Смекни!
smekni.com

А.В. Суворов - великий русский полководец (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат

тема: «А. В. Суворов – великий русский полководец»

выполнила студентка 1-го курса

ФМФ КБ

Бондаренко Ольга

проверил доцент

Сеитов И. Т

Ставрополь 2008


План

Введение.

1. Воспитание и формирование мировоззрения А.В.Суворова.

2. «Солдатская школа» Суворова (1742 – 1754 гг.)

3. «Офицерская школа» Суворова (1754 – 1768 гг.)

4. Отставка Суворова. Ссылка в Кончанское.

5. Принципы военного обучения А. В. Суворова. «Наука побеждать».

Заключение.

Литература.


Введение.

24 ноября 2008 года исполнится 278 лет со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. На протяжении 40 лет почти непрерывной боевой деятельности он провел 20 компаний и не знал ни одного поражения.

Александр Васильевич не имел равных среди полководцев времени. Его блистательные победы способствовали укреплению мощи России в последней трети XVIII в. Полководческое искусство Суворова и его система обучения и воспитания войск опередили развитие военного искусства, как в России, так и в Западной Европе. Это было передовое военное искусство, обусловленное историческими особенностями развития России в XVIII в.

Жизнь Суворова – высокий нравственный пример служения Родине. Суворов – не просто полководец, занявший место среди великих полководцев мировой истории, - он представляет собой историческое явление. Передовое военное искусство Суворова и особенно его система обучения и воспитания войск, носившая объективно буржуазный характер, входили в противоречие с самодержавно-крепостническим строем Российской империи, с его военной системой, призванной укреплять феодализм в России. Заслуга Суворова признавалась правящими кругами России лишь на половину: за почестями следовали унижение, опала и ссылка. После его смерти дворянско-буржуазная историография приложила не мало усилий к тому, чтобы исказить и принизить образ великого русского полководца, умалить его роль в развитии русского военного искусства. Однако в досоветской историографии о Суворове можно назвать ряд авторов, которые, несмотря на свою дворянско-буржуазную ограниченность, сумели достаточно полно и объективно отразить его жизнь и деятельность. Ученики и сподвижники великого полководца сохранили для последующих поколений русской армии суворовские принципы военного искусства.

Суворовские традиции в нашей стране стали достоянием и молодого поколения советских офицеров, что нашло отражение и создании в августе 1943 г. Суворовских военных училищ.

В 1950 г. в нашей стране отмечалась 150-летняя годовщина со дня смерти Суворова. Для подготовки и проведения этого юбилея был учрежден Всесоюзный комитет. 18 мая в Москве – городе, в котором родился Суворов, - в торжественной обстановке на площади Коммуны состоялась закладка памятника великому русскому полководцу.

«Благодарные потомки никогда не забудут о блистательных походах Суворова», имя которого «золотыми буквами вписано в героическую историю нашей Родины…»[1]


Воспитание и формирование мировоззрения А. В. Суворова

Имя Суворова гремело в свое время по всей

Европе, у нас оно приобрело народность –

И ничто не оспаривает у этого великого человека

Известности исторической.

Д. А. Милютин. СУВОРОВ.

XVIII век, в который протекали жизнь и деятельность А. В. Суворова, был временем складывания нового капиталистического строя. В течение этого века в народнохозяйственной жизни России происходили коренные изменения. Социальное расслоение деревни, образование рынка наемных рабочих, возникновение частного предпринимательства составляли сущность скачка в развитии производительных сил страны. «Уже с 60 – 70-х годов XVIII века можно говорить о наличии буржуазной системы хозяйства в недрах феодально-крепостнического строя», - говорит Н.М. Дружинин.2

Под влиянием развития производительных сил и производственных отношений совершенствовались способы ведения войны. Русская армия XVIII века проходила путь от стратегии маневра и линейной тактики до стратегии генерального сражения и тактики колонн. Складывание форм и способов ведения войны и военных действий происходило в ходе многочисленных войн. Войны являлись практическим мерилом целесообразности организации и устройства войск. Войны рождали новые явления военного искусства, которые обобщались полководцами в уставах и наставлениях. Революционизирующим началом при этом являлось не «свободное творчество ума» гениальных полководцев, а изобретение лучшего оружия и изменение живого солдатского материала».3

Под влиянием всех этих факторов складывалось мировоззрение А.В.Суворова

Начало было положено дома. Отец Суворова, Василий Иванович Суворов, принадлежал к той части русской военной интеллигенции, которая сформировалась в период петровских преобразований. В последние годы жизни Петра I В.И.Суворов состоял денщиком царя и, как доверенное лицо, выполнял его особые поручения. После смерти Петра I В.И.Суворов в качестве военного инженера занимал пост прокурора Берг-коллегии. В период Семилетней войны ведал организацией тыла русской армии. Уже в чине генерал-летейнанта он занимал пост военного губернатора Восточной Пруссии, включенной в состав России во время Семилетней войны. В.И.Суворов обладал довольно широкими познаниями в области инженерного дела. Его библиотека содержала сочинения по военной истории, инженерному делу и артиллерии.

