Смекни!
smekni.com

Проблема датировки основания Ярославля в трудах историков и краеведов (стр. 3 из 6)

Известный историк Н.Н. Воронин, занимавшийся поиском архитектурных памятников средневековья Владимиро-суздальской земли, впервые нарушил молчание в споре о дате основания Ярославля.

Помимо того, что возглавляемая им археологическая экспедиция провела первые после революции 1917 г. раскопки на территории древнего Ярославля, в одной из своих статей он впервые в советское время определил вероятную дату основания города Ярославля – 1024 г. Эта дата становится основной в тот период – в частности, она приводится в первом официальном издании по истории г. Ярославля в советский период - книге «Ярославль. Очерки по истории города.» (авторы - П.Андреев, А.Генкин, П.Дружинин, П.Козлов), изданной в 1954 г.

Обнаруженные около церкви Спаса на Городу следы древнего поселения были датированы 8-9 вв., и находки свидетельствовали о том, что это поселение так называемой «дьяковской» культуры, относящееся к дославянскому периоду истории края. В этой связи Н.Н. Воронин изучил легенду об основании города Ярославля и предположил, что именно это поселение и являлось тем самым «Медвежьим углом», который упоминается в легенде об основании Ярославля.[8]

К этому же времени – 40-50 гг. относится формирование «марксистко-ленинской теории исторической науки», которая переработала фактический материал об истории средневековых русских городов на основе учения марксизма.

В своей книге «Древнерусские города» М.Н. Тихомиров следующим образом выразил главные положения марксисткого, «партийного» подхода к изучению истории средневекового русского города:

«…восточные славяне являются первыми и главными создателями городов и городской жизни на территории Киевской Руси, а так как города являются носителями культуры, то и развитие русской культуры надо отнести в основном за счёт славянского элемента.»[9]

Славяне приносили на осваиваемые ими территории более прогрессивные ремесленные технологии. Те города, которые они строили на новых для них землях, в том числе и на территории Верхневолжья, возникали не только как военные крепости, но и как центры ремесла и торговли. таким образом главный признак того, что открытое археологами поселение являлось именно городом, служат не только крепость или храм, но и наличие ремесленных мастерских, мест для торговли и т.п.

Тем не менее, М.Н. Тихомиров полагал, что возникали города прежде всего как княжеские военные крепости:

«Территория русских городов IX-X вв. в основном вмещалась в пределы небольших крепостей.- детинцев; в этот период только намечается формирование городов как центров сосредоточия не только княжеских слуг, но и купцов и ремесленников. Возникновение многих новых городов происходит под прикрытием княжеских замков и под их непосредственной защитой»[10]

Князья основывали города как опорные пункты для закрепления на захваченных территориях – именно с этой целью Ярослав Мудрый основал город Юрьев (Тарту) – как крепость на захваченных землях, расположив там военный гарнизон. Так были основаны крепости на Днепре и Дону, вдоль водных путей, по которым осуществлялось регулярное и значительное перемещение торговых судов.

Однако для северо-восточных, окраинных областей Киевской Руси, расположенных вдали от главных торговых путей, причина возникновения городов была связана зачастую не с торговлей или военными захватами, а с распространением княжеской власти, сбором дани.

Н.М. Тихомиров писал в этой связи следующее:

«Ростов, принадлежащий к числу древнейших русских городов, расположен на берегу большого, но мелководного Ростовского озера, известного по летописи под другим, более древним названием «Неро». Река Которосль соединяет озеро с Волгой; однако волжская дорога отстояла от Ростова на довольно большом расстоянии…… возникновение Ростова, а тем более его дальнейшее развитие нельзя объяснить выгодами географического положения на больших торговых путях. Гораздо важнее было положение Ростова в «опольи», как назывались участки лесостепи в Северо-Восточной Руси. Прекрасная почва ополья давала возможность широко заниматься огородничеством и зерновым земледелием, а озеро славилось большими рыбными богатствами.

Таким образом, торговля имела для Ростова явно вторичное значение: не она была фактором, создавшим город в стороне от волжского пути, но сама направилась в сторону центра, развивавшегося на другой основе. Этой основой было развитие земледелия и ремесла. Поэтому в Северо-Восточной Руси старые города сосредоточиваются в плодородных опольях, в стороне от Волги.»[11]

Фактически М.Н.Тихомиров впервые допускает предположение, что русские города возникали не только в ходе налаживания и развития торговых путей, или военных захватов новых территорий, но и в результате мирного заселения славянами новых территорий. Именно так, по его мнению, развивался Ростов. Очевидно. что и возникновение Ярославля могло быть связано с освоением новых земледельческих областей.

