Смекни!
smekni.com

Великая Смута в России (стр. 1 из 5)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Отечественная история»

на тему «Великая Смута в России»

Москва – 2010

Содержание

1. Западная Европа и Россия на пороге Нового времени.

2. Начало Великой Смуты в России.

3. Кульминация событий смутного времени.

4. Исход Смуты, ее сущность и историческое значение


1. Западная Европа и Россия на пороге Нового времени

ХVII век в европейской истории — переходное время. Это был период разложения феодализма. Все более отчетливо проявляла себя тенденция к преобразованию аграрного традиционного общества в индустриальное. Важнейшим фактором разложения феодального строя стали Великие географические открытия — активное освоение европейцами новых регионов земли. В результате новых открытий торговые пути стали проходить и по океанам, расширились объемы и номенклатура торговли, появились новые формы торговых организаций — компании, получавшие от государств прерогативы власти на туземной территории, произошла «революция цен» в Европе. Параллельно менялись формы эксплуатации крестьян — барщина и оброк заменялись денежной формой ренты («коммутация ренты»). Это вело к освобождению крестьян от крепостной зависимости. Лидировала здесь Англия, в которой эти процессы начались сразу после восстания Уотта Тайлера. Рождалась буржуазная собственность, первые предприятия — мануфактуры, появился ростовщический капитал, формировался мировой рынок, колониальная система. Экономический, а затем и политический центр Европы сместился с «торгового юга» на «промышленный север». Лидирующее положение заняли Голландия, Англия, Франция. Столь важные изменения в экономической жизни Европы не были бы возможны без технического прогресса. Важнейшее значение имело распространение доменных печей, огнестрельного оружия, книгопечатания и бумагоделания, часов.

Вместе с тем определилось и зримое разнообразие путей эволюции европейских стран. Если в Голландии, Англии и отчасти во Франции генезис феодализма шел быстрыми темпами, то в Германии, Италии, Испании, странах Центральной и Восточной Европы он осуществлялся медленнее, с заметными явлениями феодального регресса. Они выражали себя прежде всего в поляризации сословий и усилении крепостного права. Последнее вызывалось потребностями крупных помещичьих хозяйств, ориентированных на рынок.

XVII век в Европе — преддверие Нового времени, когда феодализм еще господствовал на континенте, но уже начался процесс превращения средневекового сословия бюргеров в реакционную силу, смыкавшуюся с феодальным дворянством в борьбе за сохранение сословной исключительности. Начал формироваться класс буржуазии, укрепление которого дало западноевропейским монархиям большую самостоятельность. Теперь короли получили возможность объединять свои страны, балансируя и противопоставляя феодалам третье сословие. Так родились национальные государства в виде абсолютных монархий.

Манифестом абсолютизма стали слова Людовика ХIV: «Государство — это Я». Главной его опорой были мелкие и средние дворяне, ядро королевской армии. Феодальная знать отчасти превратилась в придворную, отчасти была истреблена в борьбе с королями. Содержание государственного аппарата требовало резкого усиления податного гнета, что ухудшало положение народных масс. Это наслаивалось на процесс экспроприации мелких производителей, интенсивно развернувшийся в годы первоначального накопления капитала. Значительная часть крестьян и ремесленников прошла в эти столетия путь бродяжничества и вовлеклась в производственную деятельность по свободному найму. Так было положено начало образованию пролетарского класса.

Абсолютистские государства по характеру этнической консолидации являлись национальными. Они формировались на базе растущих экономических связей, которые сплачивали территории, способствовали формированию общего языка, национального сознания и культуры. Это создавало условия для возникновения наций. По времени этот процесс совпал с политической централизацией ведущих стран Европы — Англии и Франции. В них большинство населения принадлежало к одной национальной группе. Они сформировали однородные в национальном плане государства. В Центральной и Восточной Европе, где необходимость централизации диктовалась политическими причинами, а не характером социально-экономического развития, образовались многонациональные государства (например, австрийская монархия Габсбургов, в котором выделялось доминантное национальное ядро — австрийцы).

Рождение новых явлений в социально-политической жизни сопровождалось возникновением идеологий, отражавших интересы буржуазии и приобретавших религиозную окраску. Реформатское движение облекалось в форму религиозных учений: лютеранства, цвинглианства, кальвинизма. Последнее — самое смелое и последовательное движение — стало идеологией первых буржуазных революций в Европе — Нидерландской (середина ХVI в.) и Английской (середина ХVII в.). Реформация вызвала гражданские войны в Германии, Франции, Швейцарии, национально-освободительные — в Голландии и Швеции. Мирным путем была осуществлена реформация в Дании и Англии, где она носила умеренный характер.

В духовной сфере и в области культуры преддверие Новой эпохи сопровождалось явлением освобождения человеческой мысли от авторитета догм и церковного диктата. Мыслители эпохи Возрождения поставили человека на небывалую высоту, объявив его способности к безграничному самосовершенствованию, постижению и творчеству равными божественным качествам. Открытия научной революции ХVII в., связанные с именами Кеплера, Коперника, Бруно, Ньютона, Декарта, Спинозы, Бэкона и др., способствовали становлению новой рационалистической философии и опытного естествознания.

