Смекни!
smekni.com

Амурский вопрос (стр. 1 из 3)

Содержание

1. Амурский вопрос в XVIII веке

1.1. Международные отношения на Дальнем Востоке и Амурский вопрос.

2. «Муравьевский век» на Амуре

2.1. Россия на Дальнем Востоке в середине XIX века.

2.2. Н.Н. Муравьев и Г.И. Невельской.

2.3. Русские казаки на Амуре.

3. Русско-китайские договоры XIX века и вхождение Приамурья в состав России

3.1. «Россия благодарит!»

Литература

1. АМУРСКИЙ ВОПРОС В XVIII ВЕКЕ

Попытки решения Амурского вопроса в XVIII веке. В 80-е гг. XVII века, вследствие неблагоприятной внешнеполитической обстановки и давления военной силы маньчжур, Россия была вынуждена пойти на уступки Цинскому правительству. Русские колонисты покинули территорию Приамурья почти на 200 лет.

Потеря Россией данного региона по условиям Нерчинского догово­ра 1689 г. отрицательно сказалась на развитии русского Дальнего Восто­ка. Невозможность использования реки Амур как водной магистрали вынуждала правительство и администрацию Сибири опираться на на­селенные пункты, расположенные вдоль побережья Охотского моря, к которым прокладывались сухопутные дороги. Но эти дороги были слиш­ком протяженными, труднопроходимыми и опасными. В то же время растущие потребности российской промышленности, интересы госу­дарства диктовали необходимость решения Амурского вопроса.

Тем не менее процесс исследования и хозяйственного освоения Приамурья продолжался. В XVIII в. был организован ряд экспедиций с целью изучения возможностей расширения русско-китайской тор­говли и возвращения земель, расположенных вдоль реки Амур.

В 1714 г. лондонский агент Петра I Ф.С. Салтыков представил им­ператору проект, в котором предлагал использовать Амур в качестве наиболее удобного пути для торговли с Китаем, Японией и другими странами Тихоокеанского региона. Данную точку зрения разделял и С.Л. Владиславич, доказывавший невыгодность для России любого разграничения в Приамурье, кроме как по течению этой реки.

1.1 Международные отношения на Дальнем Востоке и Амурский вопрос

Наряду с проектами предпринимались и конкретные шаги. В 1736 г. уча­стники второй Камчатской экспедиции П. Скобельцин и В. Шатилов вышли к Зее, а оттуда перебрались на Амур. Здесь они встретили несколько промышленных людей, занимавшихся промыслом пуш­ных зверей. Одновременно землепроходцы наблюдали за жизнью ме­стного населения, которое, как оказалось впоследствии, никому не платило ясак. От эвенков участники экспедиции получили информа­цию о том, что на территории бывшего Албазинского воеводства нет ни одного маньчжурского поселения.

Российское правительство предпринимало неоднократные попытки урегулирования спорного пограничного вопроса. В июне 1736 г. Сенат получил от китайского правительства уведомление о целесообразно­сти дальнейшего разграничения территории Дальнего Востока. Им­перия Цин намеревалась превратить Приамурье в своеобразный бу­фер между Россией и Китаем.

Возможные выгоды от использования Амура для снабжения даль­невосточных владений побудили правительство обратиться к цин-ским властям за разрешением свободного прохода русских судов по Амуру. Но империя Цин, расширяя свои владения за счет соседей, отказывалась принять предложения русской стороны. Следуя поли­тике самоизоляции, Цинский Китай стремился сохранить Приаму­рье в качестве буферной зоны.

Однако в середине XVIII в. возникает новый фактор, с которым были вынуждены считаться как цинская, так и русская сторона, — активизация колониальной политики ведущих мировых держав.

В США большую популярность стала приобретать «идея» создания англо-американского контроля над Тихим океаном. Главной задачей намечавшегося англо-американского союза являлась изоляция и ос­лабление России.

Активное проникновение иностранных держав в страны Дальнего Востока не могло не затрагивать интересов России. Поэтому в началеXIX в. русское правительство предприняло еще одну попытку решить Амурский вопрос. На посольство графа Ю.А. Головкина, отправив­шееся в Китай в 1805 г., была возложена задача — определить судо­ходность Амура и добиться разрешения на проход хотя бы несколь­ких российских судов по реке ежегодно. В инструкции, которая дава­лась послу, предлагалось «исходатайствовать право содержать ей (Рос­сии) торговых агентов на устье Амура» и «вытребовать от китайцев позволения ходить по Амуру, хотя нескольким судам ежегодно, для снабжения Камчатки и русской Америки необходимыми припаса­ми». Но и на сей раз Цинское правительство ответило отказом.

2. «МУРАВЬЕВСКИЙ ВЕК» НА АМУРЕ

2.1 Россия на Дальнем Востоке в середине XIX века

Нерешенность Амурского вопроса замедляла экономическое развитие русского Даль­него Востока. Тихоокеанское побережье было отрезано от всей стра­ны многими тысячами верст таежного бездорожья. Единственным средством связи с побережьем являлись вьючные тропы, одна из которых имела громкое название Якутско-Охотского тракта. Отсут­ствие удобных путей сообщения не только болезненно отражалось на заселении и экономическом развитии многих отдаленных районов Восточной Сибири, но и делало их беззащитными в случае междуна­родных осложнений в бассейне Тихого океана.

