в Албании, а показательно и появление МПРИ в 2000-2001 годах в Македонии.

После войны новым полем деятельности для частных военных компаний стало разминирование на территории бывшей Югославии на которое во второй половине девяностых годов, а и в начале этого тысячелетия различные международные организации(прежде всего комитеты Организации объединенных наций (ООН) по вопросам беженцев(UNHCR) и развитию(UNDP),Евросообщество(EU) и Мировой банк(World bank), Международный фонд доверия(International trust Found) правительства США, Германии, Японии, Швеции, Великобритании, Франции и некоторых других стран) выделяли десятки и сотни миллионов долларов. Так как данная тема достаточно специфична. то советую интересующимся прочитать написанную мною в 2002 году статью Гуманитарное разминирование в бывшей Югославии(Humanitarian mine clearing in former Yugoslavia) опубликованную под редакцией полковника инженерных войск в отставке Юрия Григорьевича Веремеева на сайте последнего(а так же историка Игоря Лодыгина) Анатомия Армии http://armor.kiev.ua/army/engenear/razminir-ov.shtml http://armor.kiev.ua/army/engenear/razminir-ova-2.shtml http://armor.kiev.ua/army/engenear/razminir-ovb.shtml а так же мою страницу на сайте Art of War http://artofwar/ru/w/waleckij_o_w/ где находится эта же статья.

Помимо разминирования, частные военные компании приняли участие и в работе международных полицейских миссий в Боснии и Герцеговине(International Task Police Force в 1996-2004 годах) и в Косово и Метохии (Police of UNMIK в 1999-2005 годах). Здесь большую роль сыграла американская компания ДинКорп(DynCorp, Inc. ( http://www.dyncorp.com ) осуществлявшая набор личного состава для американского контингента международных полицейских миссий, а так же участвовавшая в проверках работы персонала этих миссий. Другая американская компания появившаяся на территории бывшей Югославии Kellogg Brown & Root (KBR)( http://www.halliburton.com) , являвшаяся частью Halliburton (в чьем управлении принимал и принимает участие Дик Чейни)занялась уже освоенной ею к тому времени работой по снабжению и тыловому обеспечению трудоустраивая десятки тысяч человек.

Войны в Афганистане(с 2001 года) и Ираке(с 2003 года)способствовали росту числа таких компаний получавших контракты, как напрямую от министерств и ведомств правительств США и Великобритании(Department of State, U.S. Agency for International Development,Department of Defence), различных управлений армии США(Army Corp of Engineers, Logistics Civil Augmentation Program, U.S. Army Contracting Agency southern Region Contracting Center ,от ООН (UNICEF, UNHCR, UNDP), мировой здравоохранительной организации(World Health Organization) а, разумеется, и от новых правительств Афганистана и Ирака, так и от различных западных компаний занимавшихся различными видами деятельности, но, прежде всего в областях нефтедобычи, транспорта, энергетики и водоснабжения. Помимо этого большие компании нередко прибегали к использованию услуг других таких же фирм на подрядной основе.

Подобная практика нередко приводит к конфликтам между компаниями, принимающими иногда весьма значительные, в том числе в области политики размеры.

Данная сфера работы проводится под весьма плотным контролем западных спецслужб, прежде всего американских и британских и разрешительная система в области получения компаниями разрешений на работу достаточно зависима от этих спецслужб и соответственно от проводимой ими политики. По большому счету это естественно, так как самостоятельно данные компании противостоять хорошо вооруженному противнику не могут и, как правило, заранее заручаются поддержкой армейских частей, в первую очередь сил спецназа. Этому способствует и то, что данные компании предпочтение при трудоустройстве оказывают ветеранам сил специального назначения, а нередко у них работают и действующие военнослужащие этих сил, специально для этого берущие отпуска. Последнее и неудивительно, зная то, что в таких компаниях, военнослужащие получают от 200 до тысячи(иногда и больше)долларов в день, тогда как в армии США солдаты и сержанты получают от 1000 до 4000 долларов в месяц.