В своей книге М.Н. Тихомиров дает список древнерусских городов и дату их возникновения. Последняя определяется по единственному неоспоримому признаку – году первого упоминания того или иного города в летописях.

Ярославль отмечен, как город, известный с 1071 г.

Поскольку иные датировки были основаны на логических рассуждениях и косвенных доказательствах, то научно доказанным фактом существования того или иного города могло служить только его упоминание в достоверных и неоспоримых письменных источниках.

Таким образом, к концу 50-х годов в советской исторической науке по проблеме даты основания г. Ярославля сложились следующие выводы:

Был доказан факт существования на территории древнейшего Ярославля дославянского земледельческого поселения, условно названного «Медвежий угол».

Параллельно давались две даты основания города – «научная» - т.е. годом основания города официально признавалась дата первого упоминания в летописи, и «предположительная» - т.е. подтвержденная логически, исходя из достоверно известных фактов биографии основателя города Ярослава Мудрого. Н.Н. Воронин считал наиболее вероятным, что Ярослав основал город в 1024 г. во время большого военного похода. Поскольку этот ученый считался в то время одним из крупнейших авторитетов в изучении истории Древней Руси, именно этот год считался датой основания города Ярославля.

Городом могло считаться только укрепленное поселение, крепость (детинец), как военная опора распространения власти князя-феодала. Позже вокруг крепости возникал ремесленный и торговый «посад», который и был городом в современном понимании – центром ремесленного производства товаров и их сбыта. В северо-восточной Руси, в частности, Ростовской земле, были местные особенности – здесь города возникали больше как центры мирной, земледельческой колонизации новых земель и их роль. Как военных крепостей, имела, по всей вероятности, меньшее значение по сравнению с другими районами Киевской Руси.

Б. Обоснование даты основания города в период 988-1010 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. вызвала патриотический подъем русского народа. Прежние положения о том, что все русские князья были феодалами и эксплуататорами, были забыты, и официальная советская пропаганда стала использовать имена древних русских князей Александра невского, Дмитрия Донского и других как «прогрессивных исторических деятелей», которые способствовали возникновению русского национального государства – будущей колыбели Советской власти.

Князь Ярослав мудрый так же был включен в состав таких деятелей, как создатель мощного централизованного государства – Киевской Руси, которая провозглашалась непосредственной предшественницей Московской Руси, а затем – Российской империи и СССР.

Были улучшены отношения с православной церковью. Монастыри и храмы были признаны ценным историческим наследием, стали охраняться государственным законом, были отпущены государственные средства на реставрацию, проведение археологических исследований.

Официальная пропаганда стала активно использовать исторический материал, стремясь доказать, что средневековая Русь в своем развитии не только не уступала средневековой Европе, но в некоторых областях даже превосходила ее.

Поощрялось краеведение, стали образовываться областные музеи, из печати один за другим выходили научные труды по истории Древней Руси.

Стали вновь гордиться древностью русских городов. В 1947 г. по указанию самого И.В. Сталина, был пышно отпразднован юбилей – 800 лет со дня основания Москвы.

После этого события, как по команде, стали готовиться и проводиться юбилеи других крупных советских городов. Подобные мероприятия сопровождались большой шумихой, и требовали значительных финансовых затрат. К юбилею ремонтировались дороги, здания, возводились новые объекты. Для города- юбиляра это было очень выгодно, потому что юбилей помогал добиться дополнительного финансирования со стороны Москвы, и удачно проведенный праздник повышал авторитет областного и городского начальства и мог благоприятно сказаться на чиновничьих карьерах.

В 1958 г. первый секретарь Ярославского обкома КПСС Баринов предложил группе ярославских историков дать обоснование того, что датой основания Ярославля является 1010 год. Причину такого обращения он объяснил без всяких стеснений – если он сумеет убедить московское начальство, что в 1960 г. исполняется 950 лет со времени основания Ярославля, то можно будет «выбить» деньги на празднование юбилея.[12]

Задание взялся выполнить М.Г. Меерович – преподаватель Ярославского педагогического института.

Им была подготовлена записка, в которой, по существу, повторялись рассуждения К.Д. Головщикова о том, что Ярославль мог быть основан в период Ростовского княжения Ярослава Мудрого с 988 по 1010 год.