В результате изменения внутриполитической и внешнеполитичес­кой обстановки в середине XIX в. предпринимаются усилия к восста­новлению суверенитета России в Приамурье. Практически не разграниченные, не охраняемые и не закреплен­ные за каким-либо государством, приамурские территории могли легко подпасть под контроль Англии, Франции, США, стремившихся к захвату колоний в различных регионах мира. Английские и фран­цузские корабли неоднократно подходили к берегам российского Дальнего Востока. Однако занятые покорением стран Юго-Восточ­ной Азии, ведущие европейские державы пока еще не предпринима­ли конкретных шагов к захвату удобных для мореплавания бухт.

Феодально-отсталая Цинская империя оказалась неспособной за­щитить свою независимость. Возникла реальная угроза территори­ального раздела Цинского Китая. В любое время слабозаселенная тер­ритория Приамурья могла привлечь внимание западных держав.

Таким образом, к середине XIX в. сложились необходимые усло­вия для мирного урегулирования спорных территориальных вопро­сов между Россией и Китаем.

•Эти два государства являлись соседями.

•Несмотря на условия Нерчинского договора, русские колонисты продолжали стихийную колонизацию приамурских территорий.

•Угроза со стороны Англии и Франции вынуждала правительства России и Китая проводить совместные оборонительные мероприя­тия, которые без решения пограничного вопроса были невозможны.

•Взаимовыгодная русско-китайская торговля.

•Успешное разрешение пограничных вопросов между Россией и Китаем определяло будущую судьбу этих стран. Необходимы были конкретные шаги в этом направлении.

2.2 Н.Н. Муравьев и Г.И. Невельской

В такой обстановке в сентябре 1847 г. генерал-губернатором Восточной Сибири был назначен гене­рал-майор Николай Николаевич Муравьев. Впоследствии за заслуги перед страной Н.Н. Муравьев был произведен в чин генерала от инфантерии и возведен в графское достоинство. Он и его сподвижник Геннадий Иванович Невельской сыграли важную роль в возвращении дальневосточных территорий России.

Н.Н. Муравьев был активным сто­ронником укрепления влияния России на Дальнем Востоке. В одном из своих писем он указывал: «Сибирью владеет тот, у кого в руках левый берег и устье Амура». Гарантией ус­пеха этого процесса, по мнению ге­нерал-губернатора, должны были служить следующие условия: уси­ление российской военной мощи в регионе и активная переселенческая политика. Новый генерал-губернатор практически сразу начал предпри­нимать конкретные шаги к пере­смотру вопроса о государственном разграничении на Дальнем Востоке.

Необходимость решения Амурского вопроса осознавали и в Пе­тербурге. Еще в 1843 г. был образован Особый комитет для изучения обстановки на Дальнем Востоке. Но усилия правительства опередила инициатива Г.И. Невельского.

2 июня 1849 г., покинув Авачинский залив, транспортный ко­рабль «Байкал» под его командованием взял курс на Амур. Необхо­димо понять сложность ситуации, в которой оказался командир суд­на. Действия Невельского одобрил Н.Н. Муравьев, но официальных полномочий он не имел.

Прибыв на Амур, моряки с величайшей тщательностью начали изучать открывшиеся перед ними воды лимана. «Байкал» осторож­но лавировал. Наконец, 11 июля корабль вошел в устье реки. Ве­ковое заблуждение, едва не став­шее роковым для судеб Приаму­рья, было рассеяно. Величествен­ный Амур плавно катил свои мо­гучие волны навстречу отважным мореходам. На его берегах кое-где виднелись гиляцкие стойбища, но нигде не было заметно и призна­ка военных сооружений.

Таким образом, в ходе экспедиции Г.И. Невельским был сделан ряд важных географических открытий. Он провел детальное обследование глубин пролива между островом Сахалин и материком, подтвердил су­ществование пролива между ними, а также возможность захода мор­ских судов в устье Амура. Не менее важными были сведения о том, что вновь открытые территории не принадлежат Цинскому Китаю.

В 1851 г. была образована Амурская экспедиция для обстоятельного изучения и описания низовьев Амура и побережья Охотского моря, работавшая до 1855 года. Ее руководитель, капитан второго ранга Г.И. Невельской, заложил невдалеке от устья на берегу Амура пост, назвав его Николаевским, объявив местным жителям о том, что они отныне являются подданными Российской империи. Инициатива рус­ского капитана хотя и вызвала неудовольствие канцлера К.В. Нессельроде, но была поддержана императором Николаем I.

Большая роль в возвращении приамурских территорий России принадлежит Н.Н. Муравьеву. Генерал-губернатор Восточной Сибири сосредоточил свои усилия на административном переустройстве края, организации исследовательских экспедиций и укреплении обороноспособности региона за счет казачества. Казаки представляли реальную силу для заселения и освоения новых земель. В 1851 г. было принято решение о формировании Забайкальского казачьего войска численностью около 48 тысяч человек.