Василий Иванович руководил домашним воспитанием своего сына. Он привил ему любовь к самостоятельным занятиям. Знакомство молодого Суворова с трудами Тюррена, Кегорна, Морица Саксонского, Евгения Савойского и с описанием походов Александра Македонского, Юлия Цезаря и других полководцев древности внедрило в его сознание необходимость глубокого изучения военного опыта прошедших времен. Даже в зрелом возрасте он придерживался этого убеждения. «Возьми себе в образец героя древних времен, - поучал Суворов молодого Милорадовича во время Швейцарского похода, - наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони – слава тебе! Я выбрал Цезаря – альпийские горы за нами…Орлы русские облетели орлов римских»

По существу, Суворов изучил военную историю и науку путем самостоятельного чтения. Биограф Суворова А. Петрушевский справедливо отметил что он «завоевал сперва область наук и опыты минувших веков, а потом победу и славу»4. Он поражал современников своими познаниями.

Поскольку большая часть сочинений по военным проблемам выходила на иностранных языках, то отец Суворова обратил внимание сына на необходимость их освоения. В первую очередь молодой Суворов изучил французский и немецкий языки, а затем уже, находясь в армии, приобрел знание восточных языков – турецкого, татарского, а так же польского, финского и итальянского. Он считал нужным знать язык той страны, где русской армии приходилось воевать.

Большое место в формировании мировоззрения Суворова занимало изучение философских взглядов Лейбница, Вольфа и Локка. С концепциями этих авторов молодой Суворов знакомился как путем самостоятельного чтения, так, возможно, и во время свободного посещения занятий старших классов Сухопутного шляхетского корпуса, где изучались история, география и военные науки.

На Суворова, несомненно, оказывала влияние общественно-политическая обстановка, складывавшаяся в стране в середине XVIII века. На его взглядах сказалось влияние прогрессивных идей и в Сухопутном корпусе, где издавался журнал «Общества любителей русской словесности» «Ежемесячные сочинения». На страницах журнала поднимались важные вопросы о значении преобразований для жизни общества, о роли человека в обществе, о значении разума в жизни человека и т.д. Отдал дань этим сюжетам и Суворов. Он поместил в журнале два сочинения на философские темы: «Разговор в царстве мертвых между Александром Великим и Геростратом» и «Разговор в царстве мертвых – Кортец и Мотецума»5. Оба эти сочинения раскрывают тему подчинения деятельности человека благу своей родины.

На взгляды Суворова оказала влияние пропагандировавшаяся русскими и французскими просветителями антифеодальная буржуазная мораль, в которой главное место занимала идея служения Родине.

Взгляды Суворова на роль человека в обществе были стихийно-материалистическими, что нашло свое отражение в разрабатываемой системе обучения и воспитания войска. Суворов отвергал тиранию, отвергал он также узкоэгоистическую мораль дворянской знати. Он признавал естественное равенство людей и необходимость просвещения народа. Он считал служение отечеству долгом каждого человека и полагал, что общество должно быть устроено на началах «добродетели и справедливости».

Суворов не мог пройти мимо острой полемики по проблемам крепостнического строя, но он видел пути искоренения недостатков не в борьбе против принципов крепостного права, а в смягчении применения последнего. Суворов выступал против пороков крепостнического общества. Он порицал порядок, при котором служение отечеству подменялось служению трону. Человеческое достоинство Суворов ставил выше милостей престола: «Россия службою моею питалась (разрядка моя. – Л.Б.)»6.

Начавшаяся в стране Крестьянская война под руководством Пугачева не изменила взглядов Суворова. Стремясь как можно быстрее подавить восстания, Екатерина II направила на «внутренний фронт» боевых генералов, и в их числе А.В.Суворова. Он прибыл в Поволжье, когда восстание, по существу, было подавлено войсками П.И. Панина и И.И. Михельсона. На Суворова была возложена задача препроводить крестьянского вождя в Симбирск, а затем в Москву. Главной его акцией было объявление от имени Екатерины II амнистии повстанцем, чем он вызвал негодование царицы и петербургской знати, стремившихся к расправе над всеми участниками восстания. О себе же он писал: «Сам не чинил нигде, ниже чинить повелевал, ни малейшей казни, разве гражданскую и то одним безнравственным зачинщикам, но усмирял человеколюбивою ласковостью, обещанием высочайшего императорского милосердия».