Смекни!
smekni.com

Участники уголовного процесса (стр. 7 из 8)

В зависимости от наличия субъективного права у допрашиваемого лица отказаться от дачи свидетельских показаний, а также наличия или отсутствия запрета у соответствующих управомоченных органов допрашивать этих лиц, И.В. Вельш классифицирует свидетельский иммунитет следующим образом:

1. Безальтернативный свидетельский иммунитет. Возникает тогда, когда у свидетеля есть субъективное право отказаться от дачи показаний; для лиц или органов, в производстве которых находится уголовное дело, установлен запрет допрашивать их как свидетелей даже в тех случаях, когда данные лица пожелали бы дать такие показания. Этот иммунитет распространяется на защитника обвиняемого, адвоката, а также на лиц, обозначенных в ч. 3 ст. 56 УПК РФ (судья, присяжный заседатель, священнослужитель, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы).

2. Альтернативный свидетельский иммунитет. Возникает тогда, когда у лица есть выбор воспользоваться своим субъективным правом отказаться давать свидетельские показания, а для лиц или органа, производящего дознание или следствие, нет запрета допросить это лицо (при условии, что данное лицо согласно давать показания), а также у названных правоохранительных органов появляется обязанность освободить это лицо от свидетельства (если оно отказывается давать показания). Данный вид свидетельского иммунитета распространяется на близких родственников обвиняемого (подозреваемого), подсудимого.

3. Наличие тайны не порождает свидетельского иммунитета в случае, если у ее носителя нет права отказаться от дачи свидетельских показаний (это их обязанность). Более того, этот свидетель предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний по ст. 308 УК РФ. Данные лица в любом случае обязаны давать свидетельские показания, а у правоприменителя не только нет запрета, но, напротив, он обязан допросить таких свидетелей. К такой тайне относится, например, врачебная тайна, тайна усыновления и др.

Кроме этого, свидетель имеет право давать показания на своем родном языке или языке, которым владеет, а также пользоваться бесплатной помощью переводчика; заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе; заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, прокурора и суда; являться на допрос с адвокатом; ходатайствовать о применении мер безопасности.

В случае отсутствия законных оснований для освобождения свидетеля от дачи показаний, он подлежит допросу, перед началом которого дознаватель, следователь, прокурор или судья предупреждают его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (ст. 307 УК РФ) либо отказ от дачи показаний (ст. 308 УК РФ), а также за разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ).

Эксперт – это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в установленном уголовно – процессуальным кодексом порядке для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

Эксперты – это специалисты в различных отраслях науки, техники, искусства или ремесла, познания которых необходимы для проведения исследования в своей области знаний и дачи ответов на поставленные перед ними вопросы.

Заключение эксперта, как и его показания, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК РФ являются доказательством по делу. Поэтому, перед проведением исследования и дачей заключения эксперт предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. После дачи экспертом заключения, в случае возникновения каких-то неясностей, он может быть допрошен в качестве эксперта для разъяснения возникших вопросов. По общему правилу, допрос эксперта непосредственно относится к предмету его исследования и заключения. В таком случае он также предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, предусмотренной ст. 307 УК РФ.

Эксперт имеет право (схема 15): знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы; ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов; с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда участвовать в производстве следственных и судебных действий и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы; давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования; приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права; отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если предоставленные ему материалы недостаточны для дачи заключения (ст. 57 УПК РФ).

Если в ходе предварительного расследования либо рассмотрения уголовного дела в суде выяснится, что эксперт, которому поручается проведение экспертизы, является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу; участвовал в качестве присяжного заседателя, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу (ч. 1 ст. 61 УПК РФ); находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей, либо обнаружится его некомпетентность (ч. 2 ст. 70 УПК РФ), в этих случаях лицо, в производстве которого находится уголовное дело (дознаватель, следователь, прокурор или судья) принимает решение об отводе данного эксперта в соответствии с ч. 1 ст. 69 УПК РФ.

Специалист - это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном уголовно - процессуальным кодексом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, постановки вопросов эксперту, а также разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ст. 58 УПК РФ).

Из приведенного определения следует, что наиболее часто специалистов привлекают для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, являющихся доказательствами по уголовному делу. Это может быть содействие при проведении каких-то следственных действий, например, участие врача при освидетельствовании лица; применение видео-, аудио-, фототехники для фиксации хода и результатов следственного действия (например, следственного эксперимента); помощь бухгалтера в отыскании, для последующего изъятия, каких-либо бухгалтерских документов и т.д.

Для применения технических средств в исследовании материалов уголовного дела специалист может привлекаться в случаях, если в материалах уголовного дела имеются какие-то вещественные доказательства (например, по делу о получении взятки – меченые купюры) выявление меток на которых требует применения специальных химических, радиоизотопных или инфракрасных технических средств, либо, например, определения изъятого вещества на предмет его отношения к наркотическим средствам путем проведения экспресс-анализа до возбуждения уголовного дела и получения заключения эксперта и т.д.

От правильности постановки вопроса эксперту, зачастую зависит ход и направление его исследований, а следовательно, и сам результат исследования, поэтому для исключения возможности неправильного толкования поставленных вопросов, их разночтения, привлекаются специалисты, оказывающие помощь сторонам и суду в постановке и формулировке вопросов в постановлении (определении) о назначении экспертизы.

Обязанность разъяснения специалистом сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию вытекает из содержания п. 3.1 ч. 2 ст. 74 УПК РФ, предусматривающего использование показаний специалиста и его заключение в качестве доказательства по уголовному делу. Поэтому он, наравне со свидетелем, потерпевшим или экспертом несет уголовную ответственность за дачу заведомо ложных показаний.

Специалист вправе:

1) отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

2) с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда задавать вопросы участникам следственного действия;

3) знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он принимал участие, и делать подлежащие занесению в протокол заявления и замечания;

4) приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права (ст.ст. 123, 124, 125 УПК РФ).

Переводчик - это лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, и привлекаемое для участия в уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных уголовно – процессуальным кодексом.

Решение о назначении лица переводчиком по уголовному делу, дознаватель, следователь, прокурор и судья оформляют постановлением, а суд – определением.

Переводчик имеет право:

1) задавать вопросы участникам уголовного процесса с целью уточнения перевода;

2) знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал, а также с протоколом судебного заседания и делать замечания по поводу правильности записи перевода, подлежащие занесению в протокол;

3) приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

Как и другим участникам уголовного судопроизводства, переводчику может быть заявлен отвод в соответствии со ст. 61 УПК РФ (общие основания), а также в соответствии со ст. 69 (некомпетентность переводчика). За заведомо ложный перевод переводчик несет уголовную ответственность по статье 307 УК РФ.