Менялся и характер международных отношений. В силу возросшей взаимосвязи государств континента история все более приобретала общеевропейский характер. Европейские страны наращивали свою экспансию за пределами континента — в Азии, Африке, Океании, Америке. Вслед за пионерами колониального процесса, Португалией и Испанией, колонии начинают аннексировать Англия, Голландия и Франция. Большую роль продолжал играть турецкий фактор международной политики. В XVI в. и первой половине XVII в. Оттоманская империя испытывала высший взлет своего развития. Она утвердила свое господство на Балканах, Ближнем Востоке, в Северной Африке, настойчиво продвигалась к Дунайским землям и русским южным владениям. Общеевропейского антитурецкого союза тогда не сложилось. Неудачи турок в Русско-турецкой войне 1677—1681 годов и разгром их под Веной в 1683 г. на время обезопасил Европу от их угрозы.

Фокус международных противоречий первой половины ХVII в. был связан с процессом формирования национальных европейских государств и разграничением их территорий. Он сильно тормозился средневековым династическим принципом — путем брака или наследования под властью одного государя могли оказаться страны и области, разобщенные территориально и культурно-исторически. Примером такой империи было государство Карла V Габсбурга, включавшее в себя Испанию, Священную Римскую империю, Нидерланды, Неаполитанское королевство и Новый Свет. Первая общеевропейская Тридцатилетняя война 1618—1648 годов велась на территории Германии с ее формальными связями и гегемонистскими претензиями. Поражение и политическое унижение Германии в этой войне способствовали окончательному краху планов Габсбургов на создание католической «мировой империи» под своей эгидой. Официально было закреплено политическое раздробление Германии. Швеция стала гегемоном на Балтике, а Франция получила Эльзас и подтверждение своих прав на занятое почти сто лет назад епископство Лотарингское (Мец, Туль, Верден). Сразу после окончания Тридцатилетней войны развернулись главные события буржуазной революции в Англии, которая открывает новую страницу европейской истории — эпоху Нового времени.

Развитие России в ХVII вв. не укладывалось в европейские мерки по механизмам своего осуществления, хотя по внешним формам было близко к ним. Важнейшим фактором, придававшим своеобразие России, выступал особый тип феодализма, который сформировался под влиянием природно-географической обусловленности и специфики исторических связей страны. Для него были характерны: 1) господство государственной формы земельной собственности; 2) жесткие формы зависимости непосредственных производителей, трансформировавшиеся в крепостное состояние; 3) сильная степень зависимости господствующего класса от государственной власти; 4) экономическое и политическое подчинение городов верховной власти государя и феодалов. Общим с Западной Европой был сам факт вызревания новых процессов в жизнеустройстве общества, который приведет Россию петровских времен к крутому повороту. Яркими показателями начавшейся ломки традиционных укладов и воззрений стали длительные эпохи тотальных социальных конфликтов — опричнина и Смута. Они кардинально изменили взгляд народа на государство, заставили отказаться от понимания его как объекта личной собственности государя. Одновременно возникло понятие «вся земля» для характеристики общенародной сущности власти, которая избирает своего главу, что и становится основанием законности верховного положения царя. Так постепенно складывалось общественное самосознание — признак национального типа государства Нового времени.

Как и в Западной Европе, рождавшееся национальное государство носило абсолютистский характер. Однако необходимость абсолютизма в России определялась не столько потребностями внутреннего социально-экономического развития, сколько внешнеполитическим фактором — необходимостью организовывать общество для отпора многочисленным внешним врагам и величиной государственной территории. Русские цари после колонизации Сибири правили самым большим в мире государством — площадью более 15 млн км2. Можно сказать, что со своими внутренними и внешними проблемами абсолютизм справлялся более или менее успешно. К середине ХVII в. на основе ужесточения эксплуатации непосредственных производителей были упорядочены социальные отношения в стране, статус каждого сословия оформлялся правовым образом. Тогда же окончательно и были закрепощены крестьяне. В эпоху первых Романовых завершилось оформление государственного аппарата управления, начатое еще два столетия назад. Сложилась громоздкая, но все-таки действовавшая приказная система. Местничество, т.е. порядок наследственного закрепления государственных должностей за членами родовитых фамилий, сначала было ограничено при Иване Грозном отменой системы кормлений, а в конце ХVII в. и вовсе отменено. Все более на государственную службу выдвигались талантливые люди из средних слоев общества. В своей попытке противостояния боярско-княжеской оппозиции московские государи в ХVI—ХVII вв. стремились опираться на широкие слои населения — вводили элементы местного самоуправления, учреждали подобие сословно-представительных органов в лице Земских соборов. Победоносно закончилась борьба абсолютизма с церковью, которая в официальной своей части всецело подчинилась государственной власти после низложения патриарха Никона.