Сами компании согласно указаниям соответствующих органов, в Ираке это командование «Коалиционных войск»,а в Афганистане это командование НАТО первое время пополняют свои ряды персоналом, прежде всего из числа граждан тех стран, которые участвовали в данных войнах. Впрочем, позднее критерии были ослаблены, тем более что граждан ЮАР из числа военнослужащих армии и полиции набирали в таком количестве, что президентская гвардия ЮАР лишилась едва ли не половины своего состава. Естественно специалистами они стали во времена «апартеида»,что не замедлило вызвать скандал. Когда 28 января при взрыве автомобиля-бомбы перед отелем в Багдаде погиб один, а ранен другой работник британской компании Erinys Iraq Limited com), выяснилось, что погибший Франкос Стридом(Francois Strydom) был военнослужащим Коевот(отряда спецназа ЮАР в Намибии, а его раненный коллега Дин Гоус(Deon Gouws ) был сотрудником бывшей тайной полиции ЮАР Влакпаас(Vlakplaas) Впрочем, показали себя южноафриканцы хорошо,и поэтому несмотря на газетную шумиху нанимать их продолжали, что было немалым делом, так как гражданам иных государств вроде бы и участвовавших в операции Iraqi Freedom в приеме отказывали. С тем, что Erinys отчасти был и южноафриканской фирмой(хотя вообще то зарегистрирована она была на Виргинских островах) компания Meteoric Tactical Solutions(,являвшаяся полностью южноафриканской, смогла получить там контракт,хотя южноафриканское правительство открыто выступило против войны в Ираке.

Достаточно популярным у таких компаний было привлечение к работе и ветеранов французского иностранного легиона, хотя в Ираке им приходилось испытывать определенные трудности в трудоустройстве, из-за известной политики Франции. Тем не менее, одна французская компания Groupe EHC (www.groupe-ehc.com) даже смогла войти на данный рынок, используя, прежде всего бывших легионеров.

Американская компания Blackwater в 2004 году осуществила вербовку около 50 ветеранов вооруженных сил Чили, что опять таки вызвало обвинений некоторых правозащитников(сделавших из борьбы за права человека выгодный «бизнес»),так как эти ветераны стали профессионалами естественно при Пиночете.

Схожие обвинения на страницах некоторых изданий вызвал и периодический наем британской компанией Hart Group в 2003-2005 годах групп по 10-15 человек из числа ветеранов вооруженных сил Республики Сербской. Так как эти ветераны являлись участниками войны 1991-95 ведшейся там, где они и жили, то естественно их некоторые журналисты стали связывать с военными преступлениями времен той войны, хотя по такой логике любой тамошний серб должен был связан с этими преступлениями. Впрочем, компания Hart Group, Ltd.(http://www.hartgrouplimited.com) осуществляла набор через организации, занимавшиеся разминированием и в первую очередь в Ирак отправились саперы, правда для охраны инженеров занимавшихся восстановление энергетической системы Ирака.

Вообще то подобные обвинения иных журналистов были хорошо оплаченными акциями, а причины, по которым они велись, не являются предметом данной статьи. То, что такой персонал набирался в странах с условно выражаясь «милитаристской» традицией вполне закономерно, так как самый ценный опыт любой профессии постигается на практике, а в данной области-охранной деятельности в боевых условиях, лучший опыт постигается в боевой обстановке.

В силу этого руководство различных компаний проводило эксперименты по набору персонала и в иных странах, и так компанией Erinys Iraq Limited весной 2004 года была нанята и группа из 15 русских,украинцев.югославов и болгарина.

С появлением в Ираке южнокорейского контингента, там появилась и частная военная компания из Южной Кореи NKTS Co., Ltd.( www.nkts.co.kr )

Отмечено и появление и индийской компании здесь Group 4 Falck A/S (www.group4falck.com )

С ходом временем и местные арабские вожди решили создать подобные компании, как, например Baghdad Fire & Security(Ирак), Dehdari General Trading & Contracting Est.(Кувейт), Unity Resources Group (Middle East) LLC(Дубай),либо создавали совместные с западными компаниями фирмы, как, например Diligence Middle East созданная как филиал американской Diligence LLC( www.diligencellc.com )

Впрочем, доверия к арабам те же американцы с ходом войны испытывали все меньше и меньше. Но и другим «несвоим» категориям кандидатов старались не доверять,и так компании Meyer & Associates(www.meyerglobalforce.com)SOC-SMG(www.soc-smg.com), Triple Canopy Inc.( http://www.triplecanopy.com ), трудоустраивали как правило ветеранов американского спецназа. Австралийская OAM(www.oam-group.com) ветеранов австралийского спецназа, занимавшихся при этом достаточно опасным делом-проводкой конвоев по дороге Багдад-Амман.При этом вопреки расхожему мнению эти компании людей берегут, в чем, вероятно, играет роль высота страховки(от 100 000 долларов и больше)и соответственно влияния агентов страховых компаний, могущих при нарушениях безопасности отказать в выплате страховки, что влечет за собой судебный процесс и атаку адвокатов, в некоторых отношениях не менее опасных от моджахедов. Поэтому при росте опасности компании сворачивают свою деятельность на опасных участках, и так компания ArmorGroup ( www.armorgroup.com ) потеряв до десятка человек убитыми и раненными в районе Мосула летом 2004,предпочло приостановить работу в этом